ШКОЛЫ НАСИЛИЯ И НЕНАВИСТИ
«Восток – дело тонкое». Ни один из пяти авторов сценария, включая режиссера-постановщика фильма «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля, не мог впоследствии вспомнить, кто именно придумал эту реплику. Она воспринималась как проходная: долгой жизни, крылатости ей никто не предрекал. А вот поди ж ты, прижилась, и ныне на устах у всех, кто ее когда-либо слышал. Скорей всего потому, что оказалась кстати. Восток стали отождествлять с исламом, ислам – с терроризмом, защиту от него – первейшей задачей цивилизованного человечества.
Восток – действительно материя тонкая, узорчатая, с первого взгляда многочисленных миниатюрных деталей не различишь, а они-то зачастую и составляют самую суть. В прежние, довольно далекие от нас времена Востоком принято было восхищаться. Ориенталистика была в моде, Западу она ничем особо враждебным не досаждала. Муэдзины на минаретах, роскошные, красочные базары, изумительной красоты ковры, сотканные руками восточных женщин, тончайшей работы изделия ювелиров, черноглазая и юркая детвора – все это и многое другое у чужестранцев вызывало умиление. Воинственность мусульман, жесткость, а то и жестокость их обычаев, настороженное отношение к неверным тоже были хорошо известны. Однако принято было считать: если их не трогать, то и они нас не тронут. У нас один образ жизни, у них – другой, и «им не сойтись никогда».
Тонкость мусульманского Востока оказалась коварной. Углубляться в коренные причины вспыхнувшего ныне конфликта двух цивилизаций не стоит, сегодня исследования на эту тему представляют чисто академический интерес. Так случилось. Прошлого не вернешь, свершившегося не поправишь. Теперь важнее знать расстановку сил и пути к обоюдоприемлемому решению конфликта.
Откуда, из каких мест, из каких слоев мусульманского мира так стремительно выбираются на свет Божий ростки безумного, кровавого, невиданно коварного терроризма? Многие считают главным гнездовьем террористов Саудовскую Аравию. Население там исповедует ваххабизм – одну из самых крайних ветвей фундаментального ислама. К тому же почти все, кто 11 сентября обрушил угнанные самолеты на башни-близнецы и Пентагон, были выходцами из этой страны. Все так. Однако известно, что сегодня королевская семья Саудовской Аравии прилагает максимум усилий для обуздания агрессивности ваххабитов, жестко преследует и карает потенциальных террористов и кое-каких успехов добивается. В основном этим, а не только интересом к аравийской нефти, объясняется определенная терпимость американской администрации к властям Саудовской Аравии.
Тем временем чуть дальше на северо-восток, в другой стране, вызревают семена еще более оголтелого и темного терроризма, готового убивать, жечь, взрывать неверных в любой точке земного шара. Имя страны – Пакистан, рассадник ненависти – густая сеть религиозных школ-медресе. Свет на ситуацию проливает корреспонденция из пакистанской глубинки трех журналистов: Рона Моро, Сэми Юзефзаи и Захида Хуссейна. Судя по именам двух из них, авторы знают положение дел, что называется, изнутри.
Статья опубликована в журнале «Ньюсуик» под заголовком «Священная война 101». Поясним: в школах, колледжах и университетах США цифрами «101» обозначается начальный курс обучения. Журналисты побывали в разных районах Пакистана, посетили несколько религиозных школ-медресе, где воспитывают и обучают мальчиков в возрасте от 7 до 15-16 лет. Собранная информация дает тревожную картину того, что может ожидать всех нас в ближайшее время.
Напомним, что после того, как в конце 2001 года многонациональная антитеррористическая коалиция во главе с США свергла режим талибов, полного мира в Афганистане не наступило. Поймать Осаму бин Ладена и главу Талибана муллу Омара не удалось, они ушли в горы. Между вооруженными группами таджиков, узбеков, пуштунов вражда вспыхнула с новой силой. Правительство Хамида Карзая по существу контролирует незначительную часть страны вокруг Кабула. Нападения сторонников прежнего режима на войска коалиции происходят все чаще.
В последние полгода положение особенно обострилось. В терактах и бесконечных стычках погибли сотни людей, в том числе гражданские лица и сотрудники международных гуманитарных организаций. Диверсии сводят на нет все усилия по восстановлению хозяйства страны. Министр обороны США Дональд Рамсфелд недавно всердцах воскликнул: «Такое впечатление, что чем больше мы прилагаем усилий, тем дальше мы от цели». Ряды боевиков множатся день ото дня, угрожая загнать в гроб планы администрации Буша поставить Афганистан на рельсы демократии. И становится все более очевидно, что боевики просачиваются на афганскую территорию главным образом из соседнего Пакистана.
В этом не было бы ничего удивительного, если бы пакистанский лидер, генерал Мушарраф, не заверял всех с такой настойчивостью, что он принимает все необходимые меры для борьбы с местными исламскими экстремистами и укрепляет границы. Эффективность этих мер явно недостаточна, а во многих случаях власти намеренно попустительствуют боевикам. Самое скверное заключается в том, что в Пакистане чуть не на поток поставлено воспитание юного поколения в духе ненависти ко всему, что хоть в малой степени не отвечает жестким требованиям ислама.
Курс обучения «101» начинается в медресе. По официальным данным, таких школ в стране насчитывается больше 27 тысяч. Не все они, конечно, обучают детишек ненависти к иноверцам и готовности убивать, но большинство посвящает часы занятий именно этой «науке». Суры Корана для учеников - лишь фундамент знаний, на котором строятся догматы новейшего, агрессивного мировоззрения. В одной из школ, расположенной в горах на севере Пакистана, учителя-муллы одарили журналистов массой диких суждений о нравах населения в немусульманских странах. «Я знаю, там мусульманки водятся с кем угодно и стаканами пьют вино вместе с евреями» - уверенно заявил один. Второй учитель продолжил: «Американцы убивают всех мусульман и поступают еще хуже, когда разрушают их веру фильмами, музыкой, телевидением». Третий подытожил: «Всем известно, что Талибан – это истинно исламский режим».
В медресе под Пешаваром журналисты обнаружили среди учеников немалое число молодых людей из Малайзии и Индонезии. Учителя похвалялись, что недавно получили личное послание муллы Омара с призывами к священному джихаду, и сообщили, что разрешают пользоваться компьютерами только особо одаренным школьникам – «слабые будут искать в Интернете порнографию». Мальчик лет 10 поделился своей мечтой: пробраться в Афганистан и убить Хамида Карзая, потому что «его привезли американцы».
Главный мулла другой школы встретил корреспондентов, держа в правой руке Коран, в левой – автомат Калашникова. Это не помешало ему без тени иронии заверить гостей: «Мы – не военная база. У нас нет ни оружия, ни танков. Мы учим джихаду, ибо этому учит священный Коран, защищающий ислам». Школа большая, в ней проходят обучение больше 3 тысяч детей и подростков. В Пакистане и за его пределами ее называют «университетом джихада».
Журналисты были свидетелями следующего эпизода. На площадке возле медресе собралось больше тысячи юношей в белых тюрбанах, с автоматами АК-47 в руках и мини-ракетами «земля – воздух» на плечах. Шум подняли страшный, но сразу же умолкли, когда к микрофону подошел старший сын главы медресе. Он сказал: «Если вы друзья бин Ладена и муллы Омара, сядьте. Если вы друзья Буша, выслушайте меня стоя». И продолжил: «Всемилостивейший Аллах покровительствует Талибану и народным вождям – Мухаммеду Омару и Осаме бин Ладену. Аллах прячет их в пещерах, а мы возносим молитву за их безопасность и здоровье».
Старшие ученики активно рекрутируют для учебы в медресе мальчиков из окрестных городов и кишлаков. Сами школы нередко становятся местом сборищ сторонников джихада, там громогласно проклинают и американцев, и их союзников, и самого генерала Мушаррафа. Генерала стращают реками крови, если он осмелится хоть как-то повлиять на систему обучения в медресе или сдерживать поток новых учеников. И Мушарраф часто входит в альянс с этими людьми, чтобы противостоять светской оппозиции его правлению. Справедливости ради надо заметить, что без этих школ более полутора миллионов юных пакистанцев останутся вообще безо всякого образования. Страна тратит на содержание школ всего 2,2 процента валового внутреннего продукта. Это значительно меньше, чем в любом другом государстве южной и юго-восточной Азии.
Не склоняли бы муллы юношество к злобе и насилию, мир мог бы, как прежде, относиться к изучению Корана с исключительным уважением. Там немало мудрых мыслей и полезных наставлений. Но фанатики положили рядом со священной книгой автомат и бронебойный гранатомет, принялись исступленно призывать молодежь к джихаду, к убийству иноверцев в других странах. Это грозит неисчислимыми бедами всему человечеству, но в первую очередь самим мусульманам, их юному поколению.
Пакистанские экстремисты взяли на себя миссию защиты ислама, а на самом деле наводят тень подозрения чуть ли не на весь Восток, заставляют мир настороженно относиться к любому человеку с восточной внешностью. А как иначе? Восток – дело настолько тонкое, что не сразу разберешь, кто из правоверных ничего ужасного не замышляет, а кто - злобный враг, готовый разорвать тебя на куски.
В Пакистане интенсивно учат детей джихаду, и уже завтра результаты такого обучения могут стать острейшей мировой проблемой. Возможно даже куда более острой и болезненной, чем та, которая сегодня вызвана событиями в Ираке.
comments (Total: 2)