«План Шарона»: не тоЧка, а многотоЧие...
При взгляде на данные опросов общественного мнения легко убедиться в том, что большинство палестинцев и израильтян поддерживают намерение Ариэля Шарона вывести ЦАХАЛ из Газы и демонтировать расположенные в секторе два десятка еврейских поселений. Исследование, проведенное не так давно Harry Trumen Institute for Advancement of Peace при Хибру-университете, дало следующие результаты: план израильского премьера одобряют две трети израильтян и 73 процента подданных Ясира Арафата.
В этой связи лично мне кажется нонсенсом намерение Шарона провести внутрипартийный референдум по поводу одностороннего размежевания с палестинцами, намеченный на 29 апреля. Если две трети граждан еврейского государства - за уход из Газы, логично ли отдавать этот вопрос на откуп ликудовцам. Израиль – демократическое, многопартийное государство, и воля членов одной из партий не должна влиять на политику, проводимую государством в целом. «Ликуд» никогда не был и, я надеюсь, никогда не будет «руководящей и направляющей» силой израильского общества.
Как бы там ни было, референдум Шарон вряд ли станет отменять, рискуя противопоставить себя членам центрального комитета «Ликуда», проголосовавшим за его (референдума) проведение.
Данные опроса, которые я привел в начале статьи - не должны смущать наших читателей, идея ухода из Газы действительно очень популярна в стране. Против нее выступают большей частью поселенцы, а также граждане крайне правых взглядов, представленных в Кнессете Авигдором Либерманом и Бени Алоном. В самом руководстве «Ликуда» план одностороннего отделения вызывает критику лишь со стороны откровенных ястребов, которые и стараются ставить премьеру палки в колеса.
Если мы абстрагируемся от аргументов сторонников концепции «библейского Израиля», спустившись с небес на землю, то мотивы тех израильтян, которые выступают в поддержку Шарона, нам станут очень даже понятны. Охрану 7,5 тысячи поселенцев, проживающих в 21 населенном пункте, обеспечивают 20 тысяч солдат ЦАХАЛа – целая армия! Вне всякого сомнения, они могли бы заниматься куда более важным делом, например, охраной границ своего государства, которые останутся уязвимыми и после возведения «защитной стены». Бетон – не панацея от проникновения террористов. Однако если за ним будут находиться пограничники, имеющие право стрелять на поражение в тех, кто решится проверить прочность рубежей еврейского государства, можно не сомневаться, что желающих попасть в объятия 70 гурий окажется не так уж много.
Поддержка «плана Шарона» большинством израильтян объясняется их усталостью от бесплодных ожиданий мира и непрекращающихся терактов.
Многие считают одностороннее отделение вынужденной мерой, к которой необходимо прибегнуть для того, чтобы прекратить вакханалию насилия. Да, частью поселений придется пожертвовать, как и воплощением на практике идеи заселения евреями библейских земель, но взамен люди надеются получить спокойствие, которое вряд ли возможно при наличии практически неохраняемых границ. Симптоматично, что «план Шарона», который предполагает всего лишь демонтаж небольшой части поселений на Западном берегу, одобрили даже его противники из крайне левой организации «Мир сегодня». И это при том, что премьер дал понять: большинство поселений в Иудее и Самарии останется там, где они в данный момент расположены. Идеология идеологией, но быть взорванным в автобусе никому не хочется.
Конечно, «план Шарона» оставляет многие вопросы без ответа. Это и проблема границ, которая вряд ли будет решена в результате одностороннего отделения, и вопрос, связанный с размещением на территории Израиля эвакуированных поселенцев. Не совсем ясно, каким образом будет заполнен вакуум власти в секторе Газа, и многое-многое другое.
Шарон, говоря о том, что он не отдаст палестинцам большую часть Западного берега, вряд ли верит в то, что псле реализации «плана Шарона» прекратятся попытки заставить Израиль пойти на более серьезные уступки. Противники еврейского государства не сидят сложа руки, очень точно меняя свою тактику. В последнее время лидеры ХАМАСа, несмотря на агрессивную риторику, стали все чаще заявлять, что они согласны примириться с образованием независимого государства Фалестын в секторе Газа и на Западном берегу со столицей в Восточном Иерусалиме. Что касается «освобождения» остальных «оккупированных территорий», то подумать об этом должны будут следующие поколения палестинцев.
Еще один важный момент, о котором не стоит забывать. ХАМАС - это фактически один из филиалов «Братьев-мусульман», а цель этой старейшей фундаменталитской организации, имеющей отделения во многих арабских странах - смена светских режимов в них на исламские. Какие именно шаги намерены предпринять хамасовцы в данном направлении? Может быть, они готовы смириться с будущим светским характером палестинского государства?
Перед тем как духовный лидер ХАМАСа Ахмед Ясин был отправлен израильтянами в лучший из миров, шейх заявил, что он и его соратники уже разработали свою собственную программу политических, административных и социальных реформ, которая, как они надеются, будет доброжелательно принята другими палестинскими организациями, в том числе и арафатовским ФАТХом. Если учесть, что светские лидеры группировки «раиса» никогда не питали особых симпатий к идеологии «Братьев-мусульман», думается, что покойный шейх все же выдавал желаемое за действительное. А раз так, то вся борьба еще впереди...
Надо сказать, что серьезную помощь в признании ХАМАСа равным партнером в правительственной коалиции оказали и продолжают оказывать, как ни странно, европейцы, считающие, что, приняв на себя часть ответственности в управлении государством, исламские боевики сменят военный френч и маски с прорезью для глаз на цивильные костюмы. Такой точки зрения придерживается, например, Алистер Крук, бывший помощник по проблемам безопасности специального посланника ЕС на Ближнем Востоке Хавьера Солана. Крук приложил немало усилий для примирения различных палестинских фракций, в том числе ХАМАСа и ФАТХа.
И все-таки, захочет ли Арафат поделиться хоть частью своей власти со своими «заклятыми» друзьями, которых ему так усердно сватают в партнеры? Не опасается ли он, что, дав укусить свой палец, рискует потерять целую руку?
«Нужно быть очень наивными людьми, чтобы верить в то, что Арафат и его люди из спецслужб автономии добровольно поделятся своей властью, - отметил на страницах журнала «Джерузалем рипорт» депутат палестинского законодательного собрания от Газы Зиад Абу Амр, знающий о ситуации не понаслышке. - Я очень сомневаюсь, что они договорятся. Борьба за власть только начинается...»