ИРАКСКИЙ УЗЕЛ

Ближний Восток
№37 (385)

Четыре месяца назад войска американо-английской коалиции блистательно и без особых потерь одержали верх над крикливым воинством Саддама Хусейна и заняли территорию Ирака. Однако радость по этому поводу продолжалась недолго. Как оказалось, за приветливой улыбкой богини Победы скрывалось затаенное коварство. Значительная часть иракских солдат и офицеров разбежалась лишь для того, чтобы сменить военную форму на гражданское платье и продолжить войну партизанскими методами. Оккупантов взрывают и расстреливают из-за угла, им подстраивают смертельные ловушки, донимают их диверсиями и саботажем. Мирная жизнь налаживается с трудом, если вообще налаживается.
Оптимистичные прогнозы и обещания администрации США все явственней расходятся с реальностью. 8 августа президент Буш, подводя итоги первых 100 дней оккупации Ирака, подчеркнул, что там «торжествуют безопасность и свобода». На 101-й день в Басре поднялся бунт из-за того, что в городе пропал бензин и выключилось электричество, толпу успокаивали автоматными очередями. На 108-й день диверсанты взорвали нефтепровод, ведущий в Турцию, и водопроводную магистраль в Багдаде. А еще через день шахид-самоубийца взорвал бензовоз у штаба ООН, убив 23 человека, ранив больше сотни и разрушив здание до основания. И вооруженные нападения продолжаются, перечеркивая практически все расчеты и оптимистичные прогнозы.
Одно время казалось, что достаточно уничтожить или хотя бы обезвредить головку саддамовского режима, и народы Ирака дружно возьмутся за строительство нового, свободного и демократического, общества. 42 из 55 карт пресловутой «колоды врагов» уже биты, смерть настигла обоих сыновей диктатора, вроде бы партизаны, боевики, террористы (называйте как хотите) полностью лишены руководства, а сопротивление только возрастает. К иракским бунтарям присоединяются исламские боевики со всего Ближневосточного региона.
Журнал «Ю Эс Ньюс энд Уорлд Репорт» приводит слова одного из ведущих консультантов Белого дома по борьбе с международным терроризмом Роджера Креси: «События последних недель показывают, что Ирак превращается в центр джихада, в гнездо международного терроризма, каким до свержения Саддама эта страна, безусловно, не была». Получается, за что боролись, на то и напоролись. Ирония судьбы, насмешка - из тех, на которые иногда бывает так щедра история? Вряд ли. По мнению ряда авторитетных экспертов, абсолютная закономерность.
Постепенно становится ясно, что, планируя поход на Ирак, администрация президента целиком положилась на ведомство министра обороны Дональда Рамсфельда, ограничилась выработкой тактики и стратегии армейских операций. Программа послевоенного переустройства, считалось, сложится сама собой, без особых хлопот. Следствиями этого заблуждения явились многие поспешные и сомнительные решения. Белый дом недостаточно настойчиво добивался поддержки со стороны Совета безопасности, потом по существу отринул ООН от участия в решении иракских проблем, а когда спохватился, было уже поздно - Совет безопасности дал понять, что посылать своих миротворцев в Ирак не намерен: сами заварили кашу, сами и расхлебывайте.
Новое, пусть временное, правительство вовремя не сформировали, наводить порядок поручили войскам, то есть тем, кто, по определению, исполнять подобные функции не способен и не должен. В результате в стране воцарился хаос - мечта воров, бандитов и террористов. Торопливо созданный Правящий совет Ирака действенных рычагов управления не имеет. Как сообщает обозреватель журнала «Ньюсуик» Фарид Закариа, один из членов совета с горечью признал, что решения по всем вопросам принимает администрация Пола Бремена, совет остается лишь совещательным органом. Предположительные сроки пребывания войск коалиции на территории Ирака то и дело меняются. Сначала говорили о трех-четырех месяцах, потом - о двух годах, теперь сроков вообще предпочитают не называть. Это настораживает не только население не до конца покоренной страны, но и американскую общественность, а заодно и весь мир. Тот же «Ньюсуик» утверждает, что четких планов относительно Ирака нет и сегодня. В качестве примера для подражания приводится заявление англичан, сделанное в 1920 году, когда Месопотамии, нынешнему Ираку, была предоставлена независимость: «Как могло местное население браться за дело, если мы долгое время не объявляли, что собираемся предпринимать? Мы должны были либо управлять страной, либо покинуть ее».
Неопределенность намерений американской администрации вместе с очевидным фактом роста сопротивления иракцев порождает недовольство в среде самих американцев. Улицы городов снова заполняются демонстрантами, требующими возвращения войск домой. Выполнить это требование сегодня совершенно невозможно. Никто ведь не даст гарантий, что с уходом войск коалиции Ирак тут же превратится в демократическое миролюбивое государство. Пожалуй, даже наоборот: в этом случае страна погрузится в полный хаос. Сунниты и шииты, курды и туркмены только и ждут момента, чтобы начать душить друг друга. Костер войны всех против всех сможет погасить только решительный и жестокий лидер, и в конечном счете мы получим в Ираке воинствующего диктатора еще почище Хусейна. Не исключено, что хаос охватит и соседние страны региона. Нам только этого не хватало. Поспешный вывод войск к тому же нанесет такой удар по престижу Америки, от которого мы долго не оправимся.
С другой стороны, не стоит питать надежд на быстрое замирение Ирака. Границы с Ираном и Сирией ненадежны, желающих повоевать с неверными в среде мусульман хоть отбавляй, поток неплохо вооруженных боевиков, в общем-то, иссякнет не скоро. И все же деваться некуда, упущенных вариантов свержения Саддама не вернешь, реальность необратима. Ситуация сложная и запутанная. Невольно вспоминается детская загадка-шарада: «Казнить нельзя помиловать». Перефразируя ее, получим: «Уйти нельзя остаться». Где поставить запятую-разгадку, не совсем ясно.
Впрочем, журнал «Нуюсуик» полагает, что место запятой его авторам известно. Шапка над опубликованной в журнале статьей «Что теперь делать» гласит: «Совершенно очевидно, что план Вашингтона не работает. Сражения в Ираке далеки от завершения, и уйти мы не можем. Администрация должна выработать ясную долговременную программу действий, которая бы опиралась на поддержку Организации Объединенных Наций и несколько большую, чем сейчас, помощь друзей». Чуть дальше, на следующих страницах, еще один крупно набранный аншлаг: «Америке пришло время понять, что с оккупацией Ирака надо наконец определиться. Пока это всего лишь посредственная антреприза со слабым планированием и неуместной надменностью».
Что ж, по всей вероятности, замечено верно и совет неплох, хотя выслушивать такое многим из нас ужасно неприятно. И потому учитывать это замечание и тем более следовать этому совету нам трудно, да и не хочется. В принципе-то администрация президента готова принять и помощь ООН, и содействие друзей. Но пока лишь в принципе. Тем правительствам, которые соглашаются помочь в укреплении оккупационного режима, администрация предлагает поставить войска под начало Пентагона. Для многих такое условие неприемлемо. А для кого приемлемо, те слабы и ненадежны. Эти воинские подразделения малочисленны - в общей сложности всего 9 тысяч человек. Переброску их в Ирак вынуждены взять на себя американцы, от охраны важнейших объектов и участия в рискованных операциях их командование старается уклониться. По свидетельству одного из сотрудников Пентагона, они не замещают американские войска, а остаются всего лишь «силами поддержки».
Пентагон тоже не желает увеличивать свой контингент в Ираке - он и так достигает 150 тысяч солдат. Заместитель военного министра США Пол Вулфовиц когда-то обещал Конгрессу, что к лету контингент будет сокращен до 40 тысяч человек. Лето уже кончилось. Военные эксперты теперь полагают, что в Ираке надо держать никак не меньше полумиллиона солдат, да еще 12 тысяч полицейских. Упрашивать более сильных союзников, чем нынешние, и тем паче, ставить оккупационные войска под начало ООН администрация пока наотрез отказывается: Ирак, мол, и так уже умиротворен.
Между тем в якобы замиренной стране не только один за другим гибнут американские солдаты, но и горят синим пламенем деньги американских налогоплательщиков. Каждая неделя оккупации, как известно, обходится в миллиард долларов. Еще совсем недавно предполагалось, что дефицит федерального бюджета в 2004 году достигнет 455 миллиардов долларов. На днях бюджетное управление Конгресса объявило: дефицит вырастет почти до 480 миллиардов и в дальнейшем может увеличиться до 1,4 триллиона. Значительная доля этих колоссальных бюджетных потерь непосредственно связана с Ираком.
Джордж Буш, естественно, старается сохранить лицо. Прервав свой отпуск, он выступает то в одном, то в другом штате, проникновенно убеждая аудиторию, что дела в Ираке в общем и целом обстоят не так уж плохо, это средства массовой информации сгущают краски. Многие верят. Если судить по результатам опросов, лишь 40 - 42 процента населения довольны внутренней политикой президента, зато около 54 процентов поддерживают его внешнеполитический курс, ядром которого, конечно же, пока остается все тот же Ирак. Общий рейтинг Буша резко понизился, однако не на столько, чтобы привести администрацию в отчаяние. Неплохие шансы на переизбрание у него сохраняются.
Трудно сказать, сохранятся ли они до выборов. Главное все-таки не в этом. Не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать значение того, кому именно отдаст предпочтение американский электорат в ноябре будущего года. До ноября, как говорится, еще дожить надо. А иракский узел не ждет. Если не удастся развязать его в самое короткое время, он затянется так плотно, то забот хватит даже нашим потомкам. И было бы очередной ошибкой принимать его за Гордиев узел, разделаться с которым можно только мечом. Мусульманский Восток - дело тонкое. И вязкое. Народ на Востоке обидчивый. Не то что болезненных ударов - косого взгляда, случается, годами не прощает. Горький опыт на этот счет, к сожалению, имеется.


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir