ОпЯть дВойка?
Инициатива мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, связанная с запретом на перевод из класса в класс учащихся, в данном случае, третьеклассников, не сумевших справиться с экзаменами по чтению и математике, вызвала неадекватную реакцию их родителей, а также части педагогов. Многие мамы и папы заявили, что подвергать такому жесткому испытанию 8-летних школьников недопустимо.
Сейчас, когда я пишу эти строки, у меня еще нет на руках точных данных о том, сколько же всего третьеклассников осталось дома и не приняло участия в экзамене по чтению, состоявшемся во вторник, 20 апреля. Именно неявкой своих детей некоторые родители решили выразить протест против намерения мэра положить конец доктрине “social promotion”, в рамках которой школьников переводили из класса в класс, принимая во внимание факторы, далекие от знаний.
Надо сказать, что сама идея отказа от “social promition” вовсе не вздорная, второгодники имеются во всех школах мира, не только в США. Однако можно понять и родителей, которых просто смутил возраст тех, за кого взялись с такой строгостью.
Кроме того, в действиях Блумберга сквозит, на мой взгляд, трудно скрываемое недоверие к учителям. Ведь до того как мэр выступил со своей инициативой в январе нынешнего года, а организация под названием Panel of Educational Policy в прошлом месяце ее одобрила, многим экспертам представлялось более целесообразным поручить самим учителям делать окончательный вывод о своих подопечных (переводить их или нет в следующий класс) на основании полученных ребятами в течение года оценок по чтению и математике. Как мне кажется, такой подход по отношению к 8-9-летним учащимся является более здравым, чем сложный экзамен, чреватый всякими неожиданностями. А экзаменационный стресс? Так ли необходимо было подвергать ему младших школьников? Мое мнение: нет, конечно.
Как всегда, не обошлось и без политизации вопроса, разыгрывания расовой карты. Некоторые родители, представители национальных меньшинств, уже успели заявить, что тесты по чтению составлены так, что они более понятны белым школьникам, чем черным или испано-язычным. Хотелось бы знать, откуда им это известно?
Глава нью-йоркской школьной системы, канцлер Джоэль Клейн, сказал, что подобное заявление, конечно же, вздор. Между тем можно не сомневаться: в Гарлеме, Бронксе или бруклинском Восточном Нью-Йорке ему вряд ли поверят, да и неприятный осадок в душе у тех, кто проживает в вышеуказанных районах, останется.
В общем, экзамен по чтению состоялся, его итоги, как и результаты теста по математике, назначенного на 27 апреля, мы узнаем позднее. Каковы же прогнозы?
В ведомстве мистера Клейна считают, что с экзаменом по чтению не справится не менее 15 тысяч учеников (из 80 тысяч третьеклассников), которым предстоит затем посещать летние классы, чтобы подготовиться к августовской переэкзаменовке (на эти цели Блумберг пообещал выделить дополнительно 51 млн. долларов). Учителям позволят ходатайствовать за тех учащихся, у которых результаты переэкзамеовки окажутся близкими к проходному баллу.
Лично меня смущает, что нью-йоркские школы подошли в сдаче экзаменов в третьих классах далеко не на равных условиях. Например, в бруклинской школе P.S.160 ее администрация уже пять лет использует специальную программу “America’s Choice” – эффективное средство для «подтягивания» учащихся, имеющих проблемы с чтением. Если в 1999 году только 34 процента школьников P.S. 160 смогли успешно сдать тест - New York State English, то в 2003 г. – 74 процента. Между тем пример этой начальной школы не получил широкого распространения. Интересно, что даже ее директор Исаак Финк заявил, что «выражает осторожный оптимизм» в отношении результатов экзамена. Что же говорить о других его коллегах, в школах которых о программе “America’s Choice” если и знают, то лишь понаслышке...