МАЛ ЗОЛОТНИК...

Нью-Йорк
№39 (387)


Когда-то это был один из самых известных в мире адресов: Нью-Йорк, Бродвей, дом 26. Здесь размещалась штаб-квартира рокфеллеровской компании Standard Oil. А еще раньше на этом месте находилась адвокатская контора первого американского Государственного секретаря по финансам Александра Гамильтона.
Нынешнее здание, построенное в 1921-28 годах на обширном земельном участке нижнего Манхэттена, поглотило старую постройку 1884 года, где первоначально размещался руководящий центр знаменитой рокеллеровской компании. Сейчас оно официально признано ландмарком Нью-Йорка. Будучи одним из крупнейших архитектурных проектов своего времени, это здание имеет характерные черты тогдашних небоскребов. В 1956 году руководство Standard Oil Company переместилось в другое место, но следы ее пребывания здесь остались до сих пор. Например, на стрелках часов в вестибюле здания можно видеть буквы «S» и «O» - инициалы компании. Этот билдинг, сложенный из светло-серого известняка, подобно заправской кинозвезде, много раз снимался в разных фильмах, в том числе в таких известных, как Batman или Independence Day. В наши дни в нем размещаются брокерские, юридические и финансовые фирмы, а с 1991 года в нем находится и Музей американской финансовой истории, являющийся частью Смитсониевского института.
Весь музей - это всего одна комната плюс помещение магазина сувениров. Однако это не делает экспозицию, размещенную там, менее интересной. Сейчас она посвящена некоторым американским лауреатам Нобелевской премии по экономике. Выставлены их портреты с кратким описанием жизни каждого ученого.
Первая Нобелевская премия в этой номинации была присуждена в 1969 году в честь трехсотлетия банка Швеции. В числе наших лауреатов - Милтон Фридман, награжденный в 1976 году, Дуглас Норт и Роберт Фогель, получившие премию в 1993, Джозеф Стиглиц - в 2001, Вернон Смит и Даниэл Канеман, ставшие обладателями престижной награды - в 2002 году. Однако первый из них, а именно Милтон Фридман, безусловно является самым знаменитым из всех. Под стеклом в музейной витрине выставлен его довольно потрепанный портфель, а также некоторые записи с какими-то расчетами.
Я всегда был очень далек от экономической науки, а все наши семейные финансовые дела с первых дней нашей совместной жизни вела и по сей день ведет моя жена. Но помню, что я был просто потрясен, когда мне уже здесь удалось прочитать такие мировые бестселлеры М. Фридмана, как «Капитализм и свобода» и «Свобода выбора», которые он написал вместе со своей женой Роуз. Он предстает в них не только как ученый, внесший неоценимый вклад в экономическую науку, но и как выдающийся философ. Я сделал тогда несколько выписок для себя, а сейчас не могу удержаться, чтобы некоторые из них не процитировать. Может, некоторые длинноваты, но мне жаль их сокращать. Мною, человеком, которому с детства вдалбливали идеи равенства и необходимости самоотверженного труда на благо общества, его высказывания были восприняты как истинное откровение.
Он пишет: «Каждый человек имеет право служить своим собственным интересам, целям и не может рассматриваться лишь как инструмент для достижения целей других людей. Идея равенства людей перед Богом важна именно потому, что люди неодинаковы. Точно так же и никакая группа людей не может навязывать свою волю другой группе, даже если она составляет большинство. Каждый человек сам себе хозяин - при условии, что он не затрагивает аналогичных прав других людей...
К сожалению, полная демократия иногда приводит к тому, что люди начинают предпочитать равенство в рабстве неравенству в условиях свободы, когда люди незначительные пытаются низвести людей талантливых и выдающихся до своего уровня...
Люди чихали на родословную и происхождение европейских аристократов, мерилом успеха стало накопление богатства как самый очевидный результат деятельности человека».
И, наконец, последняя, по-моему очень сильная мысль: «Когда люди возмущаются социальной несправедливостью, часто имеется в виду идея, что дети богатых родителей имеют привилегированное положение от рождения. Это несправедливо и это правда. Однако несправедливость может проявляться по-разному: одни наследуют от родителей деньги, заводы, акции, а другие - музыкальные, математические способности, физическую силу, красоту и т. д. Наследование имущества - это мишень для нападок, а наследование таланта никого не возмущает. А какая разница между ними с моральной точки зрения? Никакой». По-моему, здорово! Уже за одно то, что посещение музея воскресило в моей памяти эти руководства к жизни, я считаю, что не зря туда зашел.
Здесь же есть портреты деятелей, получивших Нобелевскую премию мира, в том числе Михаила Горбачева с кратким описанием его жизни. Выставлено также насколько фотографий лауреатов, получивших премии по химии, медицине и физике.
В отдельном небольшом металлическом боксе, под стеклом, представлена подлинная медаль Нобелевского лауреата, полученная в 1959 году физиком Эмилио Сегре.
Что касается постоянной экспозиции, то мое внимание привлек гипсовый бюст Джона Дейвисона Рокфеллера. За несколько дней до этого я имел удовольствие пообщаться, правда, очень кратко, с известным писателем Михаилом Веллером, и вот теперь мне показалось, что внешне они очень похожи. Невольно мне подумалось, что это не случайное совпадение, а, скорее, влияние каких-то малоуловимых особенностей анатомии лицевого скелета на интеллект человека. Неплохая мысль, по-моему. Неспроста ведь мы иногда можем безошибочно судить об интеллекте человека, только бросив на него мимолетный взгляд. Какая-то очень неопределенная, еле уловимая печать Провидения выдает ее счастливого обладателя.
Гипсовый Рокфеллер внимательно смотрит на машину, фактически пресс, с помощью которого в позапрошлом веке изготавливались важные финансовые документы. Все они делались вручную. Гравированная стальная или медная пластина с нанесенными на нее специальными густыми, клейкими чернилами, помещалась на особую площадку. Излишек чернил аккуратно убирался с поверхности пластины. Краска оставалась только в канавках. После этого клише покрывалось листом высококачественной увлажненной бумаги, и все это под высоким давлением, создаваемым путем закручивания колеса, похожего на штурвал, зажималось между двумя валиками. В результате на бумаге появлялся сложный рисунок, приподнятый над ее поверхностью, что легко можно было определить на ощупь. Этот выступающий рельеф сильно затруднял подделку документа. В качестве примеров выставлены образцы старых акций различных компаний, например Southern Steamship.
Здесь же размещена небольшая экспозиция о первых американских международных авиалиниях. Самая первая из них связывала Ки-Уэст во Флориде со столицей Кубы Гаваной. В 1934 году первый американский самолет прилетел в Сибирь. С 1947 года полеты начали осуществляться по всему свету.
К Музею американской финансовой истории, по-моему, хорошо подходит пословица: «Мал золотник, да дорог». Маленькая экспозиция навевает много ассоциаций, побуждает вспоминать, сопоставлять, сравнивать, не оставляет равнодушным.


comments (Total: 1)

Фраза Фридмана "Наследование имущества - это мишень для нападок, а наследование таланта никого не возмущает. А какая разница между ними с моральной точки зрения? Никакой» - сущая чепуха. Талант нельзя отнять, а наследство можно. Наследство дается по праву (?), а талант - не по праву, а от бога, и т.д. Отсюда и вытекает та мораль, которой пользуются люди, а не Фридман. Привет.

edit_comment

your_name: subject: comment: *

Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir