РУССКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ СТРАШНЕЙ САНЭПИДСТАНЦИИ
«Здравствуйте, редакция!
Я ваш коллега - журналист. Правда, в прошлом. Часто хожу по русским магазинам. Вынужден ходить, так как многих товаров, к которым я привык, в американских супермаркетах не продают. И вижу в русском общепите все атрибуты советской торговли. Упал на пол кусок ветчины - а пусть его, положим обратно, пока никто не видит. Немного просрочен товар, да и плевать - от того, что печенье на недельку - другую старше, чем положено, еще никто не умирал. Где-то что-то урвать, на чем-то навариться - неужели эти совдеповские привычки неискоренимы?
В Союзе, по крайней мере, была станция санэпиднадзора и прочие органы контроля. Они хоть и брали взятки, но все-таки способствовали какому-то порядку.
Здесь же проверки происходят нечасто. Поэтому приходится полагаться только на сознательность наших бывших соотечественников. А сознательность у них, бывает, что и прихрамывает. Вот такие дела, коллеги. Как бы наш общепит перевоспитать?»
Эдуард, 63 года
Подобные письма в нашей редакционной почте - частые гости. Мы даже подготовили небольшой хит-парад претензий к русским магазинам. Кстати, «русскими» по давней традиции называются все магазины, которые держат выходцы из бывшего Союза.
На первом месте - жалобы на товар с просроченным сроком годности.
На втором - некачественные салаты и другие готовые блюда. Причем часто речь идет не о качестве блюда как такового, а о нужной пропорции продуктов при его приготовлении. Скажем, в салате оливье недобор колбасы с огурцами и перебор картошки. Все свежее, не придерешься, но это уже не оливье, а просто картошка с морковкой и майонезом.
На третьем - разнообразные претензии к обслуживанию и некоторым дешевым приемам, которые используют продавцы. Например, в русских магазинах принято презентовать шоколадки клиентам, набравшим определенное количество товара.Так вот, в некоторых - в качестве приза частенько подсовывают просроченный шоколад. Находчивые и лишенные комплексов менеджеры таким образом пытаются поймать сразу двух зайцев: и клиента порадовать, и просроченный товар столкнуть. Но, как известно, гоняться за двумя зайцами - пустой номер. А покупатель на такие вещи очень обидчив - пускай он даже не скажет об этом вслух.
Мы провели собственное расследование. Обошли не один магазин. К сожалению, без санкции специальных служб мы не можем адресовать наши критические замечания магазинам поименно. Поэтому обрисуем картину в общем.
Да, по части чистоты, подбора ассортимента и даже запаха русские магазины часто проигрывают американским. В одном мы обнаружили просроченный зеленый горошек, из другого принесли подкисшее молоко, следующими трофеями были: пакет отсыревшего каменного сахара и вафельный торт, который из-за потери хрустящих свойств прилипал к зубам и имел резиновый, неприятный вкус. Небольшой магазин в Бруклине поразил нас в самое сердце. Прямо на прилавке разлеглась толстенная кошка. Дело было к закрытию, и, видимо, она заняла свой обычный ночной пост.
- Как не положено? - разволновалась продавщица на наше резонное замечание. - А кто же у нас мышей ловить будет?
- А у вас еще и мыши есть?!!
- А как же! - с какой-то даже гордостью ответила продавщица.
В магазинчике рядом мы взяли с верхней полки пакет сока. Слой пыли на нем красноречиво говорил о том, что пыль там не протиралась по крайней мере неделю. Если сюда приплюсовать характерный душок квашеной капусты и еще чего-то, неуловимо напоминающего овощную базу, где многие из нас по молодости проходили практику, то становится как-то обидно за себя и соотечественников. Неужели так трудно держать высокую планку торговли?
Прокомментировать ситуацию мы попросили хозяев тех магазинов и точек питания, где за несколько лет не было ни одной жалобы, да и нашей редакционной комиссии не к чему было придраться.
- Высокую планку держать трудно, - сказал Роман, хозяин «русского магазина» на 63 Road, в Квинсе, - но в конечном итоге выигрывает только тот, кто планку держит. Я объясню.
Нас ежегодно проверяют. Приходит обычно один инспектор, смотрит санитарное состояние торгового зала и всех бытовых помещений. Там сотни требований, начиная с точной температуры в холодильнике и заканчивая качеством плитки на полу. Если через месяц замечания не устранены, то выставляется штраф от 500 до 1000 долларов.
Но это не самое страшное. Для нас гораздо страшней потерять своего клиента. Ему что-то не понравилось, он перейдет через улицу, а там - другой магазин. Кому это надо?
Люди к нам ходят годами, это уже не отношения покупателя с продавцом, это нечто большее. Мы знаем, у кого какие проблемы, и радости тоже знаем. Делимся всем. Обманывать в такой ситуации - себя не уважать.
Признаюсь, на базах иногда предлагают: возьми товар-сейл, пропусти у себя. Кто-то соглашается. Я им сочувствую, их бизнес долго не продержится. Схватит нечестную прибыль там, схватит здесь, а потом - прогорит.
Хорошая торговля в Америке держится на честном имени, а не на спекуляциях просроченным товаром. Здесь уже каждый решает сам: соглашаться или нет. Мы для верности держим специального менеджера, который отслеживает срок годности товара. Лучше перестраховаться.
Михаил, хозяин большого магазина «Юбилейный» на Брайтоне, прямо при нас отбраковал партию просроченной минеральной воды. Дата выпуска на упаковках была стыдливо подтерта чьей-то заботливой рукой. С первого взгляда ни за что не разглядишь. Но у Миши взгляд наметанный - восемь лет торгует на Брайтоне.
- Да, хитрецов среди поставщиков хватает, - говорит Миша, - очень хотят толкнуть то, что у них залежалось. Здесь нужен глаз да глаз. Бывает, что сверху одной даты наклеивают другую, а бывает, случайно что-то проскочит, не по злому умыслу. Там же огромные партии проходят. Поэтому мы с партнерами лично товар принимаем. Заодно и качество смотрим. Бывает, что продукт хороший, но товарный вид нарушен, тогда тоже отправляем обратно.
С квинсским коллегой по бизнесу Михаил абсолютно согласен. Торговать честно трудно, но выгодно. Недовольный клиент ведет к разорению. Поэтому известная фраза «клиент - всегда прав», в Америке не пустой лозунг, а реальность.
Хотя, если честно, то и клиент иногда попадается весьма придирчивый. То ему кусочек колбасы надо вырезать непременно из середины батона, то форма у головки сыра не та, то салат не такой, как делала его покойная жена Марочка.
«Ну, это обычно «программисты» капризничают, - вздыхает Михаил, - так у нас на Брайтоне называют пенсионеров, которые живут на различные пособия и программы. А мы к ним с особой нежностью и терпением относимся».
«Юбилейный» знаменит своей горячей кулинарией. Здесь требуется особая аккуратность в приготовлении и раздаче. Поэтому и проверок больше. Инспекторы приходят раз в три месяца. У них при себе огромный список готовых замечаний. Находят что-то похожее - обводят в кружочек. К следующему визиту будь любезен - устрани. Иначе штраф, минимум 300 долларов.
Но штраф - это второй вопрос. Первый - это самосознание, помноженное на чисто меркантильный интерес - завоевать как можно больше клиентов. А чем их завоюешь, как не качеством и свежестью товара? Поэтому понятия «вчерашние блюда» здесь не существует. Часть того, что не продано за день «уходит с молотка» с 6 до 10 вечера, начиная с 2.29 долларов за паунд.
«Да, это не всегда выгодно, но, когда работаешь на перспективу, нужно блюсти чистоту мундира, или, вернее сказать, халата».
Лето - время бойкой уличной торговли. Особенно это актуально в Манхэттене, где цены в ресторанах, кафе и барах не всегда соответствуют нашему доходу, а кушать, как известно, хочется всегда и везде.
«Не опасно ли покупать еду в уличных лотках?» - интересуются наши читатели.Нет, не опасно. Качество продукции в уличных лотках тщательно контролируется и соответствует всем критериям. Внимание: мы говорим о тех лотках, которые держат наши бывшие соотечественники. Судить о качестве продукции у индийцев, мексиканцев, китайцев и других народов мира мы не беремся, потому что не имеем соответствующей информации, да и сам порог чистоты и гигиены у каждого народа свой.
Итак, перекусить в «русских» лотках в Манхэттене, не рискуя получить кишечную палочку, вы можете: на 40 St. и 8 Ave; на Madison Ave и 53 St.; на 53 St. и 7Ave; на 53 St. и Broadway; на 51 St. и 8 Ave; на 28 St. и Park Ave.
Если же искать нужную точку у вас нет никаких сил, то прежде чем выбрать лоток, внимательно посмотрите на продавца. Правильный, вызывающий наше доверие продавец должен выглядеть так: на груди - удостоверение, на голове - головной убор, в руках бумажка, которой он берет продукцию, или перчатки.
- Есть еще одна примета «правильного продавца», - добавляет Яков, держатель целой сети лотков, - на лице у продавца должна быть улыбка. Во всяком случае, я от своих ребят этого требую. Ведь часто именно лоточники первыми встречают людей по пути на работу или во время ланча, и от того, какое настроение мы создадим, зависит весь их следующий день. Мы многих знаем в лицо и по именам. Есть, например, у нас уникальный покупатель, который уже около 20 лет каждое утро берет одно и тоже. Булочку с изюмом и черный кофе с одним сахаром. И никогда ничего другого. Вот это постоянство привычек!
Свежесть товара в наших лотках гарантирована самим устройством бизнеса. Каждый день мы закупаем у поставщиков новую партию продуктов, поэтому продавать вчерашнюю булочку или сосиску вместо сегодняшней нет никакого резона. Сколько бы товара не осталось у тебя к вечеру, утром все равно надо брать новый.
После серии скандальных телерепортажей, в одном из которых продавец-индиец задумчиво ковырялся в носу, а потом этой же рукой подавал сосиски, контроль за лоточной торговлей ужесточился. Вместе с инспектором теперь для надежности ходят два полицейских при всем вооружении. За правильным расположением лотка и территорией вокруг следит специальная санитарная полиция «Альфа». Так что проверяющих хватает.
Любовь к чистоте и порядку здорово стимулирует и система штрафов. Продавец без головного убора на первый раз штрафуется на 100 долларов, затем на - 200, а потом конфискуют и сам лоток. Если температура в холодильнике, где хранится молоко, выше положенных 46 градусов по Фаренгейту, то первый тикет составит 300 долларов, второй - 500, третий -1000, на четвертый раз - забирают лоток. Если за прилавком обнаружится продавец без разрешения на торговлю, то лоток конфискуется сразу и окончательно. Приговор обжалованию не подлежит.
...При таком положении дел работать честно и хорошо действительно экономически выгодно. Так что не так все безнадежно в нашей «русской» торговле на американской земле. А согласитесь, как приятно, когда в магазине тебя так мило и уютно спрашивают: «Скока колбасочки вешать будем?»
comments (Total: 2)