ПОЛИТИКА ЖИЗНИ
Увы, математика - точная, однако бездушная наука. Не так давно ради интереса проанализировал биографию «золотоносных» спортсменов суверенной Украины и Беларуси. Оказалось, что значительная часть из них по окончании карьеры предпочла искать счастье за рубежом. Многие уехали еще во времена активных выступлений, некоторые и вовсе полностью сосредоточили тренировочный процесс за границей. Такова реальность, внутри которой примеры обратного свойства всегда интересны. К ним смело можно отнести легендарную гимнастку четырехкратную олимпийскую чемпионку Людмилу ТУРИЩЕВУ, осевшую после окончания спортивной карьеры в Киеве. Не так давно она справила 50-летний юбилей, а несколько месяцев назад получила из рук президента Международной федерации гимнастики Бруно Гранди награду МОКа «Женщины в спорте».
В нем Турищева и впрямь находится, сколько себя помнит. В спорт она попала в шестилетнем возрасте. Сейчас трудно поверить, что это событие произошло в столице Чеченской республики Грозном. Трудно хотя бы потому, что на месте спортивного зала, где маленькая Люда делала первые шаги в спорте, нынче развалины - здание взорвали боевики. И не суть важно, какой национальности были эти варвары. Куда поучительнее напомнить о другом факте. Русская девушка Людмила Турищева принесла Чечено-Ингушетии первую в истории республики золотую медаль Олимпийских игр. Она была завоевана в 1968 году в Мехико. Позднее спортсменка скажет, что ее вклад в триумф был гораздо меньшим, чем наставника Владислава Растороцкого - неутомимого энтузиаста. В Грозном он оказался банально - посулили ключи от квартиры (чего не смогли сделать в родном Воронеже).
Турищева попала в группу Растороцкого в 12 лет. Ее прежний тренер решил сосредоточиться на мужской гимнастике, порекомендовав своих уже бывших подопечных коллегам. На Людмилу особого спроса не было. Вдобавок девочка не горела желанием оставаться в спорте, увлекшись всерьез хореографическим кружком. Естественно, в группе Людмила изначально была далеко не самой сильной гимнасткой. Это щемило самолюбие спортсменки, а по части трудолюбия ей всегда не было равных. Вскоре о Турищевой заговорили, как о состоявшейся гимнастке.
Ей сулили золотые горы спорткомитеты многих республик Советского Союза. Однако Людмила даже не стала на него отвечать, оставшись верной своему тренеру. Вряд ли когда-нибудь она пожалела о том решении. На мюнхенской Олимпиаде 1972 года она выиграла золото в многоборье и командных соревнованиях, серебро в вольных упражнениях и бронзу в опорном прыжке. В 1970-м и 1974-м была абсолютной чемпионкой мира, в 1971-м и 1973-м - абсолютной чемпионкой Европы. Четвертую высшую олимпийскую награду Турищева взяла в 1976 году в Монреале. К тому времени многие журналисты восхищались не только великолепной формой 25-летней спортсменки, но и ее интеллектуальным уровнем.
Уже порядком поднадоела история о том, как на Олимпиаде в Сиднее нынешняя прима российской гимнастики Светлана Хоркина неудачно выполнила опорный прыжок из-за неверно установленной высоты коня. Аналогичный случай имел место и в карьере Турищевой. На Кубке мира в Англии перед соскоком Людмилы с брусьев лопнула растяжка снаряда. Спортсменка почувствовала неладное, но все-таки выполнила упражнение до конца. Здоровенные жерди упали буквально через мгновение после соскока. Случись это крушение на секунду раньше, последствия могли быть необратимыми. Эпизод с Хоркиной вспомнился и по другой причине. Об артистизме Турищевой до недавнего времени с ностальгией вспоминали болельщики, уставшие от засилья "гуттаперчевых малышек". С появлением последних исчезла красота. И вряд ли кому-либо из девочек-марионеток могло быть адресовано подобное признание: «Глядя на экран, люди забывали обо всем. Не помнили, какой на дворе год, в какой стране живут, в какого верят бога. Во Вселенной оставалась только она, только ее великое искусство!» Так писали о Турищевой, в похожих тонах высказываются и в отношении Хоркиной.
В середине же 70-х на смену Людмиле пришла румынская спортсменка Надя Комэнеч, бывшая на семь лет моложе нашей героини. Уже на Олимпиаде в Монреале она во весь голос заявила о своем пришествии. И Турищева решила завершить карьеру. Вдобавок в Грозном уже стали проявляться первые конфликты на национальной почве. Людмилу и ее наставника высшие спортивные чины страны стали уговаривать переехать поближе к Москве. Гимнастка не ощущала на себе никакого пресса со стороны местного населения, а потому до поры до времени не задумывалась о смене прописки. Не горел желанием уезжать из Грозного и Растороцкий. Провинциал до мозга костей, он боялся больших городов. Когда же ситуация обрела черты реальной угрозы для жизни, выбрал Ростов, где в одночасье предоставили полноценные условия для тренировок. Чеченцы прознали о переговорах наставника - покидать Грозный пришлось на секретном военном самолете.
Турищева была самой любимой, однако далеко не единственной выдающейся воспитанницей Растороцкого. О послеспортивной жизни большинства из них есть что рассказать, но только Турищева нынче проживает на территории бывшего Советского Союза. Наталья Шапошникова вместе со своим мужем открыла частную гимнастическую школу в Нью-Джерси. Ее тезка Юрченко связала судьбу с известным в прошлом футболистом Игорем Скляром - пара проживает в Канаде. Сам Растороцкий недолго оставался в Ростове. Поддавшись веянию времени, он принял предложение Французской федерации гимнастики. Однако родину мушкетеров он вскоре покинул - работа без перспективы, пусть и за большие деньги, наставника не прельщала. После Турищевой французские дети показались тренеру откровенно ленивыми, он не имел на них влияния, не был авторитетом. Совершенно по-другому обстояли дела в Китае, где Растороцкому позволили отобрать из двух сотен самых одаренных. Буквально за полгода он довел девушек до мирового уровня, однако в дело вмешались местные функционеры. Самые перспективные подопечные российского специалиста были отданы доморощенным тренерам...
Тем временем Турищева по линии «Динамо» выслужила погоны полковника милиции - вот уже более полутора десятков лет она является главным тренером штатной команды МВД по гимнастике. С родным видом спорта она никогда не расставалась. Правда, далеко не всегда этот альянс приносил удовлетворение. Несколько лет на Украине длилось противостояние двух гимнастических федераций - той, которой руководила приезжая чемпионка, и новообразования «художниц» под предводительством Альбины Дерюгиной. Конфликт зашел столь далеко, что возникла реальная угроза снятия украинских спортсменов с чемпионата мира. В качестве альтернативы Госкомспорт предложил создать ассоциацию, куда б вошли обе общественные организации. Но это предложение также не стало путем к примирению сторон. После Олимпиады в Австралии Турищева не стала баллотироваться на пост президента гимнастической федерации, и бразды правления перешли к Игорю Коробчинскому.
Во многом жизненные неурядицы удавалось переступать благодаря надежному плечу некогда самого быстрого человека планеты Валерия Борзова. Молодые люди познакомились в ту пору, когда оба принадлежали к советской спортивной элите - они постоянно встречались на комсомольских форумах и съездах. Серьезные же отношения у них завязались во время Олимпиады в Монреале. К тому времени Турищева твердо решила для себя, что Игры в Канаде станут последними в ее карьере. Пик славы Борзова также был позади - в Монреале он выиграл лишь две бронзы: на стометровке и в эстафете 4x100 метров. Зато для обоих спортсменов на первый план вышла личная жизнь. В конце 1977 года в Ростове сыграли свадьбу. В этом городе до сих пор живут родные Турищевой, и ростовчане почитают спортсменку наравне с другими известными земляками - Шолоховым и Солженицыным.
С 1990 по 1997-й Борзов возглавлял украинский Госкомспорт. Спорт стал одной из немногих сфер деятельности, благодаря которой мир узнал о независимой Украине. В неофициальном командном зачете Олимпиады-96 в Атланте местные спортсмены заняли высокое восьмое место. Посчитав миссию в спорте выполненной, Борзов подался в политику. Благо его непререкаемый авторитет без труда позволил стать депутатом Верховной Рады. Для Людмилы же с появлением дочери Татьяны карьера отступила на задний план: «После рождения Тани я сильно изменилась, - вспоминает Турищева. - Поняла, что не смогу стать жесткой и требовательной наставницей для маленьких девочек. А без этого в гимнастике нельзя». И наша героиня оставила попытки стать тренером. Впрочем, это не помешало ее дочери выбрать художественную гимнастику. Правда, потом Татьяна пошла по папиным стопам, остановив свой выбор на легкой атлетике, выполнила нормативы кандидата в мастера спорта. Однако потом полностью сосредоточилась на учебе. Татьяна окончила физкультурный институт по специальности «менеджер по спорту», а нынче учится на модельера. Недавно была организована ее персональная выставка.
На Украине Турищевой чуть ли не с нуля пришлось добывать авторитет. Варягов здесь, невзирая на предыдущие спортивные заслуги, не очень-то и жаловали. Однако ей есть чем гордиться - на сиднейской Олимпиаде украинская сборная по спортивной гимнастике, состоявшая почти полностью из воспитанников динамовской школы, заняла второе общекомандное место. Турищева - украинская подданная, что не дает ей никаких дивидендов.
Скажем, в России так называемая олимпийская стипендия составляет 500 долларов в месяц, в Украине - ровно в 10 раз меньше. Борзов и Турищева проживают в центре Киева, в стандартной квартире. Что-либо менять в жизни им совершенно не хочется. Оба востребованы на родине, и, возможно, в этом и заключается высшее счастье...