ИЗ ОКОН ЖЕЛТОГО АВТОБУСА
Когда въезжаешь в Нью-Йорк с севера по 95 дороге, то первое, что видишь, - это огромное поле, на котором плотными рядами стоят желтые школьные автобусы. Зрелище производит впечатление и даже вызывает некоторое оцепенение, как поле красных маков в «Волшебнике Изумрудного города». В каком-то смысле это желтое, безбрежное поле школьных автобусов - символ Америки.
Несправедливо и неправильно с нашей стороны было бы не предоставить слово самим водителям желтых школьных автобусов. О тонкостях и особенностях профессии рассказывает водитель одной из крупнейших в Нью-Йорке транспортных компаний Эдуард Эфрос.
ОТБОР СТРОГИЙ, КАК В КОСМОС
Прежде чем получить право сесть за руль школьного автобуса, Эдуард ровно два года возил инвалидов. Лишь после этого компания сочла его человеком проверенным и допустила к детям. Такую профессиональную проверку проходит каждый поступающий на работу. Потом его досье внимательно изучает ФБР, дорожная полиция, а тело - медицинская комиссия. Водитель школьного автобуса должен быть абсолютно здоров и иметь кристально чистую социальную историю. Затем каждый год водитель проходит плановую медицинскую проверку и внеплановый тест на алкоголь и наркотики. Если тест дал положительную реакцию, то водитель тут же теряет работу. То же самое происходит, если водитель опоздал или не вышел на работу. Для начала его отстраняют, затем изучают причины проступка, и если они не удовлетворяют комиссию, то с водителем тоже вежливо прощаются.
Но надо сказать, нарушений среди работников желтых автобусов практически не случается. Несмотря на большую ответственность, работа эта непыльная и хорошо оплачиваемая. На старте водитель получает 580 долларов в неделю. Каждый год зарплата повышается на 50 долларов, через три года водитель получает уже около 700 долларов.
Кроме всего прочего, имеется медицинская страховка, и хороший пенсионный план: 23 доллара оплачивает водитель и более 50 долларов компания. В итоге, через 10 лет работы человек имеет гарантированную пенсию в 800 долларов.
СУТЬ РАБОТЫ
Водитель школьного автобуса должен уметь всё. Несмотря на то, что в каждом автобусе находится еще и сопровождающий воспитатель - мatrone, или, как их ласково называют между собой русские шоферы - матрешки, при необходимости именно водитель должен помочь навести порядок, он же должен уметь оказать первую медицинскую помощь и правильно среагировать при любом чрезвычайном происшествии. Для этого проводятся обязательные учения в известном центре на 20 Avе. и 60 St. Там водители решают задачки на сообразительность, реакцию, заодно проверяются на дальтонизм и выносливость: за две минуты водитель должен вынести из автобуса и аккуратненько уложить на улице 50-килограммовый тюк. Каждый водитель имеет джентльменский набор: огнетушитель, аптечку и нож для перерезания ремней безопасности.
В прямые обязанности водителя входит поштучно собрать детей, отвезти их в школу, затем так же поштучно аккуратненько развезти их по домам. Он не имеет права оставить ребенка у автобуса одного, если на то нет специального письменного распоряжения родителей. Если ребенка не встретили, он берет его с собой и, после того как все дети развезены по домам, приезжает еще раз. Если ребенка не встретили второй раз, то он созванивается с диспетчером и отвозит ребенка в Day Care (что-то вроде группы продленного дня).
По существующему в Нью-Йорке положению, дети не должны находиться в автобусе больше сорока минут, то есть, любой маршрут не должен соответственно превышать 40 минут.
Пока дети учатся, водители полностью располагают своим временем. Могут дремать в автобусе, могут отправиться по личным делам. Если, конечно, на связь не вышел диспетчер и не дал задание подъехать в какую-то из школ своего района и отвезти детей на экскурсию или по другим делам.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГЕ, ПОРЯДОК В САЛОНЕ
Несмотря на видимую легкость, работа эта непростая и очень ответственная. По правилам дети в автобусе не должны есть, пить, пересаживаться с места на место и списывать друг у друга (красть чужие мысли строго запрещено). Но вы можете представить себе детей, которые чинно сидят, сложив ручки? Если в салоне шум, гам или, не дай Бог, драка, а сопровождающая не справляется, водитель должен остановиться, заглушить мотор, вытащить ключ зажигания и силой убеждения (ни в коем случае не притрагиваясь к ребенку) навести в салоне порядок. Если сила убеждения не действует, он может написать соответствующий рапорт.
Но самое главное, это ответственность, которая целиком ложится на водителя при любой дорожной ситуации. Он должен быть вдвойне внимательным и сосредоточенным и, не теряя постоянной связи с тем, что происходит в салоне, полностью контролировать ситуацию на дороге.
Все знают, что желтый автобус имеет огромное транспортное преимущество: если водитель включил красные огни и вывесил знак «стоп» - всё движение должно замереть. Удивительно, но далеко не все добропорядочные американцы придерживаются этого правила, несмотря даже на то, что за подобное нарушение выписывается сразу шесть пойнтов.
Не так давно Эдуард остановил автобус на MacDonald Avenue, включил все необходимые флашинги и стал высаживать мальчика. В ту же самую минуту автомобиль, который находился сзади, пошел на правосторонний (!) обгон. Эдуард едва успел выхватить мальчика из-под колес. Вторым потрясением для него было то, что за рулем машины сидела женщина!
ПРОВЕРЕНО. СПЯЩИХ ДЕТЕЙ НЕТ
Трудно себе представить, что такое может случиться, но случалось и не раз: заснувших или спрятавшихся под сиденьем детей забывали в автобусе. Как двое взрослых людей могут просмотреть одного маленького ребенка в маленьком автобусе? Ведь это не хомячок, не котенок и даже не собачка, в конце концов.
Тем более что каждый водитель на случай забывчивости имеет специальную табличку приблизительно такого содержания: «Этот автобус проверен на спящих детей». Каждый раз, заканчивая маршрут, водитель должен пройти по рядам и вывесить табличку в самом конце автобуса.
Раньше за оставленного в автобусе ребенка на полгода отстраняли от работы. Сейчас и водителя, и сопровождающего сразу забирают в полицию, затем в зависимости от обстоятельств провинившихся ждет куча неприятностей: от лишения лайсенса и права на вождение до серьезного судебного срока.
Несмотря на такое ужесточение, детей продолжают забывать. Последний случай произошел на Брайтоне, чуть больше недели назад. Водитель и сопровождающая до сих пор находится под следствием.
Такие строгости вполне понятны: закрытый в автобусе ребенок, проснувшись, может испытать сильнейший шок, нервный срыв получат и родители, а если на улице холодно, то это уже прямая угроза жизни и здоровью ребенка.
Главное, хорошаЯ матрешка
Среди водителей желтых автобусов много русских. Скажем, в одном из подразделений «Юнион» на 220 водителей компании приходится около 30-ти русских водителей. Хозяева берут русских с большим удовольствием. Говорят, что русские более сообразительны и безотказны. К примеру, такая ситуация. Звонит водителю диспетчер и говорит, что недалеко от него сломался автобус, надо приехать и забрать детей. Наш водитель тут же исполнит поручение. Парень с Гаити или из Мексики попробует прежде всего от поручения отвертеться - не любят ребята брать на себя чужую работу. А наши в трудной ситуации всегда готовы прийти на помощь и лишних вопросов не задают. Это в наших людях накрепко сидит. Работодателям такая жизненная позиция тоже очень нравится.
Раз в полгода водителям дано право сменить маршрут. Чем лучше водитель, тем более широкий выбор маршрутов ему предложен. Это справедливо. Хотя водители убеждены, главное не маршрут, а то, какие дети попадут к тебе в автобус. И еще: насколько хороша будет твоя сопровождающая, то есть матрешка. Поэтому один из самых волнительных моментов в жизни компании - это не когда водители подбирают себе маршруты, а когда вслед за этим их вместе с их маршрутами, выбирают матрешки. То есть последнее слово остается за женщиной: кого хочет - того и выбирает. Здесь по этому поводу складывается множество шуточек, а сам период так и называется: «Ищу жену».
САМЫЙ ПЛОХОЙ ДЕНЬ
По-разному складывались дни водителя желтого автобуса Эдуарда. Но самым тревожным и напряженным днем он до сих пор считает 11 сентября. К тому времени, когда первый самолет врезался в здание ВТЦ, в школах уже вовсю шли занятия. Почти сразу после атаки водители всех автобусов получили по рации распоряжение: немедленно вернуться к школам.
Желтые автобусы стояли у школ, готовые в любую минуту взять детей и увезти их в безопасное место. Вот эти несколько часов ожидания можно назвать самыми страшными. Никто ничего не знал, но все были готовы к худшему. И все при этом продолжали делать свое дело.
Занятия в тот день закончились на полтора часа раньше. Каждому автобусу была дана в сопровождение полицейская машина, и водители повезли детишек по домам. Никто в салонах не шумел, не дрался и не хулиганил. Дети сидели притихшие и напуганные. Многие из них в тот день так и не дождались своих родителей, а кто-то не увидел их больше никогда. Вот это настоящая беда. Раньше больше всего водители желтых автобусов боялись аварий и дураков на дороге, теперь теракта.
comments (Total: 1)