ОДЕРЖИМЫЙ ПАРИЖЕМ
Вскоре на экраны Нью-Йорка выйдет последний фильм известного итальянского режиссера Бернардо Бертолуччи “Мечтатели”, признанный кинокритиками одним из лучших в европейском кино прошлого года.
Прежде чем рассказать о презентации картины и встрече автора с журналистами, хотелось бы вспомнить некоторые работы этого серьёзного и глубокого мастера.
Один из парадоксов творческой личности состоит в том, что если молодой художник стар не по годам, то старый художник - не по годам молод. Лично мне выдающийся итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи всегда казался очень немолодым и мудрым человеком - начиная с фильма “Конформист” c Жаном-Луи Трентиньяном в главной роли, блестящего и жесткого психологического портрета человека, прошедшего путь от сотрудничества с фашизмом до прямого соучастия в убийстве неугодных режиму людей.
Навсегда запоминались огромные пространства площадей и канцелярий, где маленький человек казался муравьём, раздавленным мощью тоталитарного государства; скрип деревьев в морозном лесу , где люди в полицейских плащах бросают с ножа на нож женщину, жертву, которую герой заманивает в западню.
Еще через два года, в 1972-м, выходит “Последнее танго в Париже”, сделавшее всемирно известным не только режиссера, но и актёра Марлона Брандо, поразившего зрителей открытостью и мощью исполнения.
И опять история странных садомазохистских отношений изломанного горем американца, потерявшего в Париже жену, которую он любит - ненавидит, и молодой парижанки, кончающаяся гибелью героя. Такое впечатление, что эта драма была увидена глазами прожившего жизнь человека.
На самом деле Б. Бертолуччи в то время было только тридцать два года. Родившийся в знаменитой фиалками Парме, описанной Стендалем и любимой Наполеоном, он вырос в семье известного поэта и кинокритика; поэзия и кино определили его судьбу.
Пройдя ученичество у знаменитого П. Пазолини, он сумел отыскать собственный путь. Его “Последний император”, вышедший на экран в 1987-м, был награждён девятью Оскарами, в том числе, за лучшую режиссуру.
Его фильм 1996 года “Ворующие красоту”, снятый в “чеховском ключе” и оставляющий щемящее чувство, история молодой девушки, приехавшей в Италию к бывшим друзьям матери, недавно покончившей с собой.
Живя на холмах в этой маленькой коммуне художников и писателей, она пытается выяснить, кто же из них её отец, тайно писавший письма матери в течение двадцати лет; может быть, этот умирающий от СПИДа английский писатель, может быть, этот немолодой художник? Глубина личности режиссера и его репутация мастера заставляют зрителей с нетерпением ждать каждую его новую работу.
В моём последнем фильме “Мечтатели”, рассказал журналистам Б. Бертолуччи, действие будет происходить в Париже 1968 года; это рассказ об атмосфере свободы и крушении иллюзий молодых людей, пытающихся освободиться от лицемерия и косности правительства и прессы; рассказ о времени, которое стало для всего мира преддверием нового витка демократии, всплеска, добравшегося до Соединенных Штатов в 70-е годы.
Сюжетно - это история молодого американца, приехавшего учиться в Париж, где он и его новые друзья материально независимы, полны любви к кино, сексуальной свободы и веры в лучшее будущее.
Диалоги фильма будут идти на английском языке. Роль американского студента сыграл Майкл Питт, недавно снявшийся в картине “Murder by numbers “ - “Нумерация убийств”.
Некоторые откровенные сцены по просьбе прокатчиков для американского экрана будут отредактированы и усечены.
Я вернулся в Париж конца шестидесятых, говорит режиссер, потому что нынешняя Италия во главе с C.Берлускони коррумпирована и цинична и потому, что сейчас я вижу свою страну политически усталой. Лично для меня тот отрезок времени был вехой в истории ушедшего века.
Почему я так люблю Францию? Не знаю, улыбаясь отвечает режиссер, может быть, все началось в Парме, где я жил и где какое-то время жила жена Наполеона; так вот, там всегда были кондитерские с замечательными французскими пирожными. Всю человеческую историю мы пытаемся безуспешно проникнуть в тайну любви, так что и моему чувству никакие комментарии помочь не в силах.