Президент полон оптимизма

Мнения и сомнения
№17 (417)

Джордж Буш не жалует журналистов и от встреч с ними обычно уклоняется. Нужны какие-то особые обстоятельства, чтобы он посчитал нужным созвать пресс-конференцию. За весь прошедший период его президентства их было всего две. И вот во вторник 13 апреля состоялась третья. Видимо, того потребовали действительно обстоятельства особого значения: мятеж в оккупированном Ираке, незавершенность военной акции в Афганистане, публичные слушания независимой комиссии по расследованию причин трагедии 11 сентября. И все это – в преддверии очередных президентских выборов, когда любое событие может повлиять на их исход.[!]
Общая внешнеполитическая обстановка, что и говорить, не очень-то способствует переизбранию Буша на второй срок. бен Ладен не пойман, новые афганские власти контролируют лишь часть страны, уничтожить очаги напряженности пока не удается. В Ираке ширится сопротивление войскам коалиции, подавление мятежа объединившихся суннитов и шиитов даже в случае успеха не даст никаких гарантий стабильности, вылазки партизан, наверняка, продолжатся. Заседания независимой комиссии по делу об 11 сентября, вопреки ожиданиям, все меньше походят на обычное политическое шоу и все больше – на серьезное и глубокое расследование крупных недостатков в работе президентской администрации.
Выступая перед многочисленными представителями прессы, Джордж Буш, естественно, защищал свои позиции. Он говорил о высоком чувстве ответственности, с каким администрация относится к каждому своему решению. О моральном долге Америки перед всем миром, поскольку именно лидер обязан нести человечеству свет знаний, идеалы добра, справедливости и свободы. Президент выразил глубокое соболезнование всем родственникам тех, кто безвинно погиб от терактов, а также солдат коалиции, отдавших свои жизни на полях сражений во имя безопасности Соединенных Штатов. От отдал должное вкладу партнеров по антисаддамовской коалиции, подчеркнув в очередной раз, что свержение кровавого режима в Ираке сделало окружающий мир более стабильным и безопасным.
Обтекаемые формулировки общего характера, присущие абсолютно всем политическим лидерам любой страны, время от времени перемежались конкретными сообщениями. Президент подтвердил, что к 30 июня в Багдаде будет создано национальное иракское правительство, а к началу будущего года Ирак станет полностью суверенным государством. А пока в эту страну будут направлены дополнительные войска и «все, что запросят руководители военных операций». По словам Джорджа Буша, абсолютное большинство иракского населения благодарно американцам за свержение Саддама Хусейна, однако недовольно оккупацией – чувство, которое сам президент готов понять и разделить. Хозяйство Ирака успешно возрождается и нефти добывается даже больше, чем можно было предположить.
Вопросы настырных журналистов, подчас весьма каверзные, не сломили стойкости позиции президента и не повергли его в растерянность. Хотя его впрямую упрекали в многословии и повторе хорошо известного, он и на вопросы отвечал общими, обтекаемыми формулировками, избегая рискованных высказываний. Однако полностью не избежал. Было бы наивно ожидать, что президент вот так, запросто признает свои неудачи или откроет все карты перед широкой аудиторией. Лидерам такое совершенно не свойственно. Тем не менее кое-что важное в его высказываниях промелькнуло.
Стоит обратить внимание, по меньшей мере, на три момента. Прозвучало признание, что до 11 сентября «Аль-Каида» уже находилась «в плоскости войны», тогда как Америка находилась вне этой плоскости, и потому не ожидала такого коварного и внезапного нападения, оказалась не готовой к столь серьезному повороту событий. Это верно и вполне объяснимо. Только президент счел нужным умолчать об одном важном факторе: в действительности администрация активно готовилась к войне, но не с террористами «Аль-Каиды», а с режимом Хусейна в Ираке. Об этом президент не сказал ни слова.
Сказано было также, что сопротивление иракских экстремистов растет из-за успехов мирного строительства в оккупированной стране. Никаких иных причин мятежа и потока нападений как на войска коалиции, так и на представителей местной власти, не называлось.
И наконец, президент мельком, как само собой разумеющееся, сообщил журналистам: Америка взяла на себя миссию переделать мир и, в частности, ближневосточный регион, с тем чтобы идеалы свободы и демократии стали всеобщими, глобальными. И миссия эта носит чуть ли не божественный характер, она продиктована нам свыше.
За исключением ссылки на Бога, все три высказанных президентом тезиса заставляют нас вспомнить о теориях, которые давно стоило бы окончательно забыть. Тут и внезапность вражеского нападения, заставшего огромную страну врасплох. И возрастающее сопротивление, вплоть до актов террора, в ответ на успехи мирного строительства. Наконец, отнюдь не впервые мы слышим о настойчивом стремлении реформировать весь мир для его же счастья. Странные, прямо скажем, совпадения.
Так или иначе, третья по счету пресс-конференция Джорджа Буша является важным элементом и внешнеполитического курса администрации, и предвыборного процесса. Выступление президента еще долго будут цитировать, обсуждать, приветствовать или критиковать. Наверное, будет о чем подумать и всем нам, рядовым гражданам Америки.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir