ОНИ ТАКИЕ ЖЕ, КАК МЫ. ТОЛЬКО БЕЗ ХВОСТА
- Вот, пожалуйста, полюбуйтесь: избыточный вес, а от этого артрит, боли в суставах, - сейчас рентген делать будем, кровь на анализ сдавать - расстроено сказал доктор.
Пациент, мигом напустивший на себя пристыженный вид, преданно заглянул в глаза доктору, мол, « виноват, док, исправлюсь».
Да, здесь всё, как у людей - и болезни, и эмоции, и отчаяние тоже бывает самое настоящее. Только без слез, потому что плакать животные не умеют.
...Ветеринарная клиника на углу 20 Ave и 83 Str. в Бруклине хорошо известна. Доктор Дембицкий и два его помощника-техника - вот и вся команда. Работы хватает. Клинику хорошо знают, доктору доверяют. Стоит посмотреть, как он общается со своими пациентами: нежно и ласково, как с детьми.
-Да это дети и есть, - говорит доктор, - беззащитные и полностью от нас зависимые. Когда с ними долго работаешь, то начинаешь понимать по одному взгляду, по стойке ушей. Уши и хвост - это для хорошего специалиста главные параметры настроения. А глаза скажут все остальное, здесь слова не нужны.
-Кстати, о словах. На каком языке вы общаетесь со своими пациентами?
-На двух. Приходится обходиться двумя. Русским и английским. Но обычно животные из китайских, итальянских, индийских и других семей эмигрантов прекрасно понимают английский.
-То есть, и здесь мы имеем различные языковые среды, традиции и т.д.?
-Конечно, и вы совершенно зря улыбаетесь. Собака из русской семьи скорее успокоится от «все хорошо, хорошая девочка», а из американской - от it's o'key или good girl. Конечно, в основном животные реагируют на тон, но и на язык тоже. Это бесспорно.
-Если уж мы коснулись вопроса национальностей, то какая специфика работы ветврачом здесь и в России?
-Ну, самая главная. Собака остается в клинике без хозяев. Это очень удобно и для хозяев и для нас, врачей. Знаете, как ребенок - при родителях начинает капризничать и топать ножками, а без них - паинька, хороший малыш. Так же точно и у нас. Как только собака или кошка, неважно кто, остается одна, она становится серьезней и дисциплинированней - никаких истерик.
Конечно, диагностика здесь намного лучше, а, следовательно, и болезнь удается искоренить вовремя. У себя в клинике мы делаем ультразвук, рентген, операции всех уровней сложности. Кровь и другие анализы отправляем в специальную лабораторию. При необходимости сами возим животных на консультации к различным узким специалистам. Конечно, такого сервиса в России не было.
...Тут из соседней комнаты раздалось недовольное собачье пыхтенье и вздохи людей, которым приходится тащить что-то очень тяжелое.
-Извините, - сказал доктор, - Джеку пора делать рентген.
Двое ребят техников Винцент и Фабио в свинцовых фартуках нежно, как девушку, обняв толстяка Джека с двух сторон, уложили-таки его на специальный стол. Док еще раз прощупал любителя покушать и уточнил, где и что снимать. Уже через десять минут снимки сохли у него в кабинете...
-Вот у меня такой непростой вопрос. Американцы известны своей сумасшедшей любовью к животным. Нет ли в этом излишнем очеловечивании животных некой опасности для наших младших друзей?
-А кто вам сказал, что «излишнее очеловечивание» это черта, присущая только американцам? Чаще всего это зависит от характера, образа жизни и, так сказать, степени одиночества владельцев. К национальности это не имеет никакого отношения. Да и вреда особого я здесь не вижу. Разве любовь и опека, пусть чрезмерная, могут кому-то повредить? Единственная серьезная ошибка, за которую я всех ругаю - это перекармливание. Почему-то, чем больше любят, тем больше кормят. Вот это гибельное соотношение. Особенно на фоне недостаточного моциона. Лучше бы они свою любовь трансформировали не в подкладывание вкусных кусочков, а в обязательные прогулки. Это, кстати, и для владельцев полезно.
...Тут, легки на помине, в кабинет зашли и сами владельцы. Американцы, муж и жена. Очень старенькие и очень расстроенные. В руках завернутый в покрывало лохматый пес, с виду - дворняга.
-Вот,- сказала, женщина, чуть не плача, - со вчерашнего вечера не шевелится и не дышит, мы думаем, может, он в коме и еще есть надежда?
Доктор откинул покрывало, притронулся к неподвижной собаке, вздохнул. Какая уж тут надежда: пес больше чем сутки мертв, и сами владельцы об этом знают. Знают, но не хотят признаваться даже себе.
Задача врача здесь уже не просто назвать диагноз, но сказать это так, чтобы люди приняли горе и смирились с ним. Это, собственно, уже за гранью врачебной практики, но и это тоже приходится делать.
Американцы всё выслушали, послушно кивнули головами, но оставить собаку для кремации или вскрытия не пожелали. Старушка опять завернула пса в покрывало и морду оставила снаружи, как будто это имело какое-то значение и он еще будет дышать...Похоже, она так и не приняла очевидное...
-Вот это, по - вашему, что, норма, или нет?
-По - моему, это горечь утраты и огромное одиночество. А какие здесь могут быть нормы, здесь всегда перебор. С такими же эмоциями мне часто приходится сталкиваться, когда встает другой болезненный вопрос: усыпление.
Да, ветеринарный врач имеет право оборвать жизнь животного по медицинским показаниям или желанию владельца. Конечно, показания должны быть очень серьезными. Неизлечимая болезнь, сопровождаемая непереносимыми болями. У нас это называется просто и жестко: недостаточное качество жизни. Недавно я усыпил молодую кошку, больную лейкемией. Она просто была сплошная боль. Хозяева боролись до последнего, но в конце - концов решились на усыпление. Думаю, это правильный поступок.
Чего в моей практике не было, так это того, чтобы кто-то попросил усыпить животное просто потому, что оно надоело, или оказалось ненужным. И, кстати, не слышал ничего подобного от коллег.
-Какими болезнями чаще всего болеют животные?
-О, здесь все то же, что и у людей. Абсолютно то же самое. Давление, сердечные болезни, артриты, опухоли, склероз, глаукома, катаракта, смещение хрусталика, есть даже кошачий СПИД. Так же, как и люди, животные подвержены душевным болезням, у них бывают стрессы, неврозы и всяческие мании. Скажем, котов могут вывести из душевного равновесия новые люди в доме или изменившееся поведение хозяев. Кобель может стать агрессивным только потому, что в соседнем дворе поселился несимпатичный ему пес, или, наоборот, слишком симпатичная «барышня на выданье». Вообще, животные бывают до такой степени похожи на людей, что даже мне, профессионалу, становится немного не по себе.
...И опять звоночек на двери известил о приходе новых пациентов. Девочка лет двенадцати принесла на обследование любимую крысу.
- Зовут Дуся,- уточнила девочка, вытаскивая из-за пазухи свое сокровище, - возраст один год. Второй день ничего не ест, сидит в углу клетки и даже в домик залезать не хочет.
Дуся, посверкивая любопытными глазками, первым делом попыталась тяпнуть доктора за палец. Но не тут-то было. Его так просто не ухватишь. За столько лет работы ветврачом - ни одного укуса. Знает доктор какое-то свое волшебное слово.
Оставлять Дусю в клинике доктор не стал. Диагноз поставил сразу. Судя по всему, страдает Дуся гормональной недостаточностью, то есть нуждается в «большой и чистой» крысиной любви. Страдающей от одиночество Дусе выписали витамины, девочку успокоили и отправили обеих домой....
Вот такие дела. Те же эмоции, проблемы, даже страсти те же. А мы смотрим на них свысока и мним себя царями природы и властелинами мира. Мы точно такие же, как они. Только без хвоста.