У ИСТОКОВ

Спорт
№47 (395)

Оксана БАЮЛ - первая олимпийская чемпионка суверенной Украины. О таких достижениях, пожалуй, должны помнить в любой стране. Благо для воспоминаний появился прекрасный повод. После восьмилетней разлуки фигуристка посетила родной Днепропетровск с сокровенной целью - разыскать отца, которого потеряла еще в младенческом возрасте. Он ушел из семьи, когда Оксане было всего два года. Мать будущей спортсменки Марина и ее родители жили в небольшой квартирке в городе над Днепром. Отец здорово выпивал, а потому в семье были достаточно напряженные отношения.
В юности мать Оксаны профессионально занималась танцами и видела в дочери продолжательницу начатого когда-то дела. Однако все решило слово бабушки. Неожиданно она воспротивилась уже намеченным планам, заявив, что для балетной школы у Оксаны слишком тучная комплекция. В качестве альтернативы танцам на семейном совете была выбрана весьма популярная в то время в Днепропетровске секция фигурного катания. Туда Оксана пришла уже со своими коньками - щедрый подарок бабушки. Будущей олимпийской чемпионке было три с половиной года.
Ее жизнь круто изменилась в десятилетнем возрасте - неожиданно умер дедушка. Всего через год не стало и бабушки. Но это был далеко не самый страшный удар судьбы. В августе 1991 года на одной из тренировок к Оксане подошел ее наставник Станислав Коротек. Уже по первым словам 13-летняя девчушка поняла, что ее мать оказалась бессильна перед раковой болезнью. В одночасье фигуристка стала сиротой. Коротек забрал ее к себе, однако вскоре вынужден был расстаться с подопечной, уехав на заработки в Канаду. К тому времени результаты Баюл были стабильными, но далеко не выдающимися - в Советском Союзе среди сверстниц она балансировала на грани первой десятки. Оксана решила покончить с фигурным катанием и сосредоточиться на учебе в школе.
В дело вмешалась геополитическая ситуация - развал считавшегося нерушимым СССР. В независимой Украине конкуренток у Баюл фактически не было. По настоянию опекунов Оксана поехала в Киев, где на заседании национальной федерации фигурного катания составлялись турнирные планы. Находившаяся в неопределенности спортсменка отказалась подписывать бумаги, не желая выступать без постоянного тренера. В качестве наставника был предложен одессит Валентин Николаев, которому периодически помогала знаменитая Галина Змиевская. Ее воспитанник Александр Петренко незадолго до того стал олимпийским чемпионом-92. Змиевская жила с мужем, мамой и двумя дочерьми - Ниной и Галей. Сразу после Олимпиады в Альбервилле Нина вышла замуж за Петренко и переехала на другую квартиру. Баюл фактически заняла ее место.
Жизненная определенность добавила фигуристке уверенности. Буквально за несколько месяцев она освоила все тройные прыжки. Оксана дважды становилась вице-чемпионкой Европы, а в 1993 году выиграла мировое первенство. Затем последовали гастрольный тур по Америке и подготовка к Олимпийским играм в Лиллехаммере. Впрочем, Оксана не очень надеялась на победу в Норвегии. Незадолго до того на Играх разрешили выступать профессионалам, что, естественно, существенно повысило конкуренцию. Золотые медали Олимпиады безоговорочно прочили американкам - либо Нэнси Кэрриган, либо Тоне Хардинг. После обязательной программы лидерство безоговорочно захватила Кэрриган. После же того, как американка безупречно и с настроением откатала произвольный номер, зрители вскочили с мест - никто не сомневался, что перед ними олимпийская чемпионка. Однако тут на авансцену вышел неуступчивый характер Баюл.
Беды стали сыпаться на украинку сразу по приезде в Лиллехаммер. Экипировка оказалась недостаточной - спортсменка буквально замерзала на лютом морозе (уже после Олимпиады выяснилось, что некомплект произошел по причине обыкновенного чиновничьего воровства). Оксана даже не вышла на традиционный парад стран - практически отсутствовали теплые вещи. А за день до проката произвольной программы Баюл получила серьезную травму. На разминке она столкнулась с выполнявшей вращение немкой с украинской фамилией Шевченко. Лезвие конька соперницы рассекло Оксане голень. Вдобавок фигуристка, упав, получила сильный ушиб спины. Травмированная нога потребовала наложения 12 швов, а выход на лед был поставлен под большое сомнение.
Ситуацию осложняла допинговая осторожность - принимать обезболивающие препараты накануне старта было слишком рискованно. Змиевская и Николаев все больше склонялись к отказу от участия, и Баюл уже готова была подчиниться судьбе. Все изменило письмо недоброжелателя: во избежание крупных неприятностей украинке не рекомендовалось выходить на лед. Это подействовало на Оксану лучше любого обезболивающего - она решила выступать. Запланированные прыжки были выполнены просто безупречно, однако для победы над Кэрриган их явно не хватало. Баюл пошла на риск, сделала два тройных прыжка и приземлилась аккурат на последней ноте. Четверо судей оценили смелость украинки, поставив именно ее на первое место. Столько же служителей Фемиды проголосовали за американскую спортсменку. Судьба наград оказалась в руках арбитра-женщины из бывшей ГДР, но она решила не отдавать никому предпочтения, поставив соперницам одинаковые оценки. Все определил балл за артистизм: у Кэрриган - 5.8, у Баюл - 5.9! Замученная моральными и физическими травмами украинка не сразу смогла осознать случившееся. Она пустилась в безудержный плач счастья. Стоя на пьедестале, Оксана дотронулась до золотой медали и прошептала: «Это для тебя, мама». 16-летнюю Баюл узнал весь мир.
Вскоре из-за проблем со спиной новоявленная олимпийская чемпионка была вынуждена попрощаться с любительским спортом. Украинка начала гастролировать с туром Тома Коллинза «Champions on ice». Труппа имела колоссальный успех. Манеру катания Баюл нередко сравнивали с сумасшедшими танцами Маты Хари - украинка получила прозвище «Saucy Showgirl». Ее имя столь часто мелькало в светской хронике, что российская фигуристка Грищук даже поменяла собственные паспортные данные - вместо Оксаны она стала Пашей. Баюл позволяла себе любые шалости. Коллинз слыл консервативным и требовательным человеком, однако Оксане все сходило с рук.
Несмотря на скандальную репутацию, она продолжала оставаться любимицей публики. Однажды из-за очередности выхода на лед она повздорила с двукратной олимпийской чемпионкой немкой Катариной Витт. Та в ультимативной форме поставила вопрос ребром - или я, или она. Но выбирать не пришлось. Для Баюл все закончилось 12 января 1997 года страшной автокатастрофой. В машине Оксана находилась вместе с основателем центра акробатики на льду «Extrim on Ice» Ариком Закаряном. Незадолго до страшного инцидента они посидели в баре. У спортсменки были какие-то серьезные проблемы, и она прилично выпила. В машине Баюл и вовсе потеряла контроль над собой, но остановить транспортное средство отказывалась. Удар в дерево был настолько жутким, что жизни пассажиров спасло какое-то чудо. Тут же весь мир узнал о пристрастии Оксаны к алкоголю. Она не очень-то и скрывала это: «Все время находилась в подвешенном состоянии. Друзья далеко, в прошлой жизни, а те, кого я встретила в Америке, и друзьями можно назвать с большой натяжкой. От безысходности начала выпивать. Понимала, что ни к чему хорошему это не приведет, однако обратного пути не было. Затем я прибавила в весе, о чем раструбили все миру. При этом совершенно забыли, что я становилась женщиной, моя фигура перестала быть детской, да и выросла на 12 сантиметров».
По настоянию Коллинза Оксану поместили в клинику для алкоголиков, где она сумела отыскать родственные души. «Вдруг почувствовала, что не одна такая, что рядом есть люди, у которых схожие проблемы. Только в клинике мне объяснили, что жизнь не кончается, если турнир не выигран, и не останавливается, если ты весишь более нормы», - вспоминает Баюл.
В 23 года Оксана предприняла попытку возвращения в фигурное катание. Ее нельзя назвать неудачной - просто в один из моментов спортсменка почувствовала, что ей это уже неинтересно. Вдобавок у Баюл появился надежный друг - модельер одежды уроженец Харькова Евгений Суник. Его родители эмигрировали в США в 1979 году, поэтому исторической родины - Советского Союза - Женя почти не помнит. Когда молодые люди познакомились, парень даже не предполагал, кто перед ним. Зато он прекрасно знал, что на Олимпийских играх в Лиллехаммере американку Нэнси Кэрриган обошла какая-то русская. Распознав в ней Баюл, Евгений сразу начал изучать фигурное катание - не пропускал ни одного турнира. В свою очередь Оксана с удовольствием интересовалась делами Жени и его компании по выпуску одежды. Интерес вылился в собственный маленький бизнес. В его основу положены платья, в которых фигуристка выступала в свое время. Правда, олимпийский костюм у Баюл не сохранился - он выставлен в нью-йоркском кафе «Все звезды». Есть у спортсменки и оригинальные задумки. В частности, открыть линию одежды для собак.
И все же страсть к фигурному катанию пересилила. Минувшим летом Оксана вновь приступила к тренировкам, вернувшись к Николаеву и Змиевской. «Не обещаю, что буду участвовать во всех профессиональных турнирах и шоу. Просто хочется добиться чего-то еще, например, усовершенствовать прыжки», - призналась Баюл прессе. Оксана сменила всех агентов, менеджеров и даже стилистов, зажила новой жизнью. И сейчас уже все громче раздается идея организации ледового шоу звезд в Киеве. Обязательное условие проведения тура в Украине - участие олимпийских чемпионов Баюл и одессита Петренко. Именно под их громкие имена усиленными темпами ищутся спонсоры гастролей. Поддержка же киевских властей уже гарантирована.
...Днепропетровск очень тепло встретил фигуристку. За время кратковременного пребывания в городе за Баюл неотступно следовали украинские, российские, американские и даже британские телекомпании. Она откровенно рассказала обо всех своих жизненных бедах, сорвав бурные аплодисменты. Но главное - Оксана встретила отца...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir