Разудалый российский водевиль

Факты. События. Комментарии
№1 (401)


Нет, глубоко ошибаются те волхвы-звездочеты и ученые-прогнозисты, кто обещает миру в новом году лишь новые тревоги и печали. Во всяком случае месяц март 2004 года предложит всему цивилизованному и даже не совсем цивилизованному человечеству умопомрачительное зрелище. Не станем сравнивать его с мартовскими идами Древнего Рима. Там была трагедия, на этот раз, судя по всему, нам покажут веселый фарс.
Место действия – современная Россия. Пьесу под названием «Выборы» долго и упорно писали в Кремле, за зубчатыми стенами, тайно. Может быть, даже симпатическими чернилами, чтоб раньше времени никто не узнал о содержании. Непоименованный коллектив авторов замыслил сочинить героическую драму. Однако остался верен давно вошедшей в кровь теории бесконфликтности. Отсюда пошли сбои в построении сюжета, разного рода пережимы и натяжки. Начинали ее сочинять не с завязки сюжетных узлов, а с финальной сцены: главный герой под радостные клики народных масс торжественно восходит на пьедестал и горстями бросает в толпу золотые монеты или, на худой конец, новенькие ассигнации.
Пьедесталом должен был послужить первый акт под собственным названием «Дума». Интрига строилась так, чтобы главный герой до поры до времени на авансцене не появлялся, но как бы незримо там присутствовал, подготавливая зрителей к апофеозу спектакля. Вместо него на сцену должны были высыпать отважные гвардейцы, верные слуги героя, и в острейшем бою одержать победу над потенциальными его противниками. Публике надлежало восхититься мужеством и сноровкой победителей, которые одолевают стойких врагов, однако благородно оставляют их в живых. Зачем? А за тем, чтобы во втором акте под названием «Президент» главному герою тоже предстояло бесстрашно бороться за победу. Иначе какой же он герой. Героев рождают подвиги, отважные схватки за правое дело. Без этого даже Геракл будет восприниматься как Иванушка-дурачок.
Первый акт пьесы уже сыгран, он не вызвал восхищения в зрительном зале. Пожалуй, даже наоборот. В самые, казалось бы, патетические моменты зал посмеивался, а то и заливался хохотом, особенно в финальной сцене, когда действующие лица занялись арифметическими подсчетами, что прибыло и что убыло.
За откровенный провал первого акта ответственность несут прежде всего авторы пьесы. Это же надо было придумать – избрать в качестве одного из основных положительных персонажей фигуру с фамилией Грызлов! Что ни говорите, в памяти сразу же всплывают фонвизинские, грибоедовские, гоголевские комедии. Тут тебе и г-жа Простакова, и полковник Скалозуб, и Бобчинский с Добчинским, и Яичница. Русская классическая литература – великая сила. Одолеть ее непросто, сманеврировать, обойти стороной практически невозможно. Каким бы самостийным гением ни мнил себя режиссер, все равно персонаж по фамилии Грызлов мгновенно настроит на постановку комедии, на фарс. Как ни старайся, героической драмы не получится. Сплошной водевиль. А в этом жанре дозволено все – белое называть черным, объявлять, что дважды два будет семь, передергивать карты, откровенную ложь с невинным видом выдавать за чистую правду.
Наделали глупостей авторы, пережали режиссеры-постановщики, излишне педалировали свои роли исполнители. Публика, естественно, отреагировала гомерическим хохотом. Вопреки замыслу, победители и побежденные выглядели одинаково жалкими. Лавровые венки первых и терновые вторых никому не показались убедительными, их восприняли как нелепые и смешные атрибуты равно бездарных клоунов.
Акт «Дума» в спектакле «Выборы» не подготовил достойного антуража для акта «Президент». Пьедестал, на который в марте предстоит подняться главному герою, вышел совсем не таким, каким его замышляли кремлевские драматурги. Убогий какой-то, однотонно серый, безо всяких деталей. Смотреть не на что. Пьедесталу надлежало удивить и восхитить зрителей сложностью своей конструкции, массой цветов и оттенков. На лицевую сторону так и просилась выложенная золотом надпись: «Демократия». По центру предполагалось разместить массивную глыбу «Единая Россия» и чтоб вокруг к ней жались правые и левые, либералы и радикалы, соглашатели и непримиримые, знаменуя собой демократический плюрализм посткоммунистического российского общества.
Теперь, после первого акта, и надпись золотую помещать некуда. Серый бесформенный монолит. Перестарались ребята под водительством Грызлова и иже с ним. Главному герою подняться на такой пьедестал легче легкого, а стоять неудобно, даже стыдновато. Опора вроде бы надежная, да героическую позу принять весьма затруднительно. Какой жест ни придумаешь, любой будет выглядеть карикатурой. Того и гляди, прохожие засмеют.
Да и проход главного героя к постаменту обещает быть смешным до колик. Замышлялся он отнюдь не как легкая прогулка по аллее Летнего сада, а как череда схваток с достойными противниками. Только так можно было продемонстрировать всему миру и торжество российской демократии, и величие лидера, побеждающего не крохотных тараканов, а почти равных по силе соперников. А соперники-то взяли и отказались от навязываемых им водевильных ролей. Не захотели и дальше смешить зрительный зал. Подвели, подставили, обманули ожидания незадачливых авторов пьесы.
Подготовка ко второму акту спектакля идет ни шатко ни валко. На старт президентской гонки соперники собираются выставить просто оскорбительных для главного героя соперников. В списке уже значатся гробовых дел мастер, простоватый и косноязычный владелец аптеки, третьесортный депутат Думы. Даже «сын юриста», главный клоун страны, и тот, опасаясь уж слишком большого позора, выставил вместо себя кандидатом в президенты бывшего своего охранника, да еще охарактеризовал его как жертву автомобильной катастрофы и потому человека, соображающего чрезвычайно слабо.
В общем, зрелище обещает быть ужас каким веселым. Достаточно представить себе оппонентов главного героя, вступающих с ним в острую предвыборную дискуссию. Ведь обхохочешься же, право слово. Да и сам наш герой, какую бы умную и значительную мину на лице ни состроил, тоже будет выглядеть водевильным персонажем, не более того.
К тому же никто сегодня не поручится, что весь российский электорат согласится изобразить в финальном эпизоде ликующую от счастья толпу. Возьмут вдруг и учудят этакую неприятную штуку – ринутся со сцены в зрительный зал, чтобы, значит, в шутейском действе не участвовать, а лишь следить за ним со стороны. Это и вправду куда как интересней и веселее. И останется Владимир Владимирович Путин один со своими жалкими и тщедушными оппонентами, но без нужного числа голосов избирателей. То-то будет потеха! И проклянет он страшными словами весь коллектив авторов плохо написанной и скверно сыгранной пьесы, обругает их, по своему обычаю, разными непристойными выражениями, да только делу это уже не поможет. И смех, переходящий в хохот, наповал сразит нынешнего российского лидера, вознамеривавшегося вернуть страну в жесткие объятия тоталитарной власти.
Впрочем, второй акт пьесы «Выборы» еще не сыгран, и гадать, что еще удумают авторы и исполнители, пока не стоит. Дождемся марта. Первый месяц будущей весны может принести с собой и язвительный смех, и горькие слезы одновременно.
Когда свита по собственному недомыслию играет глупого короля, а народ безмолвствует, появляются основания для тревоги. Когда совершенно не ко времени власть отбрасывает закон, отдавая предпочтение силе, от будущего можно ожидать чего угодно, только не благой вести. Авторитарные режимы обречены на вымирание, как бы ни старались отдельные самовлюбленные лидеры рядиться в мундиры Сталина, Гитлера или Муссолини. У кого-то они еще вызывают страх, но у большинства – лишь смех. И чем громче станет хохотать население, тем быстрее уйдут в небытие диктаторские амбиции слишком уж возомнивших о себе лидеров. Смех в воспитательных целях очень полезен.


comments (Total: 1)

Оказываем услуги по поиску потенциальных клиентов для Вашего Бизнеса
Подробнее узнайте по телефону: +79133913837
Email: prodawez@mixmail.com
ICQ: 6288862
Skype: prodawez3837

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir