Все допросы – на видеопленку
Не только полицейские Нью-Йорка, но и их коллеги в других городах вряд ли будут довольны решением, которое приняла несколько дней назад American Bar Association (ABA), объединяющая в своих рядах не только адвокатов, но и многих прокурорских работников. А связано оно с тем, что одна из крупнейших юридических ассоциаций Соединенных Штатов согласилась начать кампанию по всей стране. Ее цель – заставить правоохранительные органы согласиться записывать на пленку все допросы подследственных: от первого до последнего. Пока лишь три штата приняли подобные законы: Аляска, Миннесота и Иллинойс. Инициатором голосования по этому вопросу стала входящая в состав ABA, New York County Lawyers Association (NYCLA), и вовсе не случайно.
Все мы, наверное, помним о деле, связанном с нападением и изнасилованием женщины-бегуньи в Центральном парке. Подозрение пало на пятерых молодых афроамериканцев, которые якобы сознались на следствии в совершении этого гнусного преступления. Однако затем выяснилось, что подростки ни в чем не виноваты, нападал и насиловал совершенно другой человек. Но как же тогда с «царицей доказательств»? Каким образом было получено признание?
Каким образом получаются подобные признания, вовсе не тайна за семью печатями. Подозреваемым нередко предлагают сделку: признайся и получишь меньший срок. Многие так и делают, хотя никакой вины за ними нет. Просто люди боятся суда и совершенно справедливо, так как, проиграв его, загремишь потом на всю катушку.
Когда был найден настоящий злоумышленник, «пятерка», которая проходила по «делу из Центрального парка», уже отбывала наказание. Только после того как они вышли на свободу, стали известны детали «честного и непредвзятого» следствия. Теперь они судят город на 50 млн. долларов, и хотя полной суммы, надо думать, не получат, даже часть от нее сделает их миллионерам. Кстати, за наш с вами счет, господа. А надо бы взыскать эти деньги со следователей, которые всеми правдами и неправдами добивались признания, не имея на руках веских улик, или с организации, которую они представляли.
«Дело об изнасиловании в центральном парке стало той соломинкой, которая перебила хребет верблюду, - подчеркнул на страницах «Нью-Йорк таймс» вице-президент NYCLA Норман Реймер, - именно этим можно объяснить единодушие членов ABA».
По мнению профессора Northwestrn University Стивена Дризена, решение ABA о необходимости вести видеозапись допросов арестованных, обвиненных в совершении уголовных преступлений, подвигнет другие штаты последовать примеру Аляски, Миннесоты и Иллинойса. Его коллега, профессор Стефан Сальцбург, считает, американским опытом не грех воспользоваться и другим странам.
Если адвокаты и правозащитники довольны тем, как развиваются события, этого не скажешь о полицейских. Решительно против видеосъемок допросов комиссар нью-йоркской полиции Раймонд Келли. Правда свои доводы он облекает в сугубо практические формы.
«Ежегодно мои подчиненные производят от 220-250 тысяч арестов , - говорит Келли, - у нас физически не хватит ресурсов снимать на пленку каждый допрос».
Но, может быть, каждый и не нужно, может быть стоит ограничиться пока лишь делами, где подсудимым грозит потеря свободы на долгие годы? Может быть, хватит ли надеяться исключительно на «царицу доказательств?»