АВТОБУС ПРИДЕТ ПОУТРУ
История показывает, что не только талант, предприимчивость и конкуренция, но и сочувствие к людям способны стать двигателями прогресса. Когда насмотревшись из окон своих карет на бедных во всех смыслах школьников, добирающихся по часу-полтора до своих школ, школьные попечители из штата Массачусетс учредили в 1869 первую в США программу по перевозке школьников, они и представить себе не могли, какой плодотворной и важной окажется их идея. Конечно же, все начиналось с конной тяги и открытых 8-местных фаэтонов.
К 1900 году уже 17 штатов имели программы по доставке учащихся, а в 1915 году, как написали классики, «стальной конь пришел на смену крестьянской лошадке». Характерно,что первый школьный автобус с деревянным корпусом, посаженным на шасси, а нынче музейная «Model F» приехал за школьниками не в столице страны, и не в Нью-Йорке, а в округе Ривиния в Южной Дакоте. Идея оказалась заразительнее, чем грипп-инфлюэнца, гуляющий в то время по свету: уже через четыре года все 48 штатов возвели доставку детей в школы в ранг закона.
В 1927-м построен первый утепленный школьный автобус из листовой стали, обеспечивающий большую безопасность маленьких пассажиров. Но таких безопасных автобусов пока единицы, и в 1931 году происходит трагедия, потрясшая Америку: 5 детей замерзают до смерти в деревянном автобусе, попавшем в самую сильную за историю штата Колорадо метель. Теперь, в связи с надежностью в работе при низких температурах бензиновые двигатели заменяют дизельными. В 1938-м Комитет Национальной Безопасности публикует инструкцию «Школьные автобусы: их безопасный дизайн и управление». В этом же году финансируемые Рокфеллерами ученые из Колумбийского университета создают шкалу стандартов и требований, предъявляемых к автобусам. В 1939-м вводится их единый цвет - желтый. И если в годы второй мировой войны отрасль перешла на выпуск военной продукции, то уже в 1945 на федеральном уровне учреждена программа подготовки водителей. C первого дня в бизнес пришли маленькие и большие частные компании, и вот уже почти полвека Национальная Школьная Транспортная Ассоциация является представителем частного капитала по перевозке школьников. Все эти годы автобусы по перевозке детей пытаются делать самыми безопасным видом транспорта в стране. Они оборудованы специальными стоп-сигналами и зеркалами, видеокамерами, двухсторонней радиосвязью и сотовыми телефонами, автоматическим контролем за давлением в шинах, специальными отражателями света, улучшающими видимость автобуса другими водителями на трассе, тормозной системой ABS и корпусом из нержавеющей стали, в котором находится бак с топливом, чтобы избежать пожара при возможной аварии. Более 450 000 желтых автобусов ежедневно привозят и забирают детей из школ. К сожалению, только 20% из них оборудованы ремнями безопасности. Решение этой проблемы уже не первый год является предметом полемики и официально одобрена к реализации в ближайшие годы.
Сотни тысяч водителей ежедневно распахивают детям двери своих желтых домиков на колесах, где дети еще спросонья занимают свои места, возвращаясь из школы шумными и веселыми. Кто же перевозит детей; кто эти люди и что рассказывают о себе?
Нэнси Длэквелдер: эксперт и инструктор по безопасному вождению школьных автобусов, Cан-Питерсберг, Флорида; в отрасли работает 14 лет; в свободное от работы время бегает марафонскую дистанцию, 42 км 195 м.
«Я консультирую и обучаю тысячи водителей по всей стране по приглашению различных компаний. Любой из моих студентов всегда может найти меня и проконсультироваться даже по окончании курса обучения.
Я веду губернаторскую комиссию по безопасности и участвую в работе комиссии по расследованию жертв связанных с транспортными конфликтами. И как мать троих детей из которых двое - волей судьбы - инвалиды, я хочу, чтобы родители, провожая своих детей в школу были за них спокойны. Так было и когда я координировала работу по перевозке детей из 140 школ моего округа, об этом я забочусь и сегодня».
Франклин Бонд, Графство Вильямсон, Теннеси, бывший водитель.
После 55 работы водителем школьного автобуса занимается садоводством на собственной ферме, потому что родился в семье фермера, и своё возвращение к земле считает закономерным.
«Я всегда мечтал стать водителем школьного автобуса; может быть, это произошло, когда я ребенком смотрел на могучую фигуру нашего водителя и завидовал ему. В те времена белые и черные школьники, особенно в южных штатах, ездили и учились раздельно, и я был счастлив, когда это время кончилось.
Помнится, в 1946-м я получал за свою водительскую работу целых 60 долларов в месяц и был счастлив. Я всегда любил свою работу и своих маленьких пассажиров, и они платили мне тем же.
Мне не нравилось быть любимчиком, и я не любил людей, постоянно заглядывающих начальству в глаза. И представьте себе, именно у детей я учился чувству собственного достоинства; и самым важным для меня было доставить их домой живыми и здоровыми.
Сначала я возил малышей, а когда они вырастали - их детей; потом их внуков; неудивительно, что когда меня чествовали после 50-летия работы я увидел в зале столько знакомых лиц. Потому что за 55 лет я пропустил только два рабочих дня; таким меня воспитали родители».
Джоан Корвин,Президент транспортной компании Чапакуа, Нью-Йорк:
«Я в этом бизнесе уже 39 лет; из них не один год просидела за баранкой желтого автобуса, потом работала консультантом, а сегодня представляю интересы транспортных компаний нашего штата на национальном уровне. В этой работе нельзя быть равнодушным, иначе все - от детей до руководителей компании попадут в беду. Вы наверное, помните иск 1998 года, когда родители детей. пострадавших во время аварии в Аризоне, получили компенсацию в 28 миллионов долларов; это была ситуация, в которой счастливых нет.
Сегодня я работаю в коллегии института по безопасной перевозке школьников штата и в совете частных компаний Нью-Йорка по перевозке учащихся. В свободное время нянчу внуков, работаю в саду. Разумеется, я признательна за награды и дипломы; это лишний раз подтверждает тот факт, что сегодня Нью-Йорк заслуженно занимает одно из первых мест в стране по безопасной перевозке детей».
Карл Кирст, директор транспортной компании, Виктория, Техас:
«Я был музыкантом, давал уроки музыки, потом продавал пианино и органы, потом сел за руль школьного автобуса и уже 24 года развожу детей. У меня небольшая компания - около сотни автобусов; но каждое утро у сотен домов нас ждут маленькие пассажиры, и все должно работать, как часы и идти по расписанию. Ну, а с музыкой я по-прежнему не расстаюсь: сегодня я пианист, органист и вокалист в нашей местной церкви, куда приходят и наши маленькие подопечные, и их родители; и я счастлив видеть их живыми и здоровыми, потому что ответственность за них лежит и на наших плечах; ведь на короткое время, пока они в пути, наши водители становятся их родителями, и они всегда помнят об этом».
Дарнез Николсон, водитель и менеджер транспортной компании; Галаудет, Вашингтон, Д.C.:
«За 28 лет работы в этом бизнесе самым большим моим достижением считаю победу в борьбе против использования 15-местных школьных автобусов для перевозки школьников в нашей столице. Я всегда считала, что они потенциально опасны и сумела доказать это властям.
После заседаний в бесконечных комитетах и конференциях по безопасности движения люблю уехать в путешествие по Америке. Но и в дороге ловлю себя на том, что останавливаю свой взгляд на желтых автобусах, и тогда моё сердце начинает биться чаще. Когда я работала водителем, мне было всегда тревожно и приятно чувствовать за моей спиной детей, которые были веселы и беспечны, потому что, сами того не понимая, верили в меня, как в своих матерей, и это чувство ответственности, мне кажется, объединяет всех людей, работающих, в нашем совсем непростом деле, требующем, казалось бы, несколько простых и главных вещей, без которых не обойтись: профессионализма, терпения, а, главное, любви к детям».