ПОСЛЕДНЯЯ РОЛЬ МАРИ ТРЕНТИНЬЯН
Она погибла от рук рок-певца Бертрана Канта
Трагически погибла в возрасте 41-го года известная французская актриса Мари Трентиньян. В течение нескольких дней она находилась в глубокой коме, получив тяжелую травму головного мозга во время ссоры со своим спутником - популярным рок-певцом Бертраном Канта в гостиничном номере вильнюсского отеля «Домина плаза». В безнадежном состоянии ее перевезли в больницу в Нейи-сюр-Сен, где она и скончалась. В Литве Мари снималась в роли писательницы Колетт в телефильме, режиссером которого была ее мать Надин Трентиньян.
«В силу сугубо сентиментальных причин семья предпочла, чтобы Мари умерла во Франции», - заявил адвокат Жорж Кижман. Актрису, наверное, можно было спасти, но она около пяти часов пролежала без сознания в номере. Ссора, видимо, была вызвана ревностью. На свой мобильный телефон актриса получила послание от бывшего мужа режиссера Самюэля Беншетри, спровоцировавшие безумный приступ у Канта, который в тот момент был сильно пьян. После побоев, не отдавая себе отчета в том, что произошло, он позвонил ее брату Венсену и, с трудом ворочая языком, предупредил: «Боюсь, что Мари едва ли сегодня сможет сниматься». Венсен, который также был в нетрезвом состоянии, приехал в гостиницу, увидел сестру лежавшей на кровати, но решил, что она просто спит. Потом они принялись, выясняя отношения, звонить Беншетри. Время было потеряно. Две операции, которые ей сделали вначале литовский, а потом французский нейрохирурги, не дали никаких результатов. Чуда не произошло. Жан-Луи и Надин Трентиньян потеряли свою вторую дочь. В 1969 году умерла Полина, историю которой Надин рассказала в эмоциональной ленте «Такое случается только с другими».
Обвинение
в убийстве
«Я пытаюсь не испытывать чувства ненависти, которая всегда разрушает человека, - сказала Надин еще в Вильнюсе во время очной ставки с Бертраном Канта, - но я не в состоянии избавиться от него, когда думаю о том, что моя девочка так долго находилась без сознания после нанесенных ей ужасных ударов. Ее можно было бы спасти, если бы сразу вызвали врачей... Важно, чтобы дети Мари знали, что человек, убивший ее, находится в тюрьме. Это важно и для всех тех женщин, которых в разных странах мира избивают мужчины».
Семья Трентиньян подала во французский суд на Бертрана Канта. Париж требует экстрадиции певца во Францию. Канта в ожидании своей участи несколько недель проведет в литовской тюрьме, но он тоже хочет вернуться во Францию. «Расследование должно быть проведено в Литве, - признал Жорж Кижман, который одно время занимал пост министра информации. - И хотя мы и не испытываем ни малейшего подозрения в отношении ее юридической и правовой системы, данное дело должно рассматриваться французским судом. Я думаю, что агрессор - я не могу его назвать иначе - должен быть передан нашему правосудию». Назначен французский следователь Натали Тюрке, которая будет вести это дело.
Бертран Канта, который якобы пытался наложить на себя руки, в дальнейшем на допросах утверждал, что это не преступление, а «несчастный случай, результат нашей потасовки». Литовская полиция, которая при обыске в номере нашла героин и другие наркотики, проводит собственное расследование обстоятельств смерти актрисы. В любом случае, Канта будут предъявлены обвинения в убийстве. Ему грозит тюремное заключение сроком до 15 лет. Сейчас в Вильнюсе допрашиваются свидетели.
ДитЯ богемы
Мари Трентиньян дебютировала в кино в 4-летнем возрасте в фильме «Моя любовь, моя любовь...» вместе с отцом Жан-Луи, с которым несколько раз выступала вдвоем на театральных подмостках, в частности в пьесе «Комедия на вокзальной платформе», читала с ним стихи Гийома Аполлинера. Она обычно играла роли несчастных женщин, обездоленных созданий с трагической судьбой - маргиналок - например, алкоголички и проститутки в лентах Клода Шаброля «Бетти» и «Женское дело». «Мне хочется, - говорила Мари, - протянуть руку моим героям, когда они находятся на краю пропасти, спасти их, а если это невозможно, то погибнуть вместе с ними. Меня всегда привлекали несчастье, горе, страдания».
Мари жила в уединении с семьей в деревне Фло неподалеку от городка Юзес на юге Франции. Она унаследовала от отца почти болезненную застенчивость, казалось загадочной и скрытной. «Я бывшая немая», - говорила о себе Мари, которая всю жизнь обожала животных и мечтала стать ветеринаром или... куртизанкой. Да и Жан-Луи Трентиньян утверждал, что был против того, чтобы дочь пошла в кино. «Я не хотел, чтобы она становилась актрисой. Среди них так много несчастных женщин», - пророчески заметил четверть века назад Трентиньян. «Да он просто лжец, - ответила тогда, смеясь, его дочь. - Он был безумно счастлив, когда узнал о моем выборе». В жизни Мари, которая никогда не отличалась устойчивой психикой, было немало любовных увлечений. Она дитя богемы. У нее было четыре сына в возрасте от 17 до 5 лет от трех разных спутников - актеров и музыкантов. «Я очень быстро влюблялась и шла на страдания, чтобы быть счастливой, - призналась актриса. - Но при этом я всегда оставалась свободной женщиной... Актриса в Вильнюсе скучала и хотела как можно быстрее вернуться во Францию: «Это печальная страна, в которой молодежь лишена энтузиазма... А я обожаю страсти». Она часто напевала песню Жака Бреля «Любить до безумия, стремиться к недостижимой звезде». Мари участвовала в борьбе женщин за свои права, вместе с другими деятелями культуры протестовала против американской войны в Ираке.
Ницше
и МаЯковский
Бертран Канта наделен необузданным темпераментом. Еще 17-летним лицеистом он создал рок-группу «Нуар Дезир» («Черное желание»), ставшую одной из самых популярных во Франции. Однажды во время концерта он прыгнул со сцены в зрительный зал и, получив травму головного мозга, чудом остался жив. Алкоголь и, возможно, наркотики привели к тому, что Канта несколько лет назад потерял голос. Ему сделали операцию, и он заново учился петь. «Бог умер, Ницше умер, возьми меня за руку, товарищ, ты мне так нужен», - пел он в одном из своих хитов. Певец, гитарист, поэт-бунтарь, он считал себя близким по духу к Верлену. Среди своих любимых поэтов Бертран называл и Маяковского. По манере исполнения его сравнивали со знаменитым американским певцом, ныне покойным, Джимом Моррисоном. Он был рокером - трибуном, который вместе с антиглобалистами боролся против существующего порядка, поддерживал фермера Жозе Бове, выступал против ультраправого Национального фронта.
В феврале 2003 года, познакомившись с Мари, Бертран бросил свою беременную жену, с которой прожил 10 лет. По словам друзей, это была всепоглощающая, безрассудная страсть. Они не расставались, и Канта, отменив все концерты, поехал за подругой в Вильнюс на съемки, которые продолжались около двух месяцев. Для его мрачной натуры Мари, по словам биографа Канта, была лучом света, который он сам погасил. Отношения между Мари Трентиньян и ее спутником, если верить некоторым свидельствам, были почти идиллическими. Теперь, оставшись без лидера, «Нуар Дезир», наверняка, прекратит свое существование.
Картина о писательнице Колет была для клана Трентиньян делом семейным. Помимо матери - режиссера в ней были заняты брат Мари Венсен в качестве помощника режиссера и ее 17-летний сын Роман в одной из ролей. Надин Трентииньян заявила, что закончит ленту, которую посвятит памяти Мари. Осенью на экраны выйдет один из последних фильмов с ее участием - «Джейнис и Джон» режиссера Самюэля Беншетри, рассказывающий о драматической судьбе известной певицы Джейнис Джоплин.