Хорошую вещь браком не назовешь?..
После того как в Сан-Франциско была разрешена регистрация однополых браков, а телеэкраны и первые газетные полосы заполонили лица «нетрадиционной ориентации», могло показаться, что их в стране гораздо больше, чем в действительности. Аналогичное впечатление возникает и во время широко транслируемых по национальному телевидению регулярных парадов гомосексуалистов и лесбиянок. Впрочем, их в Соединенных Штатах и в самом деле не так уж мало. Если же учесть повышенную активность этой группы, станет понятным, почему ее действия вызывают в обществе такой резонанс.
Однако прежде чем говорить о правовом оформлении жизни однополых пар, следует уяснить, могут ли они вообще существовать в течение долгого времени? Чтобы ответить на этот вопрос, вернемся лет на тридцать назад. Вопреки всем преследованиям и гонениям, уже в то время существовали стабильные мужские и женские пары. Например, в начале 1970 годов 14 процентов опрошенных сан-францисских геев называли совместное проживание с партнером «самым важным в их жизни», а в два раза большее число считали его «очень важным». По данным разных исследователей, в это же время парами жили от 40 до 60 процентов всех американских геев и лесбиянок, причем у многих из них «семейный стаж» превышал 10 лет. Более поздние опросы показали, что больше половины всех американских мужских и женских пар считают своей главной целью именно поддержание и сохранение отношений, в отличие от сходных по возрасту смешанных пар, которые больше озабочены работой, чем семейной жизнью.
Аналогичная ситуация складывалась и в Европе. В Англии конца 1980 годов партнерские отношения со средней продолжительностью 4-6 лет имели больше половины геев, в Голландии - две трети, а в Германии лишь четыре процента опрошенных никогда не имели постоянных отношений. При этом как и в разнополых парах, решающим фактором стабильности является сохранение взаимной любви и уважения. Нередко это возможно даже при почти полном прекращении сексуальной близости.
А как выглядят женские пары? Большинство живущих парами лесбиянок чаще геев сохраняют верность друг другу. Взаимоотношения между ними, как правило, теснее и эмоциональнее, чем в обычных семьях и между «голубыми» мужчинами. Любовь, ласка, эмоциональная близость для них важнее, чем сам сексуальный контакт. В презентативном опросе американских однополых и разнополых пар на вопрос: «Если бы у вас не было пары, стали бы вы заниматься сексом с кем-то, кого вы больше никогда не увидите?» утвердительно ответили 14 процентов лесбиянок, 20 - замужних женщин и 73 - геев. При этом, как ни странно, средняя продолжительность существования женских пар меньше, чем разнополых и даже геевских. Как полагают некоторые ученые, это может объясняться тем, что женщины придают больше значения психологическим нюансам, на которые мужчины не обращают внимания, что и делает мужские союзы менее прочными.
Одним из главных программных требований геев и лесбиянок во всем мире всегда оставались легализация однополых сожительств и юридическое оформление браков. И правительства и законодательные органы ряда стран идут им навстречу.
Первой в 1989 году однополые «зарегистрированные партнерства» узаконила Дания, через два года «домашние партнерства» стала регистрировать Голландия, за ними двери залов регистрации для однополых пар открыли Германия, Швеция, Норвегия, Исландия, Франция, а в самом начале этого года соответствующий законопроект одобрила палата представителей бельгийского парламента.
Готовится к рассмотрению подобный документ и в Великобритании. Всемирно известный британский исполнитель Элтон Джон уже объявил, что немедленно воспользуется им после принятия для оформления отношений с Дэвидом Фурнишем, которые длятся уже более десяти лет. «Общество, не позволяющее любящим людям объединиться узами брака, - говорит певец, - нельзя назвать здоровым».
В Канаде юридическое различие между гетеросексуальными и гомосексуальными браками постепенно сходит на нет. В Соединенных Штатах последние узаконены в штате Вермонт и на Гавайях. В Австралии геи и лесбиянки также имеют право на беспрепятственное заключение браков, хотя правительство это не поощряет.
Официальная регистрация отношений дает однополым партнерам значительные преимущества в плане социального страхования, наследования имущества, налогового права и других сторон жизни. Так в Германии закон о таких брачных союзах стал своего рода революцией в правовом отношении. В соответствии с ним партнеры могут жить под одной фамилией, они обязаны проявлять заботу друг о друге и обеспечивать материальное благосостояние семьи, а в случае развода - выплачивать алименты партнеру, не имеющему средств к существованию. Кроме того, один партнер может оставить другому завещание. Если же один из партнеров является подданным другого государства, он, в случае регистрации брака с гражданином Германии, получает право переезда в ФРГ и получения вида на жительство.
Конечно, и здесь не все было так гладко. Против этого закона рьяно выступали федеральные земли, во главе правительств которых стояли представители христианских демократов. По их мнению, предоставление права вступать в однополые браки противоречило Конституции ФРГ, которая гласит, что брак и семья пользуются особой защитой государства. Однако высший судебный орган страны - Конституционный суд решил иначе. Но как бы то ни было, а отношение к гомосексуалистам и лесбиянкам в Германии за последние годы значительно изменилось. Большинство немцев сейчас воспринимают их как полноправных членов общества.
Это отношение подкрепляется результатами последних научных исследований. Как сообщается в свежем выпуске журнала Molecular Brain Research, похоже, что сексуальная ориентация человека определяется еще до его рождения. Ученые Медицинской школы Калифорнийского университета установили, что она, возможно, зависит от функционирования некоторых генов. «Сексуальная ориентация коренится в биологии каждого человека, она закладывается еще до рождения и возникает из комбинации индивидуальных генов», - отмечается в статье.
Как известно, возникновению однополой пары предшествует сексуальная близость. Но очень скоро люди сталкиваются с теми же проблемами, что и традиционные семьи. Больше всего семейных конфликтов порождает распределение обязанностей по ведению общего хозяйства. Поскольку вести себя по образцу отца или матери, как поступают многие молодые супруги, двое мужчин или женщин заведомо не могут, разделение домашнего труда у них строится с учетом индивидуальных особенностей: каждый делает то, что он лучше умеет или что ему больше нравится. Если же к какой-то необходимой работе не лежит сердце ни у того, ни у другого, ищется разумный компромисс. Конечно, слишком жесткая установка на равенство иногда вызывает мелочные счеты, но рано или поздно партнеры находят взаимоприемлемые формы разделения труда.
Большую проблему составляют для однополых пар дети. Вопреки стереотипу, многие геи любят детей, хотели бы их иметь или мечтают усыновить чужих детей. По подсчетам ученых, каждый десятый американский гей является отцом, причем многие из них хотят участвовать в воспитании своих детей и поддерживать с ними хорошие отношения. При этом именно «детский вопрос» вызывает наибольшие возражения у противников однополой любви, считающих, что этот стиль жизни развращает молодое поколение или оказывает на него нежелательное влияние.
Так ли это на самом деле? Действительно, среди геев-отцов встречаются разные типы. Но, по статистике, подавляющее большинство сексуальных покушений на детей в семье, как и вне ее, совершают не они, а обыкновенные гетеросексуальные мужчины. Не передается детям и отцовская гомосексуальность: став взрослыми, дети таких отцов, как правило, имеют обычную половую ориентацию.
Еще острее стоит проблема материнства у лесбиянок. У многие из них уже есть дети, еще больше хотели бы их иметь путем искусственного осеменения или усыновления. Как правило, им в этом отказывают. Между тем, как показывают многочисленные исследования, ни стиль их материнства, ни его результаты в принципе не отличаются от того, что происходит в обычных разнополых семьях или в семьях матерей-одиночек.
Разумеется, однополые семьи с детьми сталкиваются со своими специфическими трудностями. Во-первых, точно так же как в любой неполной семье, приходится заботиться о том, чтобы как-то восполнить недостающее ребенку мужское или женское влияние. Во-вторых, нужно думать о том, должны ли однополые родители рассказывать детям о своей сексуальной ориентации. Если это скрывать, семейная жизнь будет основана на лжи. Однако, судя по литературным данным, дети многое способны понять и принять, но при этом их очень заботит то, как эта информация повлияет на их отношения со сверстниками и что скажут об этом, если узнают, их школьные друзья. Как бы то ни было, но и «детский вопрос» уже решается законодательно. Так в Скандинавии и Нидерландах однополые браки регулируются теми же правилами развода и взятия на воспитание детей, которые существуют для разнополых пар.
Еще один важный фактор «голубой» жизни - старение. Для гея личная жизнь имеет большее значение, чем для «натурального» мужчины, сплошь и рядом живущего преимущественно работой, и он болезненнее реагирует на признаки старения, особенно, если его привлекают молодые люди. Американские геевские общины в последние годы стали проявлять заботу о пожилых людях и стараются воспитывать в этом духе и свою молодежь.
Тема браков между представителями сексуальных меньшинств выдвинулась сейчас в число самых обсуждаемых и спорных в американском обществе. Естественно, ситуация, идущая вразрез с американскими законами, не могла не вызвать реакции президента. Джордж Буш в довольно категоричной форме высказался в защиту обычного брака – «самого древнего института в жизни людей» и заявил о намерении добиваться принятия соответствующей поправки к Конституции. Он подчеркнул, что, несмотря на желание ряда штатов принять свои законодательные акты в отношении геев и лесбиянок, брак в Америке по-прежнему должен быть разрешен только между мужчиной и женщиной.
А так как защита традиционных семейных ценностей является одним из главных постулатов республиканской партии, ее руководство считает такую позицию выигрышной в ходе ведущейся сейчас предвыборной кампании. Тем более, что резкое расширение прав различного рода меньшинств произошло в 1990-х годах при их противниках-демократах. Поможет ли Бушу и его сторонникам отрицательное отношение к однополым бракам, сказать пока трудно. Но то, что оно еще более обострит противоречия в американском обществе, сомневаться не приходится.