Кто он, современный первокурсник?

Из штата в штат
№7 (407)

Более тридцати лет, отмечают американские социологи, среди американской молодежи наблюдалась явная апатия, я бы даже сказал больше - антипатия к политике. Никакие кампании, никакие призывы не действовали: большей части молодежи было все равно, кто управляет страной, демократы или республиканцы, какие программы они предлагали, к чему призывали. Очень хочется надеяться, что теперь об этом можно говорить в прошедшем времени.
«Ситуация разительно изменилась, - говорит, не скрывая своего воодушевления, Линда Сакс, профессор Калифорнийского университета (Лос-Анджелес), которая вместе со своими коллегами провела исследование The American Freshman («Американский первокурсник»), - все началось с флоридского пересчета 2000-го года. Интрига тех дней пробудила ребят от спячки, у них вновь начал возвращаться интерес к политическим событиям. Ну и, конечно, трагедия 11 сентября. Молодые люди начали осознавать, что происходящее в мире – самым непосредственным образом может повлиять на всю их последующую жизнь».
Из данных отчета следует, что о своем интересе к политике, желании принимать участие в выборах разного уровня, заявили 34 процента студентов первого курса – огромный шаг вперед, если учесть аполитичность молодежи нескольких последних десятилетий. Этот показатель, надо признать, значительно недотягивает до цифр бурных 60-х прошлого столетия, когда активность студенческой молодежи достигла своего пика: тогда о желании участвовать в общественно-политических процессах заявляли свыше 60 процентов первокурсников. Но в те годы умами значительной части западной молодежи владели такие харизматичные личности, как команданте Че Геварра и философ Герберт Маркузе, чьи идеи будоражили сознание, заставляли задуматься о ценностях капитализма, дали мощный толчок социальному нигилизму и отрицанию буржуазных ценностей. Применением на практике идей Че и Маркузе стали молодежные бунты, прокатившиеся по улицам европейских городов. Мощные антивоенные выступления потрясли и США, где в авангарде юных бунтарей можно было видеть учащуюся молодежь. Вспомним, что дело даже доходило до кровопролитных столкновений с полицией, пример - события в Кентском университете в 1969 году. Неудивительно, что в молодежной среде доминировали идеи так называемых «новых левых».
Так было. Сегодня же, когда мы вновь наблюдаем пробудившийся под влиянием указанных нами событий интерес к политике, о левизне студенчества говорить уже не приходится. Да, среди первокурсников людей, относящихся к либеральному лагерю, все еще больше – 24 процента, но и тех, кто относит себя к консерваторам, немало – 21 процент. Чтобы представить себе изменения, которые мы наблюдаем сегодня среди американской молодежи, вспомним, что в 1971 году к либералам себя причисляли 38 процентов первокурсников, к консерваторам – всего 14 процентов. Сейчас же эти два лагеря численно примерно равны. Большинство же студентов стоят на умеренных позициях, таковых более 50 процентов. К ультралевым, имеются и такие, относят себя 2,8 процента учащихся (в 1970 г. - 2,9 процента), лиц с крайне правой идеологией – 1,6 процента (в 1970 г. - 0,8 процента).
Из исследования калифорнийских ученых следует также, что более 80 процентов первокурсников посещают церковь, синагогу или мечеть.
Если в 1966 году своей основной жизненной задачей 42 процента студентов-первокурсников называли достижение материального благополучия, то в прошлом году эту цель как самую главную поставили перед собой 74 процента молодых людей.
В 1967 году более 86 процентов учащихся заявили, условно говоря, что «они хотели бы так прожить свою жизнь, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Сегодня в таком духе высказываются менее 39 процентов молодежи.
Больше заботится молодежь и о своем здоровье. В 1966 году в том, что регулярно пьют пиво и курят, признались соответственно 69 и 15 процентов первокурсников; в 2003 году – 45 и 6 процентов.
Современные первокурсники и в школе, оказывается, учились лучше, чем их родители. У 23 процентов из них средняя оценка была «А», в 1966 году такими результатами могли похвастаться только 7 процентов молодых людей.
«Мы видим, что нынешняя молодежь намного консервативнее поколения своих родителей, - подчеркивает Пол Хьюстон, представитель American Association of School Administration,- кроме того, большинство юношей и девушек явно не желают делать то, что может негативно сказаться на их здоровье».
Вот такой он, первокурсник 2003 года...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir