ПРИГОРОДЫ ДРЕЙФУЮТ ВЛЕВО?
Долгое время пригороды Большого Яблока считались бастионом республиканской партии штата Нью-Йорк. Именно из них вышли политики, занимавшие и продолжающие занимать высокие государственные посты: стоит назвать хотя бы бывшего сенатора Альфонса Д’Амато или первое лицо нашего штата в 70-е Нельсона Рокфеллера. Нынешний губернатор Джордж Патаки тоже, кстати, из пригорода «столицы мира». Я бы мог продолжить перечислять известных нью-йоркских республиканцев, которых делегировали в большую политику графства Лонг-Айленд или Вестчестер, но прошлое - это прошлое.
Сегодня ситуация в бывших бастионах «Великой старой партии» складывается явно не в ее пользу. Впервые в истории штата Нью-Йорк должности главных администраторов (county executive) всех четырех пригородных графств оказались в руках демократов. Недавнее поражение республиканцев в Саффолке - наиболее чувствительное, ведь это второе по численности населения графство Имперского.
Представить себе подобное еще 10 лет назад было просто невозможно. Любого, кто предсказал бы развитие событий по такому сценарию, посчитали бы человеком, у которого, извиняюсь, не все дома. Но имеем, что имеем.
Успехи демократов на Лонг-Айленде удивляют еще и потому, что в отличие от Большого Яблока, где зарегистрированных демократов в несколько раз больше, чем республиканцев, в Саффолке и Нассау все обстоит с точностью наоборот. Но это не помешало демократам занять четыре из пяти мест в составе делегации штата Нью-Йорк на Капитолийском холме!
Что же происходит, почему бывший бастион республиканцев перестал являться таковым? Мнения на этот счет разные.
Некоторые политологи указывают на общее «полевение» северо-восточных штатов, в которых Демпартия в последние годы значительно усилилась. Обратный процесс мы наблюдаем на юге страны, некогда цитадели демократов, которая практически перешла под контроль республиканцев.
Другие эксперты усматривают ослабление «Великой старой» в нью-йоркских пригородах изменениями в составе населения: приростом иммигрантов и представителей национальных меньшинств.
Еще одно объяснение - насущные нужды избирателей. Проблемы налогообложения и борьба с преступностью продолжают волновать, но уже не так, как прежде, уступив место вопросам социально-экономического характера и защите окружающей среды. Эти темы - вотчина демократов, и нет ничего удивительного в том, что местное население доверяет им их решение.
Ослаблению «Великой старой» на Лонг-Айленде способствовало увеличение числа избирателей, которые относят себя к независимым. Их, не ассоциирующих себя ни с демократами, ни с республиканцами, среди электората Нассау уже больше одной пятой, Саффолка - четвертая часть.
По мнению единственного сегодня конгрессмена-республиканца с Лонг-Айленда, Питера Кинга, проблемы его однопартийцев во многом обусловлены скандалами, которые нанесли серьезный ущерб их имиджу, а также экономической политикой, поставившей графство Нассау на грань банкротства. Разочаровавшись в республиканцах, считает Кинг, избиратели решили их наказать за допущенные ошибки.
Вне всякого сомнения, несмотря на неудачи, потенциал Республиканской партии в нью-йоркских пригородах остается достаточно высоким. Хотя ее представитель проиграл выборы на пост county executive Нассау, сама партия получила дополнительное место в легислатуре графства. Поэтому о резкой смене политических пристрастий в пригородах говорить, наверное, преждевременно. Действительно ли нью-йоркские пригороды сместились влево, или это какая-то временная аномалия мы сможем убедиться в ближайшие несколько лет. Если все останется по прежнему, вот тогда мы будем иметь все основания говорить о действительно наметившейся тенденции...