САМОСУД В МАРИЭТТЕ
Девяносто лет назад про этот случай писали буквально все американские газеты. В 1913 году в Атланте, штат Джорджия, прошел судебный процесс над супервайзером местной карандашной фабрики Лео Франком. Уроженец нью-йоркского Бруклина, правоверный еврей, выпускник Корнелльского университета был обвинен в зверском убийстве работницы фабрики 13-летней девочки Мэри Фаган. Прямых улик против Лео не обнаружили, показания полицейских изобиловали противоречиями, однако 29-летнего Франка признали виновным. Решающими для судьи оказались показания единственного свидетеля, чернокожего жителя Атланты, что уже само по себе было удивительным для Джорджии, слывшей расистским штатом.
Многие ведущие юристы Севера выступили с протестом против смертного приговора, вынесенного по недоказанным обвинениям. В ответ местная печать по инициативе публициста Тома Ватсона открыла бурную словесную атаку на ненавистных янки. И победила при дружной поддержке населения. Приговор остался в силе. Однако в последнюю минуту перед казнью губернатор штата заменил высшую меру пожизненным заключением.
Лео Франк просидел в тюремной камере меньше трех месяцев... и исчез. Тут же выяснилось, что группа белых жителей Джорджии похитила узника, увезла в городок Мариэтта, неподалеку от Атланты, и повесила на ветке дуба. Инициаторов и исполнителей суда Линча полиция не нашла. Но случай этот не забылся. Трагический сюжет стал основой для ряда фильмов, пьес и даже одного бродвейского мюзикла. Все действующие лица, кроме жертвы, носили вымышленные имена, поскольку настоящих имен убийц никто не знал. На фотографии, запечатлевшей лишь печальный итог самосуда, видны лица любопытствующих граждан Мариэтты, но не палачей.
И вот всего несколько недель назад на прилавках американских книжных магазинов появился труд журналиста Стива Они «И мертвые поднимаются: убийство Мэри Фаган и линчевание Лео Франка». Автор изучал материалы дела почти 17 лет, просмотрел кипы архивных документов, беседовал с десятками людей, хоть что-то знавших о самосуде. И пришел к выводу: Лео Франк в убийстве девочки не виновен, а организаторами суда Линча были самые уважаемые граждане штата, в том числе губернатор, судья и глава комитета штатной ассамблеи по делам тюрем.
В книге подробно рассказано, как подбирались исполнители, каким образом удалось обезвредить систему тюремной охраны, какие номерные знаки были у шести автомобилей марки «Форд-Т», увозивших жертву на расправу. Стив установил имена почти всех палачей. Так, престарелый житель Флориды, адвокат Герберт Клейн со слезами на глазах рассказал о том, что в числе убийц был и его отец. Журналист Билл Кинни подтвердил вину своего дяди. Многие жители городка признались автору книги, что тоже знали, кто именно участвовал в преступлении, однако долго хранили молчание. Как заметил Билл Кинни, «такими вещами не гордятся». Выяснился и такой печальный факт: еврейская община штата предпочла не поднимать шума по поводу несправедливого суда и убийства Лео Франка, хотя некоторые члены общины знали или догадывались, кто именно задумал и осуществил эту преступную акцию.
Сотрудница архива музея еврейской истории в Атланте Сандра Берман рассказывает: «До момента ареста Лео Франка община евреев, выходцев из Ирландии, чувствовала себя в Джорджии в полной безопасности. Дело Франка лишило их этой уверенности. Многие решили покинуть штат, переехать в другие регионы страны. Вдова Лео Люсиль на протяжении длительного времени работала в одном из престижных магазинов Атланты, продавала дамские перчатки представителям самых богатых слоев жителей города, в том числе женам тех, кто так или иначе участвовал в суде Линча над ее супругом».
Один из родственников покойной Люсиль сказал автору книги: «Тот факт, что истину стараются скрыть до сих пор, свидетельствует, что страх, нагоняемый антисемитами, мы все еще не можем преодолеть».
comments (Total: 1)