ВЛАДИМИР ВОЙНОВИЧ: НЕ СЧИТАЮ СОЛЖЕНИЦЫНА ВЕЛИКИМ ПИСАТЕЛЕМ

Лицом к лицу
№10 (410)

Дотошный читатель подсчитает, какое по счету интервью дает нашей газете писатель Владимир Войнович. На сей раз имелся более чем печальный повод позвонить ему в Москву: совсем недавно умерла жена писателя, мать его троих детей, прекрасная женщина, в незаурядном уме и добром сердце которой я не раз убеждался. Я опускаю начальную (печальную) часть нашего разговора и скрепя сердце перехожу к конструктивной.
- Владимир Николаевич, мы виделись с вами в Москве два года назад, как раз в момент выхода вашей книги «Портрет на фоне мифа, «посвященной» Солженицыну. Возможно, кавычки в данном случае и неуместны: в книге действительно рассказано о том влиянии, которое оказал Солженицын и на вашу жизнь, и на жизнь целого поколения советских людей. Но много в той книге есть и негативного по отношению к Александру Исаевичу. К вам не стали хуже относиться ваши читатели – поклонники Солженицына?
- Противников этой книги было гораздо меньше, чем противников моего романа «Москва 2042». Книги эти очень разные. Хотя были и такие читатели, которые спрашивали: зачем я написал вторую книгу о Солженицыне? А я утверждаю, что первую книгу писал не о нем... Она представляла собой пародию, и не только на него, причем пародию доброжелательную, добродушную. Но Солженицын был узнаваем, поэтому люди возмущались: как я мог так о классике!.. А я писал, повторяю, не о Солженицыне, а о выдуманном персонаже. Но это – обычная история, и люди никак не могут понять, что пародия человека не обижает, а если кажется адресату обидной, то он должен подумать о себе (о своем чувстве юмора. – В.Н.).
- Солженицын, мне кажется, достаточно умный человек, чтобы не обижаться на пародию.
- Он совершенно недостаточно умный человек. Он себя узнал и опубликовал в одном из российских журналов («Новый мир» – В.Н.) ответ мне, который называется «Угодило зернышко промеж двух жерновов». Я, по его мнению, такой-сякой, написал о нем то-то и то-то. Об этом я подробно пишу в «Портрете на фоне мифа». Клевреты Солженицына утверждают, что я написал «Портрет...» из зависти, ненависти и еще из каких-то мелких чувств. А я написал его потому, что Солженицын сыграл огромную роль в сознании многих людей и даже в моем собственном. При появлении первых вещей Солженицына я испытал большой восторг, а потом - огромное разочарование. И сейчас отношусь к его личности более чем критически, то есть с очевидным неуважением.
- Вы читали ставший печально знаменитым двухтомник Солженицына «Двести лет вместе»?
- Когда я писал «Портрет...», первый том этого «исторического» труда Солженицына уже вышел. Мне советовали его прочитать, но я отказался, побоявшись, что это чтение повлияет на мой более ранний замысел. Я прочитал первый том, после того как написал свою книгу. Второй просто проглядел. Книга Солженицына «Двести лет вместе» - длинная, скучная и лживая.
- А какую вещь Солженицына вы прочитали первой, Владимир Николаевич?
- «Один день Ивана Денисовича». Но прочитал я ее много раньше, чем она была опубликована в «Новом мире». Александр Трифонович Твардовский, главный редактор журнала, дал мне почитать доставленную в журнал в одном экземпляре рукопись.
- Не могли бы вы выстроить в ряд книги Александра Исаевича по мере убывания их литературной значимости?
-На первое место я бы поставил, конечно, «Один день Ивана Денисовича», потом, может быть, «В круге первом». Далее – «Матренин двор», «Раковый корпус», а все остальное выкинул бы!
- «Архипелаг «Гулаг» и «Теленка» тоже бы выкинули?
- Нет, конечно, я преувеличил: «Теленка» еще можно читать, хотя эта книга во многом – как вам сказать?- сильно раздражает чудовищной самовлюбленностью автора, манией величия. Но и «Гулаг», и «Теленка» читать, конечно, можно и нужно – с поправками и критикой.
- Ну а «Красное колесо»?
- « Красное колесо» читать невозможно, не могу я читать такие вещи.
- Тогда лобовой вопрос, Владимир Николаевич: считаете ли вы Солженицына великим писателем земли русской?
- В лоб отвечаю: не считаю. Я думаю, что он писатель сильно преувеличенный разными людьми, мной – тоже. Хочу подчеркнуть, что когда-то я был среди ярых защитников Солженицына, защищал его не просто так, как все писатели, а рискуя собственным благополучием: не подписывал какие-то коллективные письма, но написал личное письмо в его защиту, выступал на собраниях, в Союзе писателей и так далее.Обвинение в защите Солженицына было не главным, когда меня попросили убраться из Советского Союза. Не главным, но одним из важных.
- Понятно. Вы в Германии, в Мюнхене, пересеклись с Александром Исаевичем?
- Нет, я пересечься с ним никак не мог, потому что его выслали в 1974-м году, а я уехал туда в 1980-м, когда Солженицына в Мюнхене уже не было: он двинулся сперва в Швейцарию, а потом перебрался в Штаты. В Советском Союзе я не раз встречался с ним, а когда его выслали, был одним из первых, кто пришел к нему на квартиру, чтобы поддержать оставшуюся семью.
- Как Александр Исаевич относится или относился к вам как писателю?
- Если вы помните, в «Теленке» приведено одно из интервью Солженицына, в котором он называет наиболее значительных писателей того времени. Меня он назвал в их числе. Так что, повторяю, у меня личных счетов, как полагают некоторые, с Солженицыным нет.
- Еще раз верну вас в Мюнхен, где вы проводите столько же времени, сколько в Москве. Там ведь и Плисецкая со Щедриным живут...
- Да, иногда мы видимся. Но сказать, что я сильно интересуюсь жизнью русской общины Мюнхена да и вообще Германии, я не могу.
- Над чем вы сейчас работаете, Владимир Николаевич?
- В мае в «Русском музее» в Петербурге открывается выставка моих картин, ее-то я сейчас и готовлю: рисую новые картины, дорисовываю старые, занят какими-то организационными вопросами. Каталог выставки уже готов.
- А в Америку со своей выставкой не хотели бы приехать?
- Конечно, приеду, если найдется человек, который пригласит меня и мою выставку.


comments (Total: 9)

А чем Войнович от Солженицына отличается? Мои ватные мозги разницы не понимают. Объясните ради бога кто ни будь!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
История много раз испражнялась на головы врагов России как сегодня Войнович испражняется на покойного Солженицына.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Всю пятую колону вон из России! Зачем этого Войновича вообще пускают в Россию? Живет он в Мюнхене а здесь он деньги зарабатывает, негодяй!

edit_comment

your_name: subject: comment: *
С интересом прочитал "портрет на фоне....",не заметил я в писателе ни зависти к непомерно раздутой славе Солженицына,ни уязвлённого самолюбия.Самая удачная книга этого писателя,а скорее даже не книга,а эссе из личного опыта"один день...",а остальное -нечто невыносимо скучное громоздкое и не интересное чтиво. Людям свойственно создавать кумиров.Кто читает нынче книги Солженицына?И в этом смысле нахожу удачной байку Войновича о Чехове и Бунине,в которой они проводят параллели между большими писателями и маленькими,причём Чехов говорил о себе(и не раз),что читать его будут после смерти 10 лет,а потом забудут.Не забыли,читают спустя сотню с лишним лет и Чехова и Бунина,которые не претендовали на роль "властителей умов",но тем не менее были ими.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Вначале прочитал ,это было в девяностых был в восхищениии,( впрочем,как и от очередного анекдота), купил собрание сочинений Войновича, прочитал весь, от корки,как говориться,да и ,хотя на ней затормозился,что-то настораживало,не мог понять,да и ...бросил читать.В 2011,пошли айфоны и всё остальное,что с этим связано,комъетуризация так сказать,т.е.это у меня в этом году началось, некогда до этого ,в работе весь был,так сказать.Скачал аудио , правда читал книгу какой-то представитель духавенства,которому ,наверное не стоило этого делать,захватило,но постоянно раздражало , и я думаю внутреннее раздражение перешло на книгу,но что-то осталось,потому-что ,через месяц купил том АРХИПЕЛАГА, прочитал,правда задолго, нудно читал-думаю было связано с внутренними моими проблемами, но дочитал,..и опять раздражило.Два года спустя,непонятное желание,прочитать или послушать ,скачал на айфон,в исполнении Гармаша,прослушал запоем,...ещё раз прослушал,потом ещё,следующий эпизод был:, ,и наконец ( правда только,начал читать).Постораюсь короче: мне под-пятьдесят,не эрудит,не эстэт,простой россиянин,не знающий своей родословной,вырасший на ленине,брежневе и всякой остальной Гадости,народил кучу детишек,которых обожаю,и для них тружусь, да и буду , насколько хватит сил,моих упитых,да вот всё таки хочется понять, господин Войнович мнив себя писателем и ругая,подругому ни как почему-то(может книгу какую написать ?) Солженицина Александра ,с его ,Всем тем что,через год,опять буду перечитывать с наслаждением,и учась жизни,и беря пример,и находя бОльшие ответы для жизни,и главное находить эты ответы,неужели,написав(?)ряд анекдотов,уровня(может конечно не понимаю в настоящей литературе) анекдотов,что-то отмечать,невидеть и критиковать творчество Солженицина,допишу и попробую посмотреть картины Войновича,может в этом у него получилось,хотя мало желания,но надо,попробуем быть объективными и справедливыми,ведь это наверное всё для нас,народа,создаётся.

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Я не читал данного писателя, но какое он имел право Солженицына осмеивать. Войнович, тебя бы, козла, в лагеря...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
tupoi obivatel.tupie hohmi tupoi vopros...

edit_comment

your_name: subject: comment: *
soglasna 100%

edit_comment

your_name: subject: comment: *
Какой-то *идок в ком-то разочаровался. Теперь испражняется на своего бывшего кумира. Нам то что от этого?

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir