СОЖЖЕНИЕ ТЬМЫ
В наше неспокойное время я часто думаю об эпохе начала ХХ века. Люди тогда стояли на пороге нового, неизвестного. Они не знали о тех ужасных потрясениях и войнах, которые ждут их в скором времени. Трудно было даже вообразить, как далеко уйдут ко второй половине двадцатого столетия наука и техника, как кардинально изменится мир и жизнь людей. А мы ведь тоже живем в начале века, и хотя в большинстве своем являемся выходцами из прошлого столетия, я думаю, хотели бы увидеть, узнать, что ждет наших детей и внуков через полсотни лет. Будут ли они счастливее нас или их ждут ужасы, которые мы не можем себе даже представить? Что сделать для того, чтобы реализовался счастливый вариант будущего? Наверняка техногенный мир изменится неузнаваемо, будут сделаны невероятные открытия, способные в корне изменить среду обитания, а возможно, и самого человека, и только культура, как я уверен, может сохранить духовную преемственность между нами и будущими жителями нашей все еще прекрасной планеты.
В этой мысли я лишний раз убедился, побывав в музее Николая Рёриха, уютно разместившемся в небольшом увитом сверху донизу плющом трехэтажном особняке на манхэттенской Вест 107-й улице недалеко от Риверсайд драйв. Сама экспозиция расположена, в основном, на втором и третьем этажах, где имеются по две довольно больших комнаты, соединенных широкими переходами.
Первоначально музей размещался в высотном здании в паре блоков от нынешнего его места расположения. Здесь с 1921 по 1937 годы успешно работал Главный Институт Объединенных Искусств, основанный Рёрихом после его приезда в США в 1920 году. Однако во время Великой депрессии из-за финансовых трудностей институт прекратил свое существование. Те картины и экспонаты, которые удалось сохранить из первоначального собрания, были перенесены в нынешний особняк, купленный поклонниками искусства Н.Рёриха. Но и то что осталось - впечатляет. Здесь собрано около двухсот полотен, написанных в характерном для Рёриха стиле, который нельзя спутать ни с каким другим.
Поднявшись на второй этаж, сразу оказываешься «лицом к лицу» с автором развешанных на стенах полотен. В экспозиции есть три работы сына Николая Рёриха Святослава, тоже замечательного художника, который создал прекрасные портреты своих родителей - Николая Константиновича и Елены Ивановны. Все остальное – это произведения отца, выполненные в основном темперой по холсту в 20-х и 30-х годах прошлого столетия.
На большинстве картин изображены Гималаи, а также священные для буддистов места и персонажи. Поневоле завораживают необыкновенно чистые и яркие розовые тона полотна «Гималаи (Розовые горы)», чудесные оттенки красного на картине «Приказ Ригден Джапо», или зеленые холмы на фоне темных гор в «Дружине Гиссар-Хана». Все эти произведения - замечательно разные по цветовой гамме, но схожие по душевному настрою.
Однако просто потрясла меня картина в пронзительных синих тонах из серии «Его страна» под названием «Сжигание Тьмы». В каком-то фантастическом, ирреальном мире, затерявшемся высоко в горах, среди синих полупрозрачных остроконечных гигантских кристаллических глыб льда, окруженных ультрамариновым полумраком, переходящим в полную темноту, выделяется несколько таинственных фигур. Наиболее заметны три человека. Они стоят с непокрытыми головами, в слегка светящихся серебристых одеждах. Это Учителя Востока. Один из них, вероятно, самый главный, держит ларец со священным Камнем, от которого исходит необычное, словно космическое, сияние. Учителя заняты великим Делом. Говоря о них, Н.Рёрих писал: «Высоки были основы их Учений и мудро было применение в жизни. Каждым прикосновением они выжигали часть тьмы. И ничего не было разрушительного в их Учении.... Идея «Духа Ведущего», идея «Высокого Водительства» проходит через все века, ибо в ней заключен противовес тьме гомункула».
А вот что писала по этому поводу его жена Е. Рёрих - талантливая пианистка и автор многих книг: «Абсолютная тьма есть антипод Света. Это враг всего сущего. Это отрицание жизни. Это удушитель и отравитель. Что же это такое? Это извержения несовершенного духа. Нет слов описать этот гнёт и удушение. Не многие могли видеть этого врага планеты без заболевания. Внешне эта тьма начинает покидать прежние вместилища. Она выедает на своём пути все элементы и ... проводит в эти каверны стихии разрушения».
Размышляя около этой необыкновенной картины, я подумал, что в противовес факелам, излучающим свет, существуют факелы тьмы, являющиеся творениями гомункулов. Запаляя их, они пытаются закоптить мир, погасить Свет, сгущая Тьму вокруг себя.
Картина «Сожжение Тьмы» написана в 1924 году. Менее чем через десять лет после этого гомункулы начали устраивать в центре Европы факельные шествия. Как жаль, что Тьма, шедшая оттуда, не была своевременно залита Светом. Чуть позже за ее сожжение пришлось расплатиться десятками миллионов человеческих жизней.
Мы живем в эпоху, когда гомункулы вновь повылазили из своих щелей и запаляют по всему миру свои факелы Тьмы. С этой точки зрения каждая террористическая атака есть уничтожение Света и расширение пространства Тьмы в нашем мире. Извечная коллизия сил Добра и Зла. При нашем попустительстве гомункулы размножаются с невероятной быстротой, передавая друг другу, как эстафету, свои факелы Тьмы. Но нет сомнения, что Тьма будет повержена. Важно только не упустить время, чтобы не пришлось платить за ее уничтожение слишком высокую цену, как это уже бывало не раз.
Задача сожжения Тьмы как никогда актуальна в наши дни. Я убежден, что сжигание Тьмы не может быть одномоментным действием, одноразовой акцией, как, например, уничтожение режима Саддама Хусейна в Ираке. Сжигание должно быть постоянным, незатухающим, неостановимым ни на мгновение процессом.
И если допустить, что символическое сожжение Тьмы уже давно было начато буддийскими Учителями высоко в Гималаях, то сейчас мы видим, что их сил явно недостаточно для победы над Мировой Тьмой. Нужны наша помощь и активное участие, и об этом нельзя забывать.
Для того, чтобы посетители почувствовали аромат времени, в котором творил художник, в музее выставлена старая мебель – комоды, столы, стулья и кресла, матово-черный рояль. Однако эти вещи не принадлежали семье Рёрихов, и они ими никогда не пользовались. В то же время там экспонируются инкрустированные бирюзой изделия ювелиров Непала и Тибета, а также бронзовые статуэтки буддийских божеств, которые были приобретены Рёрихом во время его путешествий.
В двух специальных витринах выставлены его книги на русском и английском языках: журнал «Перезвоны» за 1926 год, издававшийся в Риге, путевые дневники «Путешествие на Алтай и в Гималаи», “Shambala”, “Altai and Himalayas”, “Realm of Light” и другие, а также альбомы с репродукциями его картин. Здесь же можно увидеть старые издания о жизни и творчестве художника, например «Рёрих, 1917-1930, жизнь и творчество». Интересно, что эта книга была отпечатана в нью-йоркском издательстве Марии Бурлюк, жены Давида Бурлюка, который был другом Владимира Маяковского.
Но самой интересной, с моей точки зрения, оказалась тоненькая брошюрка, на обложке которой была изображена характерная эмблема, представляющая собой три закрашенных красным цветом кружка, находящихся внутри большой окружности. Называется эта брошюрка «Знамя мира». Она была издана русским комитетом Пакта Рёриха в Харбине. В этой тонкой книжице изложены идеи Рёриха о защите культурных ценностей. Это было его призывом ко всему цивилизованному человечеству сохранять мир. Символом этой всемирной организации должен был стать по Рёриху особый флаг, Знамя Мира, где в центре белого полотнища изображались три красных круга, заключенных в окружность. Эти круги означают Прошлое, Настоящее и Будущее человечества в кольце Вечности. По мысли Рёриха, Знамена Мира должны быть подняты над библиотеками, музеями, храмами, университетами и другими культурными центрами. Наличие такого флага, развевающегося над любым подобным сооружением, обозначало бы, что его нельзя бомбить, взрывать или причинять ему вред каким-либо иным способом, так как оно представляет общечеловеческую культурную ценность. Во время войн и конфликтов все это должно считаться международной нейтральной территорией. Таким образом, по Рёриху, Знамя Мира является, с одной стороны, стражем культурных сокровищ, защищающим их от уничтожения и гибели, своеобразным аналогом Красного Креста для памятников культуры, а с другой - напоминанием о необходимости их отыскания и учета. Идеи, выдвинутые Николаем Рёрихом, захватили миллионы людей во многих странах мира. В 1935 году Пакт Охраны Культурных ценностей Рёриха подписали и ратифицировали 30 стран - членов Пан-Американского Союза, а двадцать лет спустя на его основе в Гааге была заключена Международная конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов.
К сожалению, гомункулы ничего не знают об этом Пакте, или не желают о нем знать, когда взрывают тысячелетние изваяния Будды в Афганистане, уничтожают уникальные архитектурные сооружения в Нью-Йорке, закладывают взрывчатку у стен храмов в Стамбуле или захватывают заложников во время театрального представления в Москве.
Выдвинув лозунг «Мир через культуру», Рёрих специально написал картину, названную им «Мадонна Орифламма». На большом холсте он изобразил Мадонну, держащую развернутое Знамя Мира с характерной эмблемой в центре. Слово "Орифламма" происходит от соединения латинских aurum – золото и flamma – пламя. В средневековой Франции так назывался флаг короля, который поднимали в критический момент боя. Сам художник часто называл свою картину «Владычица Червонопламенная». Центральный символ картины чрезвычайно многозначен, он встречается в произведениях искусства с древних времен и отражает глубокую философскую идею о триединстве всего сущего. Во христианстве он символизирует Троицу, в индуизме - Тримурти. Триединством могут быть Наука, Искусство и Философия в кольце Синтеза.
Можно найти множество других толкований этого символа. А я хочу предложить свое: Мудрость, Мужество и Решительность в кольце Единства. Мне думается, это как раз то, что требуется нам сейчас в борьбе с мировой Тьмой.
rubin
comments (Total: 1)