ОТЧЕГО ДОРОЖАЮТ ПРОДУКТЫ
После смерти Сталина кремлевские мечтатели стали уже не так плотно прикрывать советскую страну от мира железным занавесом. За границу для изучения опыта загнивающего Запада одна за другой отправились делегации специалистов. Уехал на пару недель в США и наш сосед, номенклатурный работник средней руки. Из того, что он потом очень осторожно рассказывал, следовало, что гниение западного образца - процесс благотворный и даже благовонный. Кое-что из рассказанного помню, не все стерлось из памяти за минувшие полвека. Ну, например: в обычном, не слишком шикарном ресторанчике Нью-Йорка тогда можно было прилично, с пинтой пива, пообедать всего за 1 доллар. Зарплата же рабочего средней квалификации составляла аж 500 долларов в месяц.
Можно не углубляться в столь давнюю историю. Поговорите с бывшими соотечественниками, которые перебрались в Америку лет 25 назад. По их словам, поездка в сабвее обходилась в те времена лишь в 35 центов, а месячный съем скромной квартиры стоил 150 - 180 долларов. Заработная плата была, конечно, повыше, чем в 50-х годах, и значительно ниже нынешней.
К чему все эти примеры? А к тому, что повышение цен - одна из экономических закономерностей, причем характерная для всего мира. Цифры обрастают все большим числом нулей. Когда-то в России щедрый купец давал трактирному половому на чай гривенник и принимал в ответ горячие слова благодарности. Это мы знаем из литературы. Но кое-что могли и сами наблюдать, скажем, в Италии, где до введения евро цены исчислялись миллионами лир. Цены растут, но и доходы увеличиваются, подчас даже быстрее цен. Еще совсем недавно средний американец путался, сколько нулей надо проставить, чтобы обозначить миллион, теперь в стране несколько сотен миллиардеров и все знают, что такое триллион. Годовой заработок в 70 - 80 тысяч долларов никого не удивляет, тогда как лет 25 - 30 назад того, кто утверждал, что получает 25 тысяч в год, называли безумным фантазером и хвастуном.
Для того чтобы убедиться в росте цен за последние месяцы, совсем не обязательно заглядывать в справочники. Достаточно зайти в любой продуктовый магазин Нью-Йорка. Молоко и молочные продукты, мясо и птица, фрукты и овощи подорожали не меньше чем на 15 - 20 процентов. В городе поднялась стоимость электроэнергии, подорожали проезд на общественном транспорте, бензин, почтовые расходы, лекарства и медицинские услуги, квартирный рент. По официальным сводкам, индекс цен на продукты питания вырос к августу нынешнего года на 2,4 процента. Сводки за сентябрь еще нет, однако ясно, что средние цифры полной и безусловно правдивой картины происходящего не дают. От подсчетов по принципу «один конь плюс один рябчик, деленные пополам», ничего иного ждать не приходится.
Рост цен на потребительские товары всегда считался признаком приближения инфляции. Откуда же тогда участившиеся разговоры об угрозе дефляции, то есть катастрофического снижения цен? Нынешняя ситуация, по свидетельству ряда экспертов, отличается одной особенностью: одновременно с удорожанием продуктов питания резко падают цены на промышленные товары, в частности, на электронную бытовую технику. Телевизор, компьютер, магнитофон, телефонный аппарат и многое другое сегодня можно купить значительно дешевле, чем вчера. Сам видел в одном из магазинов Бруклина буквально груду цветных телевизоров с экраном 12 дюймов и со смехотворной ценой 49 долларов 99 центов. Из Калифорнии сообщают о том же: в Сан-Диего небольшие цифровые телевизоры продают по 65 долларов.
Это явление опасное, действительно дефляционное. Резкое падение розничных цен на промышленные товары способно довести до банкротства многих производителей и значительно пополнить армию безработных. Факт, что магазины и оптовые базы, как и фабричные склады, затоварены такого рода продукцией. Определенные трудности возникли и в продаже автомобилей, желающие могут приобрести ряд моделей в кредит безо всякого процента. Подорожание продовольствия только усугубляет положение - чем больше мы тратим на питание, тем меньше денег остается на покупку других товаров.
И независимые эксперты, и официальные источники объясняют рост цен на сельскохозяйственную продукцию одинаково: фермеры опасаются, что в этом году они лишатся значительной части правительственных субсидий. Конгресс и вправду собирается их сократить, федеральный бюджет и без того перегружен обязательствами, долги по хорошо известным причинам стремительно увеличиваются. Оттого и дорожают фрукты и овощи, молоко и мясо. Существуют и причины иного порядка: фермер вынужден больше платить за бензин и электроэнергию, за медицинские услуги и страховку техники, возросли местные налоги.
От всех этих объяснений горожанину, особенно жителям крупных мегаполисов, конечно, не легче. Стоит ли ожидать снижения цен на продовольствие в ближайшее время? Вот мнение по этому поводу сенатора из Арканзаса Сэма Браунбека. В Сенате он выступает как активнейший сторонник сохранения субсидий фермерам на прежнем уровне и потому предупреждает оппонентов: «Я думаю, пройдет несколько лет, прежде чем цены на сельскохозяйственную продукцию упадут и появится возможность сократить государственные субсидии фермерам».
Не исключено, что сенатор прав.