Доброе и веЧное - с помощью ремнЯ
Учитель Ральф Маклени получил общенациональную известность вовсе не из-за новаторских методов обучения школьников. Бывший заместитель директора Carver Middle School (штат Миссисипи) прославился по другой причине – из-за отказа пороть своих учеников.
«Когда мне, белому мужчине, поручили выпороть черную девушку-старшеклассницу, уже вполне взрослого человека, я понял, что это выше моих сил и противно моей совести», - признался преподаватель корреспонденту газеты «Вашингтон пост».[!]
Маклени, устраиваясь на работу в Carver Middle School, конечно же был проинструктирован о тамошних правилах, предусматривающих телесные наказания. Однако, говорит он сегодня, я думал, что порка применяется здесь лишь в исключительных случаях и даже представить себе не мог, что мне придется наказывать 10 - 15 ребят в день. Разве ремень и розга это единственное воспитательное средство, задал он вопрос своему непосредственному начальнику Эрнсту Ворду.
«Безусловно, не единственное, - ответил директор школы, - но самое верное и надежное. Если ребенок не желает вести себя соответственно, плохо учится и нарушает дисциплину, розга – более чем убедительное средство привести его в чувство».
Господин Ворд не одинок в такого рода суждениях. Ирония судьбы, но на сегодня из всех высокоразвитых государств мира только в нашей стране, считающей себя образцом демократии и подражания для других, да в одном из штатов Австралии в школах разрешены телесные наказания. В последние несколько лет законы, разрешающие порку учащихся, были упразднены в таких, прямо скажем, очень далеких от демократии странах, как Пакистан, Зимбабве, Замбия, где власть находится в руках авторитарных режимов. А у нас в 22 штатах подобная воспитательная мера считается нормой.
Большинство мест в первой десятке принадлежит, и удивляться здесь нечему, консервативным южным штатам. Согласно данным, представленным организацией Center for Effective Discipline, выступающей за полную отмену телесных наказаний в американских школах, лидером по числу выпоротых учащихся является Миссисипи – ежегодно 10 процентов всех школьников в штате подвергаются этой позорной экзекуции. За Миссисипи расположились: Арканзас – 9,1 процента, Алабама – 5,4 процента, Теннесси – 4,2 процента, Оклахома – 2,9 процента, Луизиана – 2,6 процента, Техас – 1,9 процента, Джорджия – 1,8 процента, Миссури – 1 процент, Нью-Мексико – 0,7 процента. В «списке 22-х» находятся также Пенсильвания (здесь, правда порку в школах давно уже не применяют, хотя законодательно она разрешена), Айдахо, Вайоминг, Аризона, Колорадо, Канзас, Миссури, Флорида, Северная и Южная Каролины, Кентукки, Огайо.
Поборники телесных наказаний нередко ссылаются на Священное писание, а именно на слова о пользе розог в воспитательных целях. Слушая одну из оппоненток Маклени, учительницу Черри Мур, можно мысленно перенестись лет на 800 назад, в средние века. Ее мысли полностью созвучны воззрениям педагогов той далекой эпохи: главный учитель – это Всевышний, а сами учителя – суть его наместники на земле, школяр же - человек, с детской доверчивостью и детской старательностью принимающий уроки своих Учителей, а порой и терпящий удары розги.
Схоластов средневековья и нынешних просвещенных сеятелей доброго и вечного разделяют века, а подходы к воспитанию детей остались в принципе одни и те же.
За что же применяются в современных американских школах телесные наказания? Очень распространенная причина - неуважительное отношение к словам учителя. Согласимся, очень растяжимое понятие. Под неуважением к преподавателю ведь можно подразумевать все что угодно. Например, не согласиться с миссис Мур в отношении того, кто создал наш мир, или разойтись во мнении относительно фильма Мэла Гибсона о Христе Спасителе. Наказание поркой может также последовать за нарушение дисциплины, за богохульство, за опоздание на уроки.
“В нашей стране, - возмущается на страницах «Вашингтон пост» Надина Блок, один из руководителей Center for Effective Discipline, - детей можно подвергать телесным наказаниям вполне законно. Учащиеся меньше защищены от произвола, чем заключенные или военнослужащие”.
А каково мнение на этот счет Верховного суда США? В последний раз эта уважаемая инстанция высказалась насчет порки аж в 1977 году. В своем вердикте «верховные» записали, что 8-я Поправка к Конституции, в которой говорится о недопустимости «жестоких наказаний», имеет отношение к заключенным, но вовсе не к школьникам. И, кроме того, было подтверждено право учителей пороть детей, даже не испрашивая разрешения родителей.
В большинстве школ, где применяются телесные наказания, в том числе и в Carver Middle School, администрация предупреждает родителей о подобной практике, рассылая соответствующие напоминания перед началом учебного года. Однако так поступают не везде, например, в Техасе родители нередко узнают о наказании, которому подверглись их дети, постфактум.
В штатах, где разрешены телесные наказания, учителя, которым противны жестокость по отношению к детям, с юридической точки зрения не вправе отказаться от приказа вышестоящего начальства наказать провинившегося ученика. Когда Маклени обратился в Генеральную прокуратуру Миссисипи с просьбой разъяснить ему, позволено ли педагогам не поднимать руку на ребенка в том случае, если это противно их совести. Нет, заявили ему, так как отданное руководством распоряжение «легитимно и его надлежит исполнить». Об этом же сказал Маклени и адвокат, которого предоставил ему учительский профсоюз. Поняв, что плетью обуха не перешибешь, учитель вынужден был попросить об отставке, потеряв при этом работу с окладом в 56 тысяч долларов – немалые деньги в одном из беднейших штатов страны.
И все-таки не хочется заканчивать материал на грустной ноте. Несмотря на то что в американских школах все еще продолжают практиковать порку учащихся, число детей, подвергшихся экзекуции, значительно сократилось за последние три десятка лет. Если в 1976 году, согласно данным Министерства образования, телесным наказаниям подверглось 1,5 млн. школьников, то в 2000 году немногим более 340 тысяч.
Остается надеяться, что с этим позорным явлением Америка рано или поздно покончит.
Дмитрий Фастовский
comments (Total: 1)
На счет порки я думаю она нужна была бы.Но не как средство запугивания, а как средство точного направления.Типа электрошокер.Чтобы не выходили за рамки.Ведь сами будут говорить спаибо потом.