ОЧЕНЬ ВЫГОДНЫЙ БИЗНЕС...

Земля обетованная
№47 (395)

Что является, на ваш взгляд, господа, главным экспортным продуктом Израиля: сельскохозяйственные товары, программное обеспечение, новинки медицины? Вовсе нет. Оружие.
Согласно изданию Defence News, в прошлом году на торговле оружием еврейское государство заработало 3,7 млрд. долларов, пропустив вперед только Соединенные Штаты и Россию. 90 процентов всех экспортных поставок, отмечает «Джерузалем пост», осуществили крупные предприятия. В список главных заказчиков израильского оружия вошли США, Турция, Индия, некоторые страны Европы, а также Китай.
Между тем этот бизнес вовсе не удел только больших предприятий. На израильском рынке экспорта вооружений сегодня подвизается более 600 небольших фирм. И эта цифра если и изменится в ближайшие годы, то только в сторону увеличения. Сфера малого оружейного бизнеса - страны «третьего мира», в основном государства Африки, Азии и Латинской Америки.
Чтобы официально заняться торговлей оружием в Израиле, не стоит проходить семь кругов ада, хотя от бумажной волокиты вы не избавитесь. Правда, никто особенно не сетует, товар все-таки деликатный.
Перво-наперво, следует получить и заполнить семистраничное заявление из организации под названием Sibat - подразделение министерства обороны, контролирующее поставки оружия за рубеж. Если у человека были проблемы с законом, ему в лицензии откажут. Кроме лицензии Sibat, следует получить еще один документ, непосредственно разрешающий заниматься экспортом из Израиля. И, наконец, последняя официальная процедура - подтверждение от правительственных чиновников иностранного государства, что поставленное их стране оружие не окажется в руках врагов Израиля.
Хотя торговать оружием никому не воспрещено, кроме разве что лиц с уголовным прошлым, большинство дилеров, пишет «Джерузалем пост» - это бывшие офицеры ЦАХАЛа, уволившиеся в запас.
«Чтобы вас воспринимали серьезно, - говорит в интервью корреспонденту газеты Эрику Шехтеру Исаак Леви, вице-президент компании Sherutey Hashomrim, - нужно иметь звание не ниже подполковника или выйти в отставку с достаточно высокого поста в Моссаде или Шин-Бете».
Вообще, кумовство - отличительная черта израильского оружейного бизнеса. Посторонним в нем обосноваться затруднительно: компании, торгующие оружием, возглавляют бывшие офицеры, протягивающие руку помощи своим и отвергающие чужаков.
Безусловно, торговля оружием - это такой вид деятельности, где нарушение закона - не редкость. Израиль - не исключение. Инструкции министерства обороны, например, запрещают экспортерам иметь дело с неправительственными организациями. Однако этот запрет частенько обходят и, что неудивительно, нарушителей выявляют редко. Как результат, израильское оружие нередко оказывается в руках повстанцев или драгдилеров.
Шехтер рассказывает о деле подполковника запаса Яира Клейна, главы компании Spearhead Ltd., который был обвинен властями Колумбии в поставках оружия местным наркобаронам. Бывший десантник эти обвинения отверг, заявив, что оказывал помощь не драгдилерам, а правым полувоенным формированиям, противостоящим левым партизанам. В 1991 году израильский суд признал его виновным, однако Клейн отделался легким испугом, заплатив чисто символический штраф. Да, он поставлял винтовки «Галил» и автоматы «Узи» израильского производства, но его фирма была зарегистрирована в Майами, а не в одном из израильских городов. То есть, Клейн не нуждался в лицензии Sibat на вывоз оружия. Если бы вместо «Узи» он поставил драгдилерам или «эскадронам смерти» калашниковы, его вообще бы не отдали под суд.
Колумбийским следователям так и не удалось допросить израильтянина, ведь согласно «закону об экстрадикции» (последний раз его подправляли в 2002 году) граждане и постоянные жители еврейского государства не могут быть выданы правоохранительным органам других стран.
Больше повезло в прошлом году их коллегам из Панамы, в руки которых попал израильский бизнесмен Шимон Илинк, которого обвинили в незаконной продаже оружия, предназначенного для панамской полиции, колумбийским повстанцам. Контракт на поставку оружия из Венесуэлы в Панаму был подписан между представителями панамского министерства безопасности и израильскими бизнесменом в мае 2002 года.
Неприятной страницей в деятельности израильского оружейного бизнеса является его активное участие в конфликте в Руанде, отмечает в беседе с Шехтером Брайян Вуд, один из руководителей Amnesty International, занимающийся вопросами ограничения распространения оружия. Значительное его количество, утверждает он, попало в эту страну из Тель-Авива. И это несмотря на то, что израильское правительство запретило поставки оружия в страны, объятые пламенем гражданской войной. Увы, в связи с этиим никто не был арестован и отдан под суд, пишет Шехтер.
Журналист приводит в своем материале выдержку из интервью, которое дал представителю информационного агентства Associated Press один из израильских оружейных дилеров.
«Если люди в Латинской Америке, Африке, да в какой угодно другой части света поднимут оружие против своего правительства и обратятся к нам с просьбой помочь им, мы это сделаем, лишь бы у них было чем оплатить заказ, - заявил он, - в моих глазах они не заговорщики, но борцы за свободу, которым следует протянуть руку помощи». Откровеннее не скажешь...
Учитывая способности израильских спецслужб, можно не сомневаться, что многие тайные операции оружейных дилеров не прошли мимо них.
Однако, и разведка, и контрразведка зачастую остаются в стороне, не вмешиваясь в происходящее.
«В этом нет ничего странного, - говорит Шехтеру бывший сотрудник Моссада, попросивший не упоминать в статье его имени, - спецслужбы получают возможность узнать, кто именно обращается к израильским экспортерам оружия, как они намерены его использовать».
Да, имея возможность получить такого рода информацию, на многое можно закрыть глаза...


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir