ЖАРКОЕ ЛЕТО В БАГДАДЕ
Иракские войска давно разбиты наголову, вожаки кровавого режима позорно бежали с поля боя, в честь победителей торжественно отзвучали фанфары. Казалось бы, самое время подсчитывать трофеи и раздавать боевые награды. Ан нет, вокруг только и слышишь разговоры о том, зачем и почему разразилась эта война. Невиданное дело - судят победителей. Под сомнение поставлены чуть ли не все формальные поводы к войне: обвинения саддамовского режима в международном терроризме, владении средствами массового уничтожения, создании ядерного оружия. Прежние сведения на этот счет оказались, мягко говоря, не совсем точными, вот и терзают победителей подозрениями и обвинениями.
В результате, как известно, круто упало доверие американцев к своему президенту. Предупреждения многих политологов, бурные антивоенные демонстрации, протесты со стороны мирового сообщества, категорический отказ ряда государств поддержать поход на Ирак - ничто не поколебало уверенности абсолютного большинства населения США в правильности пути, избранного президентом. Всемирный конгресс церквей, объединяющий 340 конгрегаций из 120 стран, назвал войну в Ираке «незаконной, аморальной и не очень умной». Боевого настроя американцев и это не изменило. А сомнение в каких-то чисто формальных поводах мгновенно отозвалось на рейтинге президентской администрации. Да еще как круто отозвалось - рейтинг упал больше чем на треть.
В Америке по традиции полностью доверяют тем, кого избирают на высокие государственные должности. И очень расстраиваются, когда появляются сомнения в их искренности. Если же ложь становится очевидной, жди взрыва негодования. К слову сказать, мы, приехавшие из бывшего Союза, такой щепетильностью не отличаемся. Есть множество свидетельств того, что значительной части «наших» формальные поводы к войне в Ираке безразличны. Ненавистный режим Саддама Хусейна уничтожен, и это замечательно, все остальное - от лукавого. К происходящему вокруг мы часто относимся чисто эмоционально: нравится - не нравится. Первое всем сердцем и разумом поддерживаем, против второго энергично протестуем, не желая принимать во внимание ни объективные обстоятельства, ни границы дозволенного. Недаром у русскоязычных радиослушателей и телезрителей необычайно высокой популярностью пользуются сочинители пламенных прокламаций в стиле Сергея Доренко. Факты в подобных сочинениях отбрасываются в сторону, принцип убеждения прост: раз хочется, значит не только можно, но и нужно, любой метод оправдан!
Однако вернемся к сути дела. Ситуация, сложившаяся в Ираке на сегодня, доказала правоту тех, кто с самого начала возражал против военных действий в этой стране. Вспоминается череда статей ведущих политобозревателей журнала «Ньюсуик» и некоторых других изданий. В победе американского оружия - легкой или трудной - никто, естественно, не сомневался. Предупреждали о другом. В частности, об опасности раскола стран Запада, о непреодолимых трудностях на пути насильственной демократизации тоталитарного государства, да еще с мусульманской ментальностью населения, о предстоящих колоссальных затратах и без того отощавшего бюджета Соединенных Штатов. К сожалению, и в администрации Джорджа Буша, и в Конгрессе от предупреждений отмахивались. В открытую против начала военных действий осмелился выступить только сенатор Эдвард Кеннеди.
Сторонники войны не желали слушать никаких возражений. Нас заверяли, что все будет хорошо и еще лучше. Один из ведущих сотрудников Государственного департамента обещал, что основные управленческие структуры Ирака продолжат свою работу, и оккупация страны войсками коалиции продлится не более двух месяцев. В действительности все эти структуры разрушили, чиновников разогнали, службы порядка расформировали. Это привело к хаосу. По мнению ряда ведущих американских обозревателей, Пол Бремер, которого они называют «проконсулом», совершил серьезную ошибку, отринув всех, без исключения, членов партии БААС от участия в управлении.
Заместитель военного министра США Пол Вулфовиц через неделю после начала военных действий заверил Сенат: «Мы имеем дело со страной, которая способна сама финансировать реконструкцию, что позволит в самое короткое время решить эту задачу». Теперь мистер Вулфовиц, подобно неудачливому хирургу из анекдота, признает, что ничего не вышло и для приведения Ирака в порядок требуются годы оккупации и миллиарды долларов со стороны - примерно по 1 миллиарду в неделю!
Большие надежды возлагались на иракскую нефть. Пока они тоже не оправдались. Геологические карты действующих и перспективных месторождений сожжены, их придется составлять заново, что стоит недешево. И трудно сказать, будет ли от этих затрат хоть какой-нибудь толк. США выделили иракскому министерству строительства 80 миллионов долларов на восстановительные работы. Стоило ли это делать, если, по признанию иракских чиновников, у министерства «нет помещения, средств связи и передвижения, нет документации - все сгорело, даже клочка бумаги не осталось».
Руководитель ЦРУ Джордж Тенет, как известно, взял на себя ответственность за неточные сведения об оружии массового поражения, якобы подготовленном режимом Саддама Хусейна. Сначала отнекивался, но после окрика Кандолизы Райс решил все-таки выручить президента, согласился выполнить роль козла отпущения. Вместе с тем в вину ЦРУ можно поставить и нечто не менее важное. Как сообщают обозреватели Скот Джонсон и Иван Томас, 23 января, за два месяца до вторжения войск коалиции, в Ираке была подготовлена специальная памятка для населения. Называлась она пространно, однако доходчиво: «Что необходимо делать каждому после поражения армии от войск американо-английско-сионистской коалиции». Памятка содержит 11 пунктов, призывающих население грабить и поджигать правительственные учреждения, убивать оккупантов, саботировать действия новых властей, красть оружие, расправляться с предателями.
Ко всему этому американские солдаты не были готовы. Они полагали, что пришли в чужую страну с целью освободить ее народ от ненавистного режима, что их, как и в первые дни, всегда будут встречать с цветами. Ошиблись - об опасности их не предупредили. А памятка, судя по всему, работает. Что ни день, кто-то из американских солдат гибнет, где-то что-то взрывают. Дело, разумеется, не только в памятке. Оккупантов мало кто любит. К тому же миллионы иракцев остались без работы и заработка. Даже те, кому прежний режим был поперек горла, сейчас откровенно признаются: «За сто долларов буду сражаться за Саддама». Кровавый диктатор сбежал, притаился, но связи и деньги у него еще есть. За каждого убитого американца он каким-то образом ухитряется платить 5 тысяч долларов. Немалая сумма.
Убийц можно называть боевиками, террористами, партизанами - суть не в названии. Важно, что их выпады координируются, по меньшей мере, в масштабах региона. Группы по 40 - 50 человек маневрируют, главным образом, в районах тесного проживания суннитов. Они хорошо вооружены, мобильны, предпочитают подавать друг другу сигналы осветительными ракетами. Сил коалиции для борьбы с ними уже не хватает. Как ни пыталась администрация избежать посылки дополнительных воинских контингентов, пришлось изменить позицию - в Ирак решено отправить до 10 тысяч бойцов Национальной гвардии. Никогда раньше такого не случалось, ибо гвардия призвана служить только на территории Соединенных Штатов.
Очевидная непродуманность всей системы действий заставляет президента и его команду на ходу менять не только военную, но и политическую стратегию. Еще совсем недавно администрация наотрез отказывалась от предложений привлечь к переустройству Ирака Организацию Объединенных Наций, а министр обороны Рамсфелд с презрением говорил о «старой Европе». Делить с кем попало грядущие прибыли не хотелось. Оказалось, что делить предстоит не выгоды, а невзгоды. Теперь тот же Рамсфелд любезно приглашает и ООН, и Францию с Германией поучаствовать в иракских делах, но они вежливо отказываются.
Страны НАТО, верные союзническому долгу, помогли экипировать польские части, отправленные в Ирак. Парижский клуб согласился на реструктуризацию 21 миллиарда долларов иракских долгов. И на том спасибо. Только поспособствовать Соединенным Штатам и Великобритании финансово Польша не в состоянии, а внешних долгов у Ирака больше 100 миллиардов. Так что все издержки, связанные с оккупацией побежденной страны и ее восстановлением, ложатся на администрации Джорджа Буша и Тони Блэра. И это при факте, что за три года из бюджета США уже уплыло 700 миллиардов долларов, весь прежний профицит давно съеден, дефицит достиг 455 миллиардов, а в экономике страны светлых перспектив не наблюдается.
Конечно, большие расходы во многом вызваны заботой о защите страны от международных террористов. Однако не секрет, что попутно ставилась и ставится задача доказать, что современный мир однополярен, что наблюдать за порядком на планете призвана единственная супердержава. Вообще говоря, теоретические споры об однополярности или многополярности мира для его судеб существенного значения не имеют. И так понятно, что по богатству и мощи Америка сегодня превосходит всех. Из этого не следует, что все готовы в любой момент бежать навстречу пожеланиям Белого дома. Иракский опыт - тому подтверждение.
С другой стороны, мир, как выяснилось, не имеет ничего против того, чтобы Америка защищала его от разного рода бед своими ресурсами. Да, временами ворчит, выказывает недовольство, даже протестует. Однако никогда не забывает попросить у США миллиончик-другой на пропитание и укрепление собственной безопасности.
Сомнительно, что все это так уж нам выгодно. Наш военный бюджет приблизился к 400 миллиардам долларов. Он больше, чем суммарные военные расходы доброго десятка крупнейших стран - России, Китая, Англии, Франции, Германии, Италии и других, вместе взятых. Численность американских войск, размещенных за рубежом, в разных концах планеты, достигла 260 тысяч человек - больше половины всего воинского контингента! - и грозит вырасти, поскольку решено, что в ближайшее время наши солдаты прибудут в Либерию и на Африканский Рог. Испытанные остряки шутят: скоро на территории самой Америки останутся три-четыре дюжины солдат под началом верховного главнокомандующего и сонма чиновников из Пентагона...
...Что сделано, то сделано, обратно к исходной точке не вернешься. В конце концов, на земле одним тираном стало меньше, режим Саддама Хусейна сломлен, и это, действительно, хорошо. Остальное, надо полагать, послужит уроком не только для администрации, но и для всех нас.