ПАРИЖ ОБЪЯВЛЯЕТ ВОЙНУ АНТИСЕМИТИЗМУ

Большая политика
№49 (397)

«Когда нападают на еврея во Франции, нападают на всю Францию. В течение веков наши соотечественники-евреи во Франции находятся у себя дома. Антисемитизм противоречит всем нашим ценностям», - заявил Жак Ширак после того, как в парижском пригороде Ганьи неизвестные лица сожгли еврейский лицей. Президент незамедлительно принял видных представителей еврейской общины и на экстренной встрече с главой правительства и с четырьмя ключевыми министрами потребовал принять все необходимые меры для предотвращения новых антисемитских выходок, а в отношении виновных применить самые решительные санкции. Префектам дано указание усилить охрану мест культа и учебных заведений. В каждой прокуратуре будет специальное должностное лицо, которое станет поддерживать контакты с еврейской общиной, насчитывающей 600 тысяч человек. Кроме того, в школах, по распоряжению министра образования Люка Ферри, будет сделан особый акцент на такие моменты, как взаимное уважение, диалог и терпимость. Наконец, Жак Ширак решил создать межправительственный комитет по борьбе с расизмом и с антисемитизмом, который проведет свое первое заседание 9 декабря.
Ведущие правые и левые политические политики приветствовали такую стремительную реакцию, нацеленную на обуздание антиеврейских акций. И даже глава ультраправого Национального фронта Жан-Мари Ле Пен подчеркнул, что во Франции повсюду растет число расистских актов. «Если виновные будут арестованы и приговорены к длительным срокам заключения, это нас успокоит и послужит предупреждением для других», - считает представитель еврейской общины Ариэль Гольдман. Однако обозреватели не уверены в том, что объявленная программа принесет ощутимые плоды, и констатируют возросшую озабоченность среди евреев. «Антисемитизм становится ординарным явлением», - сожалеет авторитетная газета «Монд». При этом бывший президент Конституционного совета и бывший министр юстиции Робер Бадинтер проводит различие между «старым антисемитизмом», выразителем которого были преимущественно ультраправые, и «антисемитизмом новым», который провоцируют исламисты.
Его вспышка в немалой степени связана и с ближневосточным конфликтом, и с иракской войной, и с ростом происламских настроений в мусульманской общине, насчитывающей 5 - 6 миллионов человек. Во многих странах мира, включая Францию, ислам занимает все более и более воинствующие позиции, пытаясь обвинить евреев во всех смертных грехах. Достаточно вспомнить о недавних нападках теперь уже бывшего премьера Малайзии Мохамада Мохатира: «Европейцы уничтожили 6 миллионов из 12 миллионов евреев. Но сегодня евреи правят всем миром. 1,3 миллиарда мусульман не могут быть побеждены несколькими миллионами евреев».
В Тель-Авиве порой утверждают, что политики и интеллектуалы да и в целом, французское общество, якобы недостаточно резко реагируют на проявления антисемитизма. «Во Франции из всех западных стран антисемитизм получил наибольшее распространение», - объявил в прошлом году заместитель министра иностранных дел Израиля Михаэль Мельхиор. Действительно, три года назад во время так называемой второй интифады - очередного обострения палестино-израильского кризиса - французским властям не сразу удалось положить конец антисемитским вылазкам. Их мишенями стали несколько синагог, еврейские детские сады и школы, спортивные ассоциации, кладбища и т.д. Более 400 таких выходок, имевших место с сентября 2000 по конец января 2002 года, были зафиксированы в «Белой книге актов насилия против евреев Франции». Правоохранительные органы приняли меры для защиты религиозных центров и других еврейских институтов и сделали все возможное, чтобы избежать конфронтации между еврейской и мусульманской общинами. С тех пор число антисемитских акций несколько уменьшилось, однако не проходит и недели, чтобы евреи не стали объектом враждебных нападок.
Традиционные обвинения в антисемитизме связаны с тем, что Париж, блюдя свои интересы, проводит, с израильской точкой зрения, слишком проарабскую политику и, в частности, осуждает американскую интервенцию в Ираке. Такие обвинения, по мнению Парижа, используются для дискредитации французской политики на Ближнем Востоке. «Франция никогда не была антисемитской страной», - подчеркивает при каждом удобном случае Жак Ширак. В феврале 2003 года в стране был принят закон, согласно которому ужесточают наказания за проявление расизма и антисемитизма в учебных заведениях, а поджог школы грозит лишением свободы на 20 лет. Напомню, что еще в июле 1995 года Ширак первым из всех французских президентов признал ответственность французского государства за антисемитскую политику коллаборационистского правительства Виши. Тем не менее, подчеркивает проправительственная газета «Фигаро», президенту ставят в вину то, что он не называет виновников антисемитских акций, не желая провоцировать новые конфликты внутри страны между евреями и мусульманами. Еврейский вопрос в недавнем прошлом способствовал обострению отношений между Францией и Соединенными Штатами. В прошлом году Американский еврейский конгресс (АЕК) опубликовал на страницах «Нью-Йорк Таймс» на правах рекламы материал «До свидания». Эта влиятельная организация упрекала, в частности, французское правосудие в том, что оно выносит слишком мягкие приговоры за акции, направленные против евреев.
Согласно недавнему опросу, проведенному Европейской комиссией (ЕК), большинство жителей Старого континента считают, что Израиль представляет собой наибольшую угрозу миру (правда, итоги этого зондажа были сразу дезавуированы главой ЕК). Такой настрой, понятное дело, вызывает болезненную реакцию в Израиле. «Антисемитизм вернулся», - утверждал шеф израильского внешнеполитического ведомства Сильвам Шалом на недавней встрече в Брюсселе Ассоциативного совета ЕС - Израиль. «Нападения, имевшие место в Стамбуле и в Париже, не являются изолированным актами, - заявил министр. - Они являются звеном в цепи глобального терроризма, который нанес удары по Нью-Йорку, Момбассе, Бали, Иерусалиму, Багдаду, Касабланке и другим целям. Они также являются симптомами глубокого и растущего антисемитизма, враждебности по отношению к евреям и к их фундаментальным правам. Когда евреи не могут больше молиться в своих синагогах, мы все в опасности». Европа, по словам Сильвама Шалома, имеет историческое, моральное и политическое обязательство бороться с антисемитизмом. Поэтому Израиль предложил учредить «израильско-европейский совет министров», который бы занялся этой проблемой. Для улучшения отношений с ЕС Тель-Авив положил конец бойкоту со стороны израильских властей, которому подвергался представитель ЕС на Ближнем Востоке бельгиец Марк Отт за то, что встретился с Ясиром Арафатом.
Париж


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir