ДВИЖЕНИЕ ВСПЯТЬ...
Каждый из читателей нашей газеты имеет свое мнение на проблему абортов: люди верующие, скорее всего, не станут возражать, если их запретят, светские в большинстве своем эту идею отвергнут.
Что думает по этому поводу слабый пол? Не берусь судить обо всех женщинах нашей общины, но за редким исключением мне приходилось слышать в основном высказывания в пользу сохранения права американок на искусственное прерывание беременности. Некоторые русскоязычные леди выражали свою точку зрения в очень агрессивной манере, бросая мне в лицо, что, дескать, это наше право решать, сохранять плод или нет, а не правительства, подыгрывающего консервативным слоям американского общества.
Их гневные реплики были направлены явно не по адресу, лично я двумя руками за то, чтобы судебный прецедент 1973 года (дело Roe v. Wade) не подвергался пересмотру или, что еще хуже, был отменен. Увы, такая возможность носит отнюдь не гипотетический характер...
Как отмечала недавно «Крисчен сайнс монитор», впервые за последние три десятка лет президент Соединенных Штатов согласился поставить свою подпись под законом, запрещающим одну из форм прерывания беременности - на поздней стадии. Буш-младший действительно намерен инициировать движение вспять, к той точке, на которой страна находилась до 1973 года, когда Верховный суд отменил запрет на аборты.
Напомним, что в конце октября нынешнего года Сенат одобрил законопроект, запрещающий аборты на поздней стадии. Для противников искусственного прерывания беременности действительно большая победа. Если учесть, что и Палата представителей тоже за запрет, то президенту осталось лишь подписать документ (он собирается сделать это в ближайшие дни). Пойдет ли Буш дальше, вернув страну в вопросе абортов в начало семидесятых?
Сам он в прошлый вторник заявил, что делать этого не собирается. И вовсе не потому, что уважает право женщин самостоятельно делать свой выбор. Просто нация и ее представители в Конгрессе, по его словам, не созрели еще до того, чтобы положить конец абортам.
Так что же, можно не опасаться ужесточения антиабортного законодательства?
«Увы, нет, - отметила в интервью USA Today Глория Фелд, президент Planned Parenthood, организации, отстаивающей право женщин делать собственный выбор, - президент дает нам понять, что он пока не может отменить аборты. Однако, если ситуация изменится и у него появится такая возможность, он не приеминет ее воспользоваться».
То, что это так, косвенно подтверждает активист консервативной Concerned Women of America Сэнди Риос. По ее словам, не исключено, что, если Буш будет переизбран на второй срок, аборты в США отменят полностью. По крайней мере, движение в этом направлении уже началось.
Основной помехой на этом пути является для Буша и его консервативных единомышленников главная судебная инстанция страны - Верховный суд. И вот почему.
Когда губернатор Техаса Джордж Буш рвался в Белый дом, многие политологи предупреждали, что его победа сама по себе не несет угрозы либеральному законодательству 60-70-х, в том числе и в отношении абортов. До тех пор, пока в Верховном суде будет сохраняться паритет между умеренными и либеральными судьями, с одной стороны, и откровенными консерваторами - с другой. Первые просто не допустят ревизии принятых ранее законов, опираясь на свое хрупкое большинство. Однако маятник, предупреждали эксперты, может качнуться в любую сторону: председатель суда Ренквист давно уже собирается уйти на заслуженный отдых. Кто придет на его место: консерватор, умеренный, либерал? Это зависело во многом от того, какой выбор сделают американцы, избирая президента. Ведь именно он, согласно Конституции, предлагает сенату кандидатуры судей. Ставки на выборах 2000 года были настолько высоки, что подавляющее большинство нации так и не поняло, что же произошло во Флориде (уверен, что нашему поколению эту тайну так и не раскроют). Зато в Белом доме воцарился его нынешний хозяин, не скрывающий своего намерения потрафить тем, кто внес значительный вклад в его победу, в первую очередь христианским правым.
Не все сценарии сразу же сбываются. Ренквист пока не подал в оставку, а попытки Буша добиться успеха на подступах к Верховному суду, проталкивая своих единомышленников в федеральные суды низших инстанций, наталкиваются на сильную оппозицию демократов в Сенате. Безусловно, если бы Ренквист или кто-то еще из его коллег сложили свои полномочия, Буш с удвоенной энергией стал бы добиваться своих целей, желая изменить лицо Верховного суда. Ведь именно этот государственный институт стоит на пути изменения законодательства об абортах и не только его, препятствуя пересмотру других завоеваний либеральной эры.
Три года назад попытки консерваторов осуществить лобовую атаку на прецедент 1973 года были провалены «верховными»: 5 голосами против 4 они признали противоречащим Конституции закон, запрещающий аборты на поздней стадии в штате Небраска.
Если учесть, что это закон во многом повторяет сенатский билль, то следует ожидать, что «верховные» и его провозгласят антиконституционным. Буш и консервативный истеблишмент все это учитывают, но им нужен импульс, им хочется зарядить энергией свой электорат. И лучший способ для этого подпись президента под запретительным законом, на виду у всей страны, на лужайке перед его резиденцией в окружении толпы радостных сограждан.
Противники абортов на поздней стадии, возможно, и добились бы своей цели малой кровью, сумев убедить Верховый суд в своей правоте, если бы, заботясь о жизни ребенка проявляли не меньше заботы о здоровье его матери. Казалось бы, все логично: если здоровью, а то и жизни матери угрожает серьезная опасность и аборт - это единственный выход, его следует делать не задумываясь. Увы, в отвергнутом Верховным судом небрасском законе это условие решили проигнорировать. Как и в билле сената. Мотив? Если допустить исключения в законе в виде медицинских противопоказаний, заявили противники права женщин на аборт, все наши попытки будут очень быстро сведены на нет. Желающие сделать аборт станут настаивать на угрозе их здоровью, и все усилия запретить прерывание беременности на поздней стадии пойдут насмарку.
Может быть кто-то из женщин действительно решит перехитрить закон. Но ведь нельзя исходя из этого приговаривать других беременных, заставляя их рожать с риском для жизни. В лучшем случае (если слово «лучший» уместно в данной ситуации), эти женщины, если начнутся осложнения, просто потеряют возможность иметь детей в будущем.
Критики Буша, в свою очередь, предупреждают, что случаями с абортами на поздней стадии дело не ограничится. Врачи, говорят они, станут очень осторожно подходить к процедуре прерывания беременности, особенно в спорных случаях, опасаясь сесть в тюрьму.
То, что принятый Конгрессом закон о запрете отдельных видов абортов - это только начало, видно из намеченных к рассмотрению новых предложений. Среди них:
- Unborn Victims of Violence Act, который требует признать нанесение сознательных увечий плоду или его гибель в результате аборта серьезным федеральным преступлением.
- Вслед за этим законом настанет очередь Abortion Nondiscrimination Act, который запретит штатным и местным властям любые действия против страховых компаний и медицинских учреждений, не желающим оплачивать или делать аборты.
- Третьим в очереди стоит Child Custody Protection Act, цель которого воспрепятствовать в оказании помощи несовершеннолетним, желающим сделать аборт там, где эта процедура не запрещена.
Как видим, стоит только сделать первый шаг, а там, как говаривал один наш общий знакомый, процесс пойдет. Массированная обработка населения свое дело уже сделала: по данным Института Гэллапа 68 процентов американцев за запрет абортов на поздней стадии. Удивляться этой цифре не стоит, антиабортная пиар-кампания не фокусирует внимание рядового американца на возможных последствиях для здоровья женщины, весь упор делается на критике безответственных и жестоких матерях, желающих избавиться от нежелательного плода. Это «варварская» операция, заявил недавно глава республиканского большинства в Сенате Билл Фрист, кстати, медик по профессии. При этом людям не объясняют, что большинство женщин, изначально не желающих рожать, обращаются в абортарий своевременно, а не через полгода.
«Мы, американцы, избранный нами Конгресс, не должны позволить вернуть страну в темную эру, которая существовала до судебного вердикта в деле Roe v. Wade», - заявил кандидат в президенты от демократической партии, генерал в отставке Уэсли Кларк
Буш убеждает нас, что он не намерен двигаться вспять, что запретом абортов на поздней стадии все и закончится. Однако больше половины нации, по данным Института Гэллапа, президенту не верят. Не верю и я.
P. S. В среду 5 ноября, президент Буш подписал закон о запрете абортов на поздней стадии. Движение вспять началось?