Берегись, звезда!
Когда я только-только приехал в Соединенные Штаты, мне попалась в руки газетная публикация (автора статьи я, к сожалению, не запомнил), герой которой оказался под следствием после чудовищной, как мне показалось, ситуации. прощу прощения за подробности, но без них никак не обойтись.
Так вот, в этой истории рассказывалось, что некая девушка, испытывая к своему парню самые нежные чувства, во время очередного свидания попросила раздеть ее, лаская при этом своего молодого человека пылко и страстно. Делай со мной, что хочешь, шептала она, только «этого» не надо. Когда юноша понял, что терпеть искушение выше его сил, он решил прервать сладостную пытку и одеться. Девушка настойчиво протестовала. То, что «этим» все и закончилось, читатель, я думаю, догадался. Но самое ужасное было потом. После того как он подвез ее домой и они мило расстались, юная леди, которая вовсе не была девственницей, позвонила в полицию, сообщив... что ее изнасиловали. Когда за парнишкой пришли полицейские, он долго не мог взять в толк, что же от натворил:
- Вы знаете такую-то?
- Да, мы уже несколько месяцев встречаемся.
- Девушка обвиняет вас в изнасиловании...
- Но у нас все было по согласию...
- Молодой человек, ваша подружка рассказала нам, как было дело. Мне вас по-человечески жаль, я ведь тоже мужчина. Но она же просила вас воздержаться, не правда ли, а вы... Так что мне придется обвинить вас в изнасиловании. Собирайтесь...
Я вспомнил эту историю, просматривая появляющиеся раз за разом в печати материалы, связанные с делом баскетбольной звезды, лидера команды «Лос-Анджелес лейкерс» Коби Брайана. Спортсмен утверждает, что в его любовной истории с горничной все было по согласию, однако у прокуроров на этот счет иное мнение.
Я сразу признаюсь, что в делах такого рода мне трудно сохранять нейтральную позицию. Не знаю, как часто оказываются под следствием обычные граждане, обвиненные в изнасилованиях, которых на самом деле не было, зато для известных спортсменов подобные случаи - рутина. Миллионер Коби - птичка, сравнительно недавно угодившая в силки. Не он первый, и думаю, - не последний.
Газета USA Today, опубликовавшая недавно результат своего журналистского расследования, связанного с обвинениями американских атлетов в изнасилованиях и вообще в преступлениях на сексуальной почве, упоминает о 168 спортсменах, которым пришлось доказывать свою невиновность в делах такого рода за последние 12 лет.
В большинстве случаев, делает вывод издание, обвиняемые выходят сухими из воды. Однако не всегда.
Яркий пример - судьба бывшего чемпиона по боксу в тяжелом весе Майка Тайсона, осужденного на 6 лет тюрьмы за изнасилование, из которых он отсидел три года. Другим, действительно, повезло больше. Например, пятерке баскетболистов из клуба «Портленд трейд-блейзерс» во главе с лидером команды Дрекслером - в начале 90-х им всех пытались инкриминировать то же преступление, что и Тайсону. Всем пяти!
Или бейсболистам из нью-йоркского «Метс», обвиненным, опять-таки, в начале 90-х сумасбродными почитательницами в оскорблении их на сексуальной почве (спортсмены, дескать, специально занимались рукоблудием в их присутствии). В изнасиловании и сексуальных домогательствах обвинялись другие известные спортсмены, причем все - люди небедные, а проще сказать - миллионеры.
Алан Дершовиц, один из крупнейших американских адвокатов, защищавших Тайсона, заметил как-то, что его клиент был совершенно невиновен. По мнению свидетелей, которых юрист опросил, никакого насилия не было, девушка, заявившая на Майка, сама пришла в его номер в 2 часа ночи. А на следующий день мило веселилась, явно не напоминая человека, над которым надругался боксер.
Но Тайсона осудили, хотя ни криков из его номера не раздавалось, ни следов насилия на теле молодой леди обнаружено не было. Поверили на слово, фактически разрушив карьеру одного из самых великих боксеров-тяжеловесов в истории этого вида спорта. Не простили экстравагантного поведения и нежелания отказаться от жизни на широкую ногу. Но вернемся к публикации в USA Today.
Приведенная в газете статистика вряд ли порадует прокуроров. Из 168 спортсменов, обвиненных в преступлениях на сексуальной почве, в том числе, и изнасилованиях, осужденных оказалось всего шестеро. Две трети из них либо вообще не представали перед судом, либо были полностью оправданы. Газета делает вывод, что атлеты оказываются в лучшем положении, чем их жертвы. Дескать, на их стороне общественное мнение (они ведь герои для миллионов болельщиков, особенно если следствие и суд проходят в штате, в котором они защищают цвета местной команды), они имеют большие финансовые возможности нанять лучших адвокатов. Или просто откупиться.
Может быть, и так, не спорю. Вероятно кто-то из обвиненных спортсменов действительно совершил преступление. Из каждых ста оправданных в американских судах, говорит Алан Дершовиц, действительно невиновных наберется человек двадцать. По остальным восьмидесяти следствие просто не собрало достаточных для вынесения обвинительного приговора улик.
Однако мне ни разу не приходилось слышать, чтобы в адрес лиц, подавших на атлета иск об изнасиловании или сексуальных домогательствах и проигравших дело, было вынесено хотя бы частное определение. А ведь мы зачастую являемся, давайте называть вещи своими именами, свидетелями сознательного обмана прокуроров, судей и присяжных. В большинстве таких дел присяжным вообще нечего рассматривать, так как единственной уликой против обвиненного в сексуальном преступлении спортсмена является показания потерпевшей. Неудивительно, что в ряде случаев звезды, дабы избежать нервотрепки и длительных судебных разбирательств, просто платят отступные. Зарекаясь в следующий раз вступать в сексуальную связь с незнакомыми или малознакомыми девушками и женщинами.
Я не могу утверждать, но все более убеждаюсь в том, что «дело Коби Брайана» кое-кто в правоохранительных органах хотел бы превратить в громкий процесс, создать прецедент. Дабы в будущем сверяться по нему, если баскетболиста удастся засадить за решетку.
Не секрет, и это видно из интервью некоторых прокуроров, которые они дали журналистам USA Today, следователи явно недовольны тем, что в деле звезд обвинение явно проигрывает защите. Например, прокурор Нэнси О’Мэлли, председатель Комитета по расследованию преступлений сексуального характера при California District Attorneys Association указывает на тот факт, что осужденных по «сексуальным» статьям УК рядовых граждан намного больше, в некоторых регионах страны до 80-85 процентов. Например, в графстве Аламеда, где миссис О’Мэлли трудится на посту заместителя районного прокурора, этот показатель равен 90 процентам.
Действительно, согласно статистике министерства юстиции за 1998 год, данные, собранные в 75 самых больших графствах нашей страны, свидетельствуют о том, что более 50 процентов обвиняемых в изнасиловании отправились в места не столь отдаленные.
Наверное, о таких высоких достижениях мечтает следствие и в тех случаях, когда в их руках оказываются богатые и знаменитые, у которых имеются возможности оплатить услуги известных адвокатов, способных спасти их от застенка. Дело Тайсона не стало прецедентом, так как у общественности сумели создать впечатление (сам боксер тоже сделал в этом направлении немало), что перед присяжными в Неваде предстал дьявол во плоти, монстр. Брайан на роль «социального урода» явно не тянет. Тем весомее окажется триумф следствия, если его удастся упрятать за решетку. Прецедент будет создан. Вообще, горячее желание прокуроров сделать из «дела Коби Брайана» показательный процесс, лично для меня, сомнений не вызывает. И вот почему.
USA Today, ссылаясь на главного следователя колорадского графства Игл (Eagle County) сообщает, что истец, 19-летняя девушка, обвинившая Брайана в изнасиловании, прошла медосмотр в госпитале на следующий день после инцидента. И, оказывается, явилась на него, прости, читатель, за такую подробность, в трусиках, на которых экспертами были обнаружены следы спермы, не принадлежавшей баскетболисту. А непосредственно после свидания с ним, во время которого якобы произошло изнасилование, она спокойно, как свидетельствуют очевидцы, вернулась на свое рабочее место в холле отеля, доработала свою смену и как ни в чем не бывало отправилась домой. Только затем, после того как поделилась ночной историей со своей сотрудницей, она решила обратиться в полицию.
Слишком уж беззаботное поведение девушки, после того что с ней случилось (случилось ли?!), не вяжется с некоторыми фактами из ее биографии. Защите Брайана удалось получить данные, из которых следует, что она лечилась в психиатрических клиниках, последний раз была госпитализирована в феврале 2003 года, примерно за пять месяцев до своей встречи со звездой американского баскетбола, залечивающей на колорадском курорте травму колена. В обоих случаях диагноз, поставленный медиками, гласил: намеренное желание покончить с собой. Трудно представить, чтобы молодая женщина, имеющая столь серьезные проблемы с психикой, так спокойно перенесла бы надругательство над собой.
Следователи, однако, этих нюансов вроде бы не замечают. Их могут не заметить и присяжные. Какой шикарный, какой громкий процесс тогда получится. Выиграть его - голубая мечта любого прокурора. Обязательно попадешь в учебники по юриспруденции и анналы истории...