ВЕЛИЧИЕ И ПАДЕНИЕ ДОЛЛАРА
Начиная со второй половины прошедшего века американский доллар безраздельно господствовал на мировом валютном рынке. Он решительно отодвинул в сторону английский фунт стерлингов, не дал развернуться в полную силу германской марке и японской иене. И сегодня международные торговые сделки заключаются главным образом по ценам, исчисляемым в долларах США. Однако обменный курс самого доллара неудержимо падает, постепенно уступая свои лидирующие позиции новой денежной единице - евро. Всего полтора с лишним года назад за 1 евро надо было отдать лишь 86 центов, теперь - почти доллар с четвертью, а в коммерческих обменных пунктах многих западноевропейских стран с вас возьмут и больше - до полутора долларов.
Большинство американских аналитиков в 2000 году, когда новая европейская валюта еще только выходила на валютный рынок, такого оборота не предвидели. Критическим уровнем считались 97 центов за 1 евро, дальнейшее снижение курса, по их мнению, следовало остановить во что бы то ни стало. Один экономический обозреватель, то ли в шутку, то ли всерьез, напоминал, что на крайний случай Америка располагает самыми мощными в мире авианосцами. Предполагавшийся критический уровень давно пройден. Мировой катастрофы не произошло, но весьма острые проблемы появились.
Отчего стал падать доллар? Причин называют много. Тут и возросший экономический потенциал объединенной Европы, и рецессия в американской экономике, и военно-политическая напряженность, воцарившаяся в мире в связи с активизацией международного терроризма. Существуют и более конкретные факторы. Перечислим лишь некоторые.
Федеральный резерв, то есть центральный банк Соединенных Штатов, стараясь избежать наиболее болезненных последствий рецессии, 13 раз снижал банковскую ставку и в конце концов довел ее до 1 процента. Резко упала доходность американских ценных бумаг, и зарубежный капитал в значительной мере утерял к ним интерес. В период с 1998 по 2000 год иностранцы инвестировали более 2 триллионов долларов в американские акции и бонды, непосредственно в американскую индустрию. В последующие годы наблюдается массовый отлив иностранного капитала от берегов США. Он уходит туда, где доход можно получить быстрее и в большем размере. В Китай, Индию, Россию, другие страны СНГ.
Интересные данные предоставлены корпорацией «Меррил Линч», которая обслуживает более 300 инвестиционных организаций мира, формирующих пенсионные, смешанные и страховые фонды. Согласно этим данным, 58 процентов считают американские акции сильно переоцененными, чрезмерно завышенными, приобретать их предпочитает лишь 12 процентов инвесторов, абсолютное большинство опасается дальнейшего снижения курса доллара в 2004 году.
Нет ничего удивительного, что в этих условиях и при таких настроениях в мире доллар и вправду падает. С начала 2002 года он утерял почти треть своей стоимости по отношению к евро. 19 процентов - против японской иены, 23 процента - против корзины из 26 наиболее известных мировых валют. Это не может не беспокоить. Известно, что валютные резервы в казначействах многих стран на протяжении долгих лет формировались в основном долларами США. Теперь эти резервы обесцениваются. Рядовые граждане тоже старались «отложить на черный день» надежный доллар. По некоторым данным, в мире, за пределами США, скоплено больше половины всей наличной американской валюты. Только в России, как предполагается, граждане держат «в чулке» не меньше 75-100 миллиардов «зеленых». Не хочется даже думать о том, что вся эта денежная масса может быть в едином порыве пущена в оборот и вернется на родину, разрушая всю ее финансовую систему.
Официальные представители Вашингтона, в том числе министр финансов США Сноу, время от времени делают успокоительные заявления. Больше того, стараются подчеркнуть выигрышные для страны моменты в снижении курса национальной валюты. Экономические теории предоставляют для таких утверждений довольно веские основания. Теоретически при развитой индустрии чрезмерно сильная валюта сдерживает экспорт товаров и услуг, открывая простор для импорта. Так и было в течение многих лет - Соединенные Штаты за рубеж продавали меньше, чем за рубежом покупали. В результате из года в год возрастал внешнеторговый дефицит. К сегодняшнему дню он достиг аж 550 миллиардов долларов.
Нетрудно понять, что, согласно теории, снижение курса национальной валюты должно стимулировать производство товаров на экспорт и сократить объем импорта. Это плохо для зарубежных производителей, но хорошо для Америки. Фред Бергстен, эксперт из американского Института мировой экономики, в связи с этим предвещает, что внешне торговый дефицит США уменьшится вдвое. Сейчас он составляет 5 процентов внутреннего валового продукта (ВВП Америки колоссален - 11 триллионов!), а в ближайшее время упадет до 2,5 процента. Чем плохо?
Ничего плохого бы не было, не будь такой огромной разницы между теоретическими расчетами и реальными обстоятельствами. Прежде всего, страна не очень-то готова к быстрому наращиванию экспорта, перечень товаров, предназначенных для вывоза за границу, не так уж обширен. Американский производитель избалован высоким спросом на широчайшем внутреннем рынке. Именно внутренний рынок всегда был основой основ экономики США, давая львиную долю общенационального валового продукта. Так называемые товары народного потребления с маркой «Сделано в США» никогда не пользовались достаточной популярностью в других странах. Падение доллара, то есть определенная дешевизна таких товаров, вряд ли сделает их намного популярнее в мире. Великолепные новинки американской технологии за рубежом действительно пользуются высоким спросом. Однако последние достижения очень быстро насытили глобальный рынок, значительно повысить экспортные возможности страны они уже не в состоянии.
Жизнь вносит и другие не всегда приятные коррективы в теоретические построения. Резко расширить экспорт сельскохозяйственной продукции мешает упрямство лидеров других стран, не желающих приобретать для своего населения зерно, овощи и фрукты с искусственно измененной генетикой. А один-единственный случай зафиксированного коровьего бешенства мгновенно свел чуть ли не к нулю экспорт американской говядины. Пусть на время, однако время, как известно - это деньги.
Теоретические схемы построения экономических закономерностей хороши для лекций в университете. Сама экономика перед лекторами никаких обязанностей не несет, она с необычайной легкостью отзывается на всякую смену реальных обстоятельств, иногда даже совершенно случайных и кратковременных. Ее зависимость от психологии масс чрезвычайно высока. В разное время и в разных условиях одна и та же информация может вызвать и взлет, и падение потребительского спроса, а значит, подъем или спад национальной экономики. Глобальность экономических процессов только увеличивает число таких факторов влияния.
Ко всему прочему, не стоит забывать, что еще не так давно существенной долей американского экспорта были... сами доллары. Потому в мире их скопилось такое множество. Если мир предпочтет пользоваться евро как основной валютой, доля эта сократится до минимума. Пока такую угрозу нельзя считать вполне реальной - на международных торгах цены на нефть, газ, металлы и другие природные ресурсы по-прежнему формируются в долларах США, и желания перевести их в евро никто не высказывает.
Какие последствия ожидают американскую и мировую экономику в случае, если обменный курс доллара останется на сегодняшней позиции или падение его продолжится? Известный обозреватель Роберт Самуэлсон полагает, что возможны три варианта развития событий, однако не исключает и того, что в каждый из них жизнь способна внести свои коррективы.
Вариант первый, наиболее желательный: Соединенные Штаты выигрывают и никто в мире ничего не теряет. Падающий курс доллара заставляет американских бизнесменов в срочном порядке наращивать производство конкурентоспособных товаров на экспорт, одновременно сокращая объем импорта. Сохранение масштабов внутреннего рынка позволяет избежать инфляции. Европа и Япония возмещают убытки от сокращения своего экспорта за счет роста общемировой экономики. Естественно, им потребуются дополнительные стимулы для развития собственного экономического потенциала - придется значительно снизить банковские процентные ставки и принять меры для большей либерализации рынка.
Вариант второй: выигрывают США и Китай, проигрывают Европейские страны и Япония. Как известно, китайское правительство искусственно сдерживает рост юаня, плотно привязывая его курс к курсу американского доллара, и то, что выгодно Америке, становится выигрышем и для КНР. Если дело дойдет до того, что за 1 евро придется давать 1,4 доллара, экспортные возможности Европы и Японии рухнут, а вынужденный государственный протекционизм воспрепятствует либерализации внутреннего рынка, усугубляя ситуацию.
И, наконец, вариант третий: все остаются в проигрыше. Дальнейшее падение доллара провоцирует иностранных инвесторов на спешную продажу всех американских ценных бумаг, а это примерно 10 процентов всех акций и 17 процентов всех корпоративных бондов США. Примеру иностранцев следуют и отечественные инвесторы, стоимость ценных бумаг катастрофически снижается, крах фондовой биржи погружает в трясину кризиса экономику всего мира.
Как ни крути, получается, что судьбы глобальной экономики зависят, главным образом, от состояния дел в Америке. Если проигрывает она, нищает весь мир. Это не удивительно. Соединенные Штаты остаются самой мощной державой на земле, с суммарным объемом ее экспорта и импорта никто другой сравниться не может - почти 2,5 триллиона долларов в годовом исчислении! Казалось бы, осознание этого факта должно полностью исключить вероятность третьего варианта, который сулит миру одни только неприятности. Однако и опыт истории, и современные события предостерегают: не так уж редко политика берет верх над экономикой, и честолюбивые амбиции элиты подминают под себя экономические интересы общества. Всякое случается. Потому третий, крайне нежелательный, вариант развития событий, вызванных падением доллара, остается столь же вероятным, как и два других варианта. Но мы будем надеяться на лучшее.
comments (Total: 1)