ПОЧЕМУ ЖЕ СИРИЯ НЕ СТАЛА ЦЕЛЬЮ #2

Ближний Восток
№10 (410)

Американское общество взбудоражено беспрецедентной полемикой по поводу обоснованности решения президента Буша о войне с Ираком. Президент и его соратники ссылаются на данные разведки, которые-де свидетельствовали о наличии у Саддама оружия массового поражения . Руководители же ЦРУ заявляют, что таких данных не давали, что вполне правдоподобно, ибо ОМП в Ираке так и не найдено.
Второй аргумент – тесные связи Саддама с международным терроризмом – в опровержении и не нуждается. Ибо еще задолго до войны было известно, что в Ираке исламских экстремистов нет. Саддам считал их опасными для себя радикалами и беспощадно уничтожал, шиитских и ваххабитских – безразлично.
Итак, сегодня весьма остро поставлен вопрос : правомерно ли было решение президента о войне с Ираком, на которую уже потрачено около 200 млрд. долл., если и причин-то для этой войны вроде бы не существовало.
Возникает, однако, и другой вопрос: если в качестве объекта для нашего удара требовалось государство, обладающее ОМП и поддерживающее исламский терроризм, то почему же таким объектом не стала Сирия? Наличие у нее всех этих факторов вполне известно, тем более, что Дамаск никогда и не отрицал своей активной поддержки террористических организаций, наличия ОМП и других аспектов откровенной подготовки к войне.

СИРИЙСКАЯ АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Таково официальное название страны (САР), которая в религиозно-демографическом отношении является некой антитезой Ирака. Из 17 миллионов жителей около 85 процентов мусульман, остальные – христиане. Но почти все они – арабы. Таким образом, этнически страна монолитна. Однако в конфессиональном отношении единства нет и в помине. И здесь – Ирак, с точностью до наоборот. Потому что 85 процентов сирийских мусульман исповедуют суннитскую версию ислама и только 15 процентов относятся к шиитам, но – к самым крайне радикальным сектам: исмаилитам и алавитам.
Алавитов в стране около 900 тысяч. Они всегда воспринимались сирийскими мусульманами как чужаки и еретики. Между тем страной уже почти 35 лет правит алавитское меньшинство. Хафез Асад и его приближенные, сын Хафеза, нынешний президент Башар и его сподвижники, исповедуют алавитскую версию ислама, крайне экстремистскую и беспощадную. Кстати, настоящая фамилия Хафеза – аль-Вахш, что по-арабски означает «дикая скотина». Но на пути к власти он сменил ее и стал Асадом, по-арабски – львом.
Второй «лев» , 38-летний Башар, по специальности офтальмолог. Однако обладатель такой гуманной профессии, пройдя радикальную подготовку к президентству, с самого начала своего правления заявил, что не намерен ни на йоту отклоняться от курса , проложенного отцом.
А последний в наследство Башару оставил разоренную страну с отсталой экономикой, нищенским уровнем жизни большинства населения, авторитарным режимом. Сирия внесена Госдепартаментом США в число стран, поддерживающих международный терроризм.
При нынешней экономической ситуации она не в состоянии расплатиться с внешним долгом, по оценке экспертов СИПРИ, достигающим 19 млрд. долл. Из них 11 млрд.– задолженность России за военные поставки. На эти деньги, в сущности, и было приобретено почти все вооружение сирийской армии, которое и сегодня составляет почти 90 процентов ее арсенала.
На Востоке действует древний закон: у кого в руках армия – тот и властитель. Посему Башар всячески крепит свои связи с генералитетом, который также в основном состоит из алавитов. Но сын знает, какими средствами его отец удерживал власть в течение 30 лет: беспощадность в расправе с любым проявлением диссидентства, постоянный страх, в котором держат народ. Судя по тому, как Башар всеми силами укрепляет сирийские спецслужбы, он твердо намерен идти путем отца.

СИРИЙСКИЕ СПЕЦСЛУЖБЫ
Основная их специфика состоит в том, что они имеют перекрывающие друг друга функции и напрямую подчиняются президенту и его самым близким помощникам. Внутреннюю безопасность обеспечивают две спецслужбы:
Управление политической безопасности - выявляет организованную деятельность против режима, следит за иностранцами и их контактами с населением. Контролирует почту, телефонные переговоры, осуществляет цензуру всех печатных изданий, радио- и телепередач
Главное управление безопасности - занимается тотальной слежкой за населением Сирии, за палестинскими эмигрантами и их террористическими организациями в Сирии и Ливане. Контролирует деятельность «Хезболлы», обеспечивает транспортировку оружия и боеприпасов из Ирана для этой организации. Внедрило во все слои сирийского общества колоссальное количество агентов, по данным Моссада, до 50,000 человек. Специальный отдел отвечает за внешнюю разведку в арабских странах.
Президенту также напрямую подчинены два крупных разведывательных органа:
Управление военной разведки - ведет разведывательные операции в Израиле , Турции , европейских странах и в Америке. Его агенты обеспечивают доставку оружия для террористических организаций в указанных странах. Контролирует деятельность этих организация, отвечает за связь руководства Сирии с лидерами террористов. На военной разведке лежит исполнение решений президента и его советников о ликвидации членов сирийской оппозиции за рубежом.
Управление специальной разведки - подчиняется лично президенту и, кроме чисто разведывательных функций, занимается заброской диверсантов, шпионов и самоубийц-шахидов на территорию Израиля, Турции и других ближневосточных государств. Ее агенты внедрены во все сирийские авиакомпании и судовые линии, работают во всех дипломатических органах Сирии. Отвечает за авиационную и другие виды радиотехнической разведки.
Личную охрану президента и его ближайшего окружения осуществляет Республиканская гвардия . Ее подразделения также отвечают за безопасность в центральной части Дамаска (район Малки), где находится президентский дворец, здания основных ведомств и дома высокопоставленных гражданских и военных деятелей. Один из батальонов специально подготовлен для выполнения антитеррористических задач.
Республиканская гвардия насчитывает 10,000 солдат и офицеров. Все они, фанатичные алавиты, прошли тщательный отбор и интенсивную подготовку под руководством советских и российских спецназовцев.
Кстати, нынешний президент служил более года в Республиканской гвардии, получил там капитанское звание, что помогло ему завязать личное знакомство и даже тесные связи с теми, кто сегодня командует этим элитнейшим соединением.
С учетом Республиканской гвардии в сирийских спецслужбах, по данным Моссада, не считая негласной агентуры, работает более 20,000 человек - количество для такой небольшой страны огромное. Их содержание согласно президентскому указу оплачивается за счет доходов от основного нефтедобывающего промысла в районе Дейр эз-Зор.
Как видим, сирийские органы безопасности, кроме основных функций, ориентированы на поддержание связей и оказание непосредственного содействия террористическим организациям. На их базах проходят подготовку боевики ХАМАСа, «Исламского джихада», ФАТХа и др. экстремистских организаций. Эти же органы обеспечивают снабжение оружием из Ирана одну из самых мощных исламских террористических организаций – «Хезболлу».
В Дамаске уже много десятилетий дислоцируются штабы всех палестинских террористов, чувствующих себя в безопасноститолько здесь. И хотя штаб «Хезболлы» находится в Бейруте, но при первой же угрозе израильской атаки, ее лидер Хасан Насралла и его присные бегут в Дамаск, под крыло сирийских спецслужб.
Таким образом, Сирия является одной из самых основных базовых стран, которые активно поддерживают международный исламский экстремизм. И, что весьма показательно, ее руководство не только не скрывает этого факта, а нарочито афиширует его, добиваясь финансовых вливаний из нефтегазовых эмиратов Персидского залива. И по данным американской разведки, такого рода финансирование идет вполне исправно и весьма помогает выполнению военных программ Дамаска.

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ
По численности они занимают второе место среди всех арабских стран, уступая лишь Египту. Но если в Египте один солдат приходится на 120 жителей, то в Сирии – один на 45. Имея под ружьем 320,000 человек, Дамаск далеко опередил Индонезию – 214 млн. жителей, Германию - 82 млн., Великобританию – 50 млн.
Сухопутные войска. Состоят из 12 дивизий, 13 отдельных бригад и 11 отдельных полков. На вооружении 4500 танков, 5150 боевых бронемашин всех типов, 450 самоходных и 1700 буксируемых артиллерийских орудий, 500 реактивных установок залпового огня, 4100 зенитных орудий.
Авиация. Состоит из 10 истребительно-бомбардировочных , 16 истребительных и 10 вертолетных эскадрилий, в которых 550 боевых самолетов и 70 ударных вертолетов.
Военно-морской флот. В корабельном составе 2 ракетных фрегата, 18 ракетных катеров, 8 танко-десантных кораблей. В береговой обороне 12 батарей противокорабельных ракет и 15 вертолетов.
Войска ПВО. Состоят из 25 зенитно-ракетных бригад и 2 отдельных зенитно-ракетных полков. В общей сложности эти соединения насчитывают более 600 зенитно-ракетных комплексов средней дальности и около 4000 переносных зенитных ракет разных типов
По численности населения Сирия занимает десятое место среди арабских стран. Зато по количеству танков она уступает только США и Китаю, по числу боевых самолето , боевых бронемашин, оперативно-тактических и противокорабельных ракет - она впереди всех арабских стран и Израиля.
Почти вся боевая техника Сирии – советского и российского производства. Кроме того, большинство генералов и многие офицеры – выпускники советских же и российских военных академий и училищ. За десятилетия сотрудничества в них подготовлено свыше 10 тысяч сирийских военных, включая бывшего президента. И в настоящее время более сотни сирийцев учатся в военных ВУЗах России.
Но все это время шло, так сказать, и обратное движение: в Сирии побывало более 15000 советских и российских военных.
Они работали в качестве инструкторов и советников на большинстве ступеней армейского руководства – от батальона до Генштаба и министерства обороны. Да и в настоящее время главным советником министра обороны в Дамаске является генерал-полковник Анатолий Богданов, до этого – заместитель начальника российского генштаба. Итак, в маленькой, отнюдь не процветающей экономически стране – гигантская армия, сверхмощные спецслужбы, колоссальные долги. Для чего все это ?

С КЕМ СОБИРАЕТСЯ ВОЕВАТЬ СИРИЯ?
Затрачивая около двух миллиардов долларов на военные нужды, она усиленно готовится к войне. Причем к войне наступательной, агрессивной. В 2002 году в Москве побывал министр обороны Сирии генерал Мустафа Тлас. Поскольку вооружение его армии – советского и российского производства, то не вызвало удивления предложение генерала о модернизации танков и самолетов.
Но кроме того, он сделал заявку на приобретение новейшего наступательного оружия: оперативно-тактических ракет «Искандер», ударных вертолетов, штурмовиков СУ-30, ракетных катеров класса «Молния». А также зенитно-ракетных комплексов С-300 ПМУ и другой техники, которая и в российской армии имеется лишь в единичных экземплярах. Естественно, такие запросы могут быть оправданы лишь наличием солидного финансового фундамента, которого у Сирии нет по определению. Но, кто-то же будет платить, если покупать собрались. И тайны здесь тоже нет. В качестве спонсоров выступают нефтегазовые эмираты Персидского залива, в первую очередь, Саудовская Аравия.
Оценивая ударные возможности сирийской армии, стоит особо остановиться на войсках спецназа, которые по численности уступают разве что спецназу США. В составе сирийского - дивизия и десять отдельных полков - около 30000 бойцов, что составляет почти 10 процентов общей численности всех вооруженных сил. Эта дивизия и полки способны дезорганизовать систему связи и управления, уничтожить ключевые объекты инфраструктуры, внести нестабильность и панику среди населения любой ближневосточной страны. Сегодня две трети всех частей спецназа находятся в составе сирийской войсковой группировки, сосредоточенной в Ливане.
Эта группировка насчитывает около 40000 солдат: 2 танковые и одна механизированная дивизия, 7 полков спецназа и две артиллерийские бригады. Группировка сосредоточена в долине Бекаа, на расстоянии часового броска к границе еврейского государства. Ее состав и дислокация четко вписываются в стратегические планы Дамаска.
Сочетание приведенных здесь фактов не оставляет сомнения : Сирия готовится к войне с Израилем. В этом отношении молодой президент Башар Асад идет путем своего отца Хафеза, который был непременным участником всех агрессивных антиизраильских коалиций.
Но сегодня вроде бы таких масштабных коалиций не намечается ? Впрочем, это на первый мимолетный взгляд. На деле же такая коалиция существует уже где-то более пяти лет. В нее входят, кроме Сирии, Ливан и «Хезболла». Именно они и составляют Северную коалицию, нацеленную на вторжение в Израиль. Возможно, такое заявление может вызвать и скептическую реакцию: мол, и помощней коалиции были наголову разгромлены израильтянами.

ПЛАН ВТОРЖЕНИЯ С СЕВЕРА
Оперативный замысел этой операции в общем виде предусматривает всеобщее восстание палестинцев и атаки их отрядов. Одновременно на территорию Израиля должны проникнуть и присоединиться к действиям палестинцев диверсионные формирования Ливана и Сирии.
Наступательная группировка ливанской армии при взаимодействии с сирийским танковым корпусом и подразделениями «Хезболлы» прорывает израильскую границу и продвигается в общем направлении на Афулу .
Сирийская армия, сосредоточившись юго-восточнее Голанских высот, наносит удар в стык южных скатов Голан и иорданской границы в общем направлении на Хайфу. Ее левое крыло должны обеспечивать подразделения палестинцев, наступающие из Иудеи на север. Эти удары по сходящимся направлениям призваны рассечь Галилею на несколько изолированных частей с тем, чтобы блокировать развернутые там соединения ЦАХАЛа. Не дожидаясь их ликвидации, сирийские танковые дивизии поворачивают на юг, наступая по прибрежной долине на Тель-Авив.
Такие планы можно было бы посчитать вполне авантюрными, если бы не наличие целой палестинской армии внутри страны. Этот фактор и обусловливает очевидную реальность успеха войны с перевернутым фронтом, срыва мобилизационных планов, блокирования путей маневра по внутренним коммуникационным линиям. С такими проблемами израильским вооруженным силам еще не приходилось сталкиваться, и их готовность к своевременному и адекватному ответу сегодня вызывает сомнение.

СТАНЕТ ЛИ СИРИЯ ЦЕЛЬЮ № ...
В боевом составе сирийских вооруженных сил достаточно мощный арсенал баллистических ракет двух классов. По данным справочника «Милитри Бэлэнс» на 1 января текущего года он состоит из трех ракетных бригад: 26 оперативно-тактических ракет ОТР-300 («Скад»), 35 тактических ракет ТР-100 («Точка»). Дальность полета этих носителей позволяет сирийцам вполне успешно обстреливать территорию Израиля вплоть до пустыни Негев.
Чем, однако, намерены дамасские военачальники начинять боеголовки этих ракет? Неужто только тротилом и гексогеном? В прошлом году французский журнал «Нувель обсерватер» привел данные утечки из досье израильских и американских спецслужб о том, что в 2001 году Дамаск приобрел у России около 30 тонн боевых отравляющих веществ (БОВ) нервно-паралитического действия. По утверждению журнала, помощь Сирии в получении российских БОВ была оказана греческими властями Кипра, пропустивших контейнеры через свой торговый порт Лимассол. После получения этого груза в Дамаске приступили к изготовлению ракетных боеголовок, предназначенных для помещения химических отравляющих веществ.
Эти данные отнюдь не являются газетной уткой. Сирийское руководство их не опровергло. Более того, президент Башар Асад за последние полгода неоднократно заявлял о наличии в арсенале своих вооруженных сил химического оружия и средств для их доставки. Он подтвердил также, что не намерен их уничтожать пока у Израиля имеется ядерное оружие.
Итак, вполне очевидно, что Сирия является одной из наиболее милитаризованных стран нашего времени. Ее руководство сосредоточило все свои помыслы и усилия на подготовке войны с Израилем. Но и кроме того, Дамаск вполне открыто поддерживает, финансирует, снабжает оружием, обучает и обеспечивает укрытие крупнейшим террористическим организациям: «Хезболле», ХАМАСу, «Исламскому джихаду» и другим. Штаб-квартиры лидеров этих террористов находятся в Дамаске вполне легально. В арсенале сирийских вооруженных сил имеется немалое количество оружия массового уничтожения , которое вполне может быть отдано и террористам.
Возникает, естественно, вопрос: если наш президент Дж. Буш объявил войну исламскому терроризму и тем государствам, которые его спонсируют, если из-за опасения, что Ирак имеет такое оружие, может наделить им террористов, он принял решение на крупномасштабную и дорогостоящую военную операцию, почему же наш удар не обрушился на Сирию? Ведь в таком случае не пришлось бы искать в ней оружие массового поражения и террористические организации, которых по определению не могло быть в Ираке. В Сирии же все это существует вполне легально, и наше вторжение было бы безусловно оправданно.
ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ЦЕЛЬЮ №2 НЕ СТАЛА СИРИЯ?


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir