ПИКАССО ОПУСКАЕТ ЗАНАВЕС РУССКОГО СЕЗОНА
Балетным спектаклем «Пикассо и танец» в парижском театре «Шатле» завершается Русский сезон, который начался на берегах Сены в октябре прошлого года. Посвященный 130-летию со дня рождения Дягилева и 300-летию Петербурга, он вылился, главным образом, в бенефис Мариинского театра и лично Валерия Гергиева, который отдирижировал большинство музыкальных произведений. Русский сезон начался с балетной программы Михаила Фокина - «Петрушка», «Шехерезада», «Половецкие пляски», «Видение розы» и «Жар-птица» в исполнении Мариинки. Затем настал черед шемякинского «Щелкунчика» и «Баядерки» в хореографии Петипа. Оперный цикл состоял из «Золотого петушка», «Демона», «Евгения Онегина», «Пиковой дамы», «Иоланты» и «Царской невесты». С концертными программами на сцене «Шатле» выступили известнейшие музыканты и певцы - Владимир Спиваков, Наталья Гутман, Юрий Башмет, Николай Луганский, Дмитрий Хворостовский, Сергей Лейферкус. Дягилевский юбилей отметили также открытием его бюста, который выполнен в гротескном стиле, с нелепым моноклем, скульптором академиком Левоном Лазаревым и который крайне неудачно установлен в предбаннике «Шатле». Великий импресарио смахивает на Кису Воробьянинова.
Заключительный спектакль «Пикассо и танец» включает «Парад» и «Треуголку» в постановке Леонида Мясина, «Икар», авторство которого принадлежит Сергею Лифарю, и «Куадро Фламенко» - серия андалузских танцев. Ее привез на берега Сены Театр оперы и балета города Бордо, которым руководит бывшая балетная звезда Парижской оперы Шарль Жюд, входивший в состав труппы «Нуреев и друзья». Показ балетов, оформленных Пикассо в основном для Дягилева, логично заключает Русский сезон 2002-2003. Именно Сергей Павлович, постоянно искавший новые дарования, уговорил Пикассо попробовать свои силы в театре. Их сотрудничество началось с «Парада» на музыку Эрика Сати. «Я работаю целыми днями над декорациями и костюмами, - писал художник. - Рисую шаржи на Дягилева, Бакста, Мясина, танцоров и танцовщиц». Сегодня «Парад», который был впервые показан в «Шатле» 18 мая 1917 года, совсем не выглядит революционным и ценность имеет преимущественно музейно-историческую. Тогда же премьера вылилась в грандиозный скандал. «Это был очень своеобразный балет: балаган на ярмарке с акробатами, жонглерами, фокусниками и дрессированной лошадью, - описывал спектакль оказавшийся на его премьере Илья Эренбург. - Публика пришла изысканная, как говорят французы, «весь Париж», то есть богатые люди, желающие быть причисленными к ценителям искусства. Музыка, танцы и особенно декорации и костюмы возмутили зрителей. Люди, сидевшие в партере, бросились к сцене, в ярости кричали: «Занавес!» В это время на сцену вышла лошадь с кубистической мордой и начала исполнять цирковые номера - становилась на колени, танцевала, раскланивалась. Зрители, видимо, решили, что танцоры издеваются над их протестами, и совсем потеряли голову, вопили: «Смерть русским!», «Пикассо - бош!», «Русские - боши!»... Сегодня, почти столетие спустя, «весь Париж» чинно приветствовал показавшийся скучноватым «Парад», к которому нынче возвращаются крайне редко, в основном по юбилейным датам.
Дягилев не только приобщил Пикассо к балету, но и во время работы над «Парадом» познакомил его со своей балериной Ольгой Хохловой, которая стала женой художника. Несмотря на скандал, вызванный «Парадом», Сергей Павлович сразу предложил Пикассо создать декорации и костюмы для нового балета «Треуголка» на музыку Манюэля де Фальи. Художник исполнил около 20 вариантов построения сцены, декораций, костюмов и сам гримировал исполнителей главных партий. Премьера «Треуголки» в январе 1920 года на сцене Парижской оперы завершилась триумфом. После чего Пикассо оформил еще несколько балетов для русской труппы - «Пульчинеллу», «Меркурий», «Голубой поезд», «Послеполуденный отдых фавна». В дальнейшем отношения с Дягилевым испортились, и Пикассо вместе с Ольгой и их сыном Полем последний раз побывали на русском балете в 1925 году в Монте-Карло.
На следующий год Дягилев, попавший в затяжную полосу финансовых трудностей, решил поправить свое финансовое положение, продав декорации Пикассо для «Куадро Фламенко» и занавес, написанный им для «Треуголки». Сергей Павлович кощунственно разрезал его на части и продал коллекционерам. Долгое время куски находились у разных владельцев, пока их не купила одна американская семья. Сейчас реставрированный занавес вывешен в нью-йоркском здании фирмы «Сиграм». На занавес к балету «Парад» из-за его огромных размеров покупателя не нашлось, и сейчас он и костюмы находятся в Национальном центре искусства и культуры имени Помпиду в Париже.
Спектакль «Пикассо и танец» напоминает о том, что расцвет таланта художника совпал с Русскими сезонами в Париже. Именно балет стал в ту пору для него главным источником вдохновения. И во многих работах того периода, не имеющих отношения к театру, запечатлены танцевальные мотивы, а некоторые пейзажи напоминают декорации. До сих пор толком не изучены богатейшие архивы, относящиеся к творческому содружеству Дягилева и Пикассо, находящиеся ныне в библиотеке Парижской оперы и в Музее Пабло Пикассо.
Юрий КОВАЛЕНКО
Париж