ЛИЧНОЕ ОРУЖИЕ: в пределах допустимой обороны
Произнесите слова ”огнестрельное оружие” и посмотрите на реакцию окружающих. Нет сомнения, она будет различной: одни неодобрительно поморщатся, другие улыбнутся, вспомнив, как отец брал их в детстве на охоту и давал уроки стрельбы. У третьих, потерявших близких, появятся слезы на глазах. Пока одни люди оружие ненавидят, другие наслаждаются, проводя время в его компании: стрельбе, разборке и смазке своего смертельно опасного друга.
Что поделаешь, нравится нам это или нет, но мы живем в стране с определенными традициями. У второй Поправки к Конституции CША, о праве на свободное владение оружием, миллионы сторонников, но и противников никак не меньше. Этот спор длится столько, сколько существует страна, и, судя по всему, закончится не скоро. Еще в 1764 году Т.Джефферсон, говоря о преступлении и наказании, написал: “Законы, которые запрещают носить оружие, разоружают только тех, кто не собирается совершать преступления. В этом случае атакуемый и безоружный оказывается в худшем положении, и такой закон будет поощрять рост преступности, а не сдерживать её”.
Прошло время. И сторонники отмены второй поправки говорят, что она устарела: дикие животные и коварные индейцы изжиты равно, как жестокие банды на больших дорогах и толпы грабителей на темных улицах.
Сторонники владения оружием говорят, что сотни тысяч людей по стране живут в отдельно стоящих домах и в случае грозящей жизни ситуации от ближайшего полицейского участка ехать не близко. Что же нам остается, резонно спрашивают они, позвонить 911 – и умереть?
У противников распространения оружия и ужесточения контроля над ним “доводов против контрдоводов” тоже более чем достаточно.
Статистика показывает, что в тридцати процентах домов, где живут дети, есть, по крайней мере, одна единица огнестрельного оружия. И для 2,6 миллиона американских малышей и подростков доступ к смертельной угрозе – вещь вполне реальная.
Уже не первый год идет речь об установке специальных блокирующих замков на каждую единицу огнестрельного товара, которые попадают в дома. Но в основном всё остается, как было, и число детей, гибнущих от “домашнего” оружия, растет.
Каждый день, солнечный или пасмурный, в стране раздаются выстрелы, которые уносят жизни 13 молодых ребят в возрасте до 19 лет. Огнестрельные ранения - вторая причина всех несчастных случаев с летальным исходом для жертв в возрасте от 10 до 34 лет.
Что можно посоветовать родителям, имеющим дома оружие?
Разумеется, спрятать его подальше от детей, хранить патроны отдельно и вообще, как говорится, “ потерять ключи”. Но тогда в минуту реальной нужды оно может оказаться слишком далеко от владельца.
Когда сотни видеоигр и фильмов романтизируют насилие, а сама смерть представляется детям частью игры, здравый смысл показывает, что проблема должна решаться на уровне законов.
В конце концов под давлением общественности американский Сенат заткнул некоторые дыры в законах, позволявшие продавать оружие в непроверенные руки. Теперь наличие документов о проверке покупателя распространяется не только на продажу из магазина, но и на шоу-распродажи, откуда оружие уходило в малоизвестные руки.
Вместе с тем, так называемые “ частные коллекционеры” оружия в большинстве штатов по-прежнему продают “экспонаты из коллекции”, обходя это ограничение.
Таким образом, десятки тысяч граждан, которым министерство юстиции США по ряду причин – ментальным или связанным с криминальным прошлым - запрещает иметь оружие, могут запрет обойти.
Так, нарушения закона при продаже оружия в некоторых магазинах Чикаго и связанные с ними последствия вызвали к жизни иск в $433 миллиона долларов против фабрикантов оружия. В конце февраля Национальная ассоциация оружия сорвала предстоящий марш противников оружия, который намечался в Иллинойсе, подняв шум об “организованной правительством террористической атаке на вторую Поправку к Конституции”, нажимая на все возможные рычаги.
У сторонников второй Поправки мощное лобби в Конгрессе, и похоже, что даже трагедия в Сolumbine school, Колорадо, где школьники расстреляли своих однокашников и учителей, не сдвинула ситуацию с мертвой точки.
Кроме вопиющих фактов гибели детей и подростков, связанных с личным оружием, существуют проблемы защиты женщин, постоянно становящихся жертвами атак маньяков и грабителей.
Сотрудники Школы здоровья из Гарварда утверждают, что в США самый высокий уровень преступлений против женщин.
Социологи с цифрами в руках доказывают, что среди стран с самым высоким уровнем дохода количество женщин, застреленных в США ежегодно, выше остальных в одиннадцать раз.
С недавнего времени число сторонниц личного оружия в стране активно растет. Женщины, поверившие в бога оружия, как всегда, более последовательны и определенны в намерениях защитить себя и свои жилища.
Никакие законы от насилия нас не спасут, если мы не сделаем это сами, пишет единственный в мире в своём роде.журнал “Женщины и Оружие “, издаваемый в США. Не перегружая женщин техническими подробностями о новинках и преимуществах одних моделей перед другими, специально для родителей журнал проводит анализ “противодетских” замков на оружии.
Возросший спрос на оружие среди женщин стал новым феноменом. Женщина, покупающая оружие, прежде всего остается женщиной. Её волнуют не только цена, удобство и лёгкость оружия, но и то, как её воспринимает продавец. Если человеческого контакта не возникло, надежд на продажу у дилера немного.
Разные люди по-разному видят пути противостояния насилию. Так, движение “AWARE “–“ Вооруженные женщины против насилия и опасности” -концентрирует усилия на пропаганде самообороны без применения крайних методов. Организация видит задачу в том, чтобы вооружить женщин мужеством, ловкостью и боевым духом. В пределах самозащиты, считают они, возможно использование и других защитных средств, но применение огнестрельного оружия неприемлемо.
В рамках организации работают советы психологической помощи жертвам насилия, помогающие выходу из кризисных ситуаций.
Что касается штата Нью-Йорк, то здесь законы на приобретение оружия одни из наиболее строгих в стране. Получения разрешения на покупку желанного оружия вам придётся ждать до полутора лет. Несмотря на это, фонд второй Поправки Конституции - сторонников распространения оружия - расположен именно здесь, в Буффало.
Если верить утверждениям президента фонда Д. Тартаро, среди граждан, проходящих проверку ФБР, каждым восьмым человеком, стоящим в очереди за приобретением оружия, является женщина.
Как бы то ни было, эта статистика не характерна для жительниц Нью-Йорка. И хотя здесь с недавнего времени тоже организована “Женская лига спортивной стрельбы”, она весьма малочисленна и объединяет всего двадцать человек. Это еще раз подтверждает неприятие огнестрельного оружия жительницами Нью-Йорка, уставшими от частых сообщений о стрельбе и убийствах.
Раз в месяц Лига собирается на двадцатой Вест-стрит в Манхэттене пообщаться и пострелять. Общение с оружием начинается со спортивной стрельбы и охоты, говорит учредительница клуба, и владение оружием - не самоцель. Некоторые из приходящих в тир признаются, что это снимает их агрессию и странным образом расслабляет. И вообще, говорят они, охотничий инстинкт у женщины не менее древний, чем у мужчины.
Остается пожелать, чтобы им всегда пришлось целиться только в спортивные или охотничьи мишени.
Что же до политиков штата и города Нью-Йорка, то им хватает здравого смысла не поддерживать концепцию распространения оружия, понимая, что местных избирателей это в восторг не приведет.
Сторонники и противники свободной продажи оружия стоят в противофазе и уступать друг другу не собираются. Но очевидно, что необходимость в “поправке ко второй Поправке Конституции” давно назрела. Необходимо максимальное ужесточение наказания за незаконное хранение и распространение оружия. Нужны федеральные законы, превалирующие над законами штатов и над законодателями, лоббирующими интересы торговцев смертью.
В инструкциях по обращению с оружием одни из самых важных пунктов гласят:
Обращайся с оружием так, как будто оно всегда заряжено. Даже если ты уверен, что патрона в патроннике нет, никогда не направляй ствол в сторону человека.
Для большинства нормальных людей символический смысл этих правил очевиден.