ТоЧки и тире
Знаменитый Центральный парк в Манхэттене вполне, по моему, можно считать музеем под открытым небом. В нем находится большое количество памятников, скульптур, замечательных сооружений и других достипримечательностей. К их числу несомненно относится и статуя Сэмюэля Морзе (там, где 72 улица упирается в так называемые Ворота изобретателей, на восточной стороне парка).
Всемирно известный изобретатель изображен опирающимся правой рукой на свой телеграфный аппарат. В левой руке он держит бумажную ленточку с сообщением, напечатанным изобретенной им же азбукой.
Памятник примечателен тем, что был воздвигнут еще при жизни самого изобретателя. Это великая честь, которой американцы очень редко удостаивают кого-либо.
Имя Морзе я впервые услышал, будучи еще совсем мальчишкой. Мой двоюродный брат, который был на одиннадцать лет старше меня, в первые послевоенные годы в армии служил радистом.
По этой же специальности он некоторое время работал и после демобилизации. Жил у нас, потому что не имел собственного угла. Мне доводилось наблюдать, как он ловко и быстро работает на ключе, с невероятной, как мне казалось, скоростью передавая точки и тире. Длинными очередями они вылетали у него из-под руки. Я был зачарован прерывистым, совершенно непонятным писком в наушниках, каким-то птичьим языком, с помощью которого мой брат мог переговариваться с кем-то, кто находился в неимоверной дали от него. Он же показал мне принцип работы с азбукой Морзе («морзянкой»), обозначения русских букв с помощью точек и тире.
Однако о самом Морзе он ничего толком не знал, зато много рассказал мне об Александре Попове – русском изобретателе радио.
В моем воображении Морзе долгое время оставался каким-то инженером, технарем, который, сидя за столом и стуча от нечего делать пальцами по столешнице, придумал свою азбуку. Думаю, и сейчас далеко не все знают, что реализовать свою идею ему удалось с превеликим трудом, а по образованию он был художником.
Сэмюэль Морзе родился в Бостоне в 1791 году в семье педагога. Его отец был автором известного в свое время учебника географии.
Еще в раннем детстве Сэмюэль проявил большие способности к рисованию.
Тем не менее, окончив школу, он поступил учиться в Йельский университет, чтобы изучать химию и натурфилософию. Именно там, будучи девятнадцатилетним юношей, во время слушания лекций об электричестве пришел к мысли о возможности передачи сообщений на большие расстояния и с огромной скоростью.
Однако отец Самуэля, зная о художественных способностях сына, послал его в Англию для изучения живописи. Наставником молодого талантливого американца стал известный тогда в Англии художник Бенджамин Уэст.
Жилось Сэмюэлю на туманном Альбионе нелегко, приходилось отказывать себе почти во всем, потому что отец не имел особой возможности помогать ему. Однако несмотря на все трудности, Самуэль Морзе прекрасно учился, и его выпускная работа «Умирающий Геркулес», написанная на классический сюжет, была удостоена золотой медали Лондонской академии художеств. Успехи на ниве искусства были налицо, но заказов у молодого художника не было. Он зарабатывал на жизнь, давая уроки живописи.
Помаявшись таким образом в Англии, Морзе вернулся в свой родной Бостон, но и здесь ему жилось нелегко. Его работы многим нравились, но не находилось желающих купить их. Тогда он решил попытать счастья в Нью-Йорке, основав в 1825 году в этом городе Национальную академию дизайна и став ее первым президентом. Однако и это его материального положения не улучшило.
Мысль о создании телеграфа не оставляла его все эти годы, но отсутствие средств не позволяло приступить к сколько-нибудь серьезным опытам.
В 1829 году Морзе опять отправляется в Европу изучать работы старых мастеров. В то же время все его попытки заработать на своих картинах оказываются тщетными, и в 1832 году он возвращается в Нью-Йорк. Именно во время долгого плавания из Европы к родным берегам он разработал идею телеграфа, набросал чертежи и придумал свою знаменитую азбуку.
Прибыв в США, он обратился к правительству страны с предложением провести телеграфную линию между Вашингтоном и Балтимором. Однако его идеи не нашли отклика у местных бюрократов.
Отчаявшись добиться хоть какого-нибудь финансирования, он опять уезжает в Европу, но и там никого не смог заинтересовать своим проектом. Зато успел познакомиться с одним из первооткрывателей фотографии, Луи Дагером.
Вернувшись в Америку, Морзе начинает делать здесь снимки-дагерротипы, став одним из первых фотографов в Западном полушарии. Правда, это мало отразилось на его финансовом положении, и он продолжает испытывать стесненность в средствах.
В 1842 году Морзе все же удалось с помощью лодочной переправы протянуть изолированную проволоку от берега до Губернаторского острова в нью-йоркской бухте и передать по ней сигнал. Однако в тот же день проволока была порвана проходящим небольшим судном.
Тем не менее эта маленькая удача вдохновила его. Уже тогда изобретатель предсказал прокладку кабеля через Атлантический океан.
“Как ни невероятно это кажется теперь, но я уверен, что придет время, когда этот проект осуществится”, - написал он спустя два года.
Морзе не оставлял усилий по продвижению своей идеи, и наконец, зимой 1843 года небольшим большинством голосов Палата представителей, а потом и Сенат утвердили выделение 30 тысяч долларов на строительство пробной линии между Вашингтоном и Балтимором. Многие конгрессмены и сентаторы считали эти деньги выброшенными на ветер.
Текстом первой депеши Морзе выбрал цитату из Ветхого завета: «What hath God wrought» (что-то вроде «Вот что сотворил Бог»). Когда написанная с помощью придуманной им азбуки депеша была отправлена из Балтимора и получена в Вашингтоне, барьер непонимания был сломлен. Это случилось ровно 160 лет назад.
Началось бурное строительство телеграфных линий, и уже в 1861 году Вашингтон был соединен ею с Сан-Франциско. Этот телеграф, опередивший на десять лет строительство великой Тихоокеанской железной дороги, оказал большую помощь северянам во время Гражданской войны.
Еще до ее начала были предприняты первые попытки соединить телеграфным кабелем Америку с Европой по дну Атлантического океана. Однако три попытки подряд окончились неудачей: кабель рвался.
Первый кабель удалось дотянуть до Европы в 1858 году. Президент США Джеймс Бьюкенен получил приветствие от королевы Виктории, но приблизительно через полмесяца кабель порвался. И только в середине лета 1866 года, наконец, Америка и Европа были надежно соединенеы телеграфным кабелем.
Сэмюэль Морзе дожил до торжества своей идеи. Он получил огромное количество различных наград от правительств и организаций многих стран Европы, сделался состоятельным человеком, а американцы в 1871 году воздвигли ему памятник в Центральном парке Нью-Йорка. Великий изобретатель и замечательный художник умер в 1872 году и был похоронен в Бруклине на знаменитом Гринвудском кладбище, где покоится прах многих знаменитых людей.
На могиле Сэмюэля Морзе установлен великолепный памятник из коричневого мрамора. Там же похоронены и его ближайшие родственники.
comments (Total: 1)