Петля для нухбандитов

В мире
№383 (1556)

После десятилетий споров высшая мера наказания в Израиле впервые обретает не только поддержку в виде одобренного кнессетом в первом чтении законопроекта, но и конкретный механизм исполнения

"Зеленая миля" по-израильски

На днях сайт 13-го телеканала ИТВ, а вслед за ним и другие СМИ сообщили подробности, которые еще недавно казались немыслимыми: Управление тюрем Израиля (ШАБАС) начало практическую подготовку к реализации закона о смертной казни для террористов. Речь идет не об абстрактной дискуссии, а о конкретном плане - с выделенным комплексом для казней, подготовкой персонала и даже изучением зарубежного опыта. Согласно опубликованным данным, смертные приговоры предполагается приводить в исполнение через повешение с участием трех добровольцев-надзирателей, которые будут одновременно приводить механизм в действие. Исполнение приговора должно происходить в течение 90 дней после окончательного судебного решения. Внутри ШАБАСа этот объект уже получил неофициальное название - "израильский грин-майл" (напоминание о знаменитом голливудском фильме "Зеленая миля" по роману Стивена Кинга о надзирателе блока смертников).

Первой категорией, к которой планируется применить закон, станут террористы "Нухбы", участвовавшие в массовом убийстве в Пригазье 7 октября. В дальнейшем - осужденные за особо тяжелые теракты в Иудее и Самарии.

Это уже не декларации. Это - подготовка к созданию инфраструктуры.

 

Туда, где повесили ван Дамма

Профессиональная делегация ШАБАСа, по данным телеканала, готовится к поездке в одну из стран Восточной Азии для изучения юридических и организационных аспектов применения смертной казни. Скорее всего, речь идет о командировке в Сингапур, так как из демократических государств региона повешение применяется только там. Едва ли израильские тюремщики заедут в Лаос или Мьянму, где также практикуется такой вид казней. Возможен еще визит в Японию, но там настолько жесткие бюрократические барьеры, что едва ли обмен опытом состоится.

Законы в Сингапуре суровы - здесь казнят даже за хранение тяжелых наркотиков (для вынесения смертного приговора достаточно 2 граммов героина либо 3 граммов кокаина) или торговлю "безобидной" марихуаной. Виселица ждет нарушителей вне зависимости от их пола, возраста или гражданства. В свое время много шума наделал приговор гражданину Нидерландов Йоханнесу ван Дамму. Однофамилец знаменитого актера был арестован в 1991-м. Он был пойман во время транзита в аэропорту Чанги. Полиция нашла в его чемодане более 4 кг героина. Ван Дамм сказал, что просто перевозил пакет для друга из Нигерии и не имел понятия о том, что внутри. Судьи ему не поверили. Несмотря на апелляции министра иностранных дел Нидерландов и королевы Беатрикс, приговор был приведен в исполнение в 1994 году.

В отличие от Китая, Ирана или Саудовской Аравии, в Сингапуре казни осуществляются не публично. Примерно за час до казни приговоренному сообщают, что все его апелляции отвергнуты, и быстро перевозят в специальный блок. Там уже все готово для проведения экзекуции. На голову смертника надевают холщевый мешок, проводят к крышке люка, надевают на голову петлю. Крышка раскрывается после нажатия на красную кнопку, и тело преступника падает вниз в специальную камеру. Через десять минут туда, чтобы констатировать смерть, заходят врач и представитель тюремной администрации. Тюремный фотограф фиксирует уложенный на пол труп (уже без мешка на голове), и эта фотография вместе со справкой о смерти приобщается к делу заключенного. Никаких встреч со священнослужителями не предусмотрено. Адвокаты к месту казни не допускаются. Последнее слово не предоставляется. Все происходит без пафоса, буднично и просто.

Когда лет тридцать назад в Сингапур приезжали американские исполнители приговоров (в то время повешение еще широко практиковалось в США, сейчас в некоторых штатах применяется только по выбору приговоренного), особые занятия посвящались умению завязывать петлю и расчету длины веревки в зависимости от веса смертника. Старая методика, когда палач повисал на ногах висельника, помогая ему отправиться на тот свет без лишних мучений, в Сингапуре не применяется уже больше полувека.

Видимо, сотрудникам ШАБАСа предстоит пройти и отдельный "веревочный" курс.

 

Время непростых решений

Почему вопрос о практическом применении крайней меры наказания встал именно сейчас?

Израиль десятилетиями жил в парадоксе: страна, созданная после Холокоста, практически не применяла смертную казнь даже в отношении массовых убийц. Единственным исключением стал Адольф Эйхман, казненный в 1962 году, - и именно этот приговор до сих пор считается образцом юридической и моральной обоснованности.

Хотя на смертную казнь в Израиле формально не был наложен мораторий, и прокуратура изредка упоминала ее в качестве возможного наказания для самых кровавых террористов, судьи ни разу не соглашались вынести подобный приговор. Во многом такая осторожность продиктована первым в истории государства печальным опытом. Напомню, в 1948 году офицер Хаганы Меир Тувиански был поспешно обвинен в предательстве и расстрелян. Позднее выяснилось, что доказательства были ошибочными, суд - импровизированным, приговор - несправедливым. Его полностью реабилитировали посмертно. Эта "родовая травма" плюс страх перед мнением прогрессивной общественности стали руководством к бездействию.

После 7 октября 2023 года ситуация изменилась принципиально. Речь идет уже не о теории наказаний, а о стратегии выживания государства, которое столкнулось с террористами, открыто рассматривающими похищения израильтян как инвестицию: убил - сел - выйдешь по обмену. Смертная казнь ломает эту логику. Главный аргумент сторонников: конец "рынку заложников". Смысл предлагаемого закона - не месть и не символика. Его ключевая цель - уничтожить стимул к похищениям. Если террорист знает, что пожизненное заключение вовсе не пожизненное, обмен возможен, а государство в критический момент сдается, заложники становятся стратегическим активом. Если же убийца мирных граждан осведомлен, что приговор будет окончательным и необратимым, торг теряет смысл.

Это не теория. Это опыт разрешения многих кровавых конфликтов.

Само собой, призывы горячих голов хоронить казненных в свиных шкурах, как это вроде бы делалось британцами в некоторых колониях с мусульманским населением, отвергаются с порога. Достаточно неотвратимости такого наказания, когда кандидат в "шахиды" погибает не в бою, а смерть выглядит отнюдь не героической.

Надеюсь, до наших врагов будут доведены факты, что при повешении в большинстве случаев происходят самопроизвольные дефекация и мочеиспускание, что никак не соответствует глорификации нухбандитов. Можно, например, запустить видеоролик о том, как в сирийской Латакии толпа вешала двоюродного брата Башара Асада и улюлюкала, радуясь тому, как еще недавно могущественный руководитель спецслужб Сулейман Хилал Асад, расставаясь с жизнью, "опозорил" себя.

 

Бояться ли критики?

Миф о том, что смертная казнь несовместима с демократией, не выдерживает проверки фактами:

* США - смертная казнь применяется в ряде штатов и на федеральном уровне, в том числе за терроризм.

* Япония - одна из самых стабильных демократий мира, где смертные приговоры исполняются регулярно.

* Индия - применяет высшую меру за террор и массовые убийства.

Про Сингапур вы уже знаете. Смертью карают за преступления также в Таиланде, который тоже считается демократическим государством.

Европа пошла по другому пути. Но Европа не живет в условиях постоянного террористического давления, направленного на уничтожение государства.

 

ХАМАС взывает к гуманизму

Понятно, что и в самом Израиле, и особенно за его пределами закон о смертной казни для террористов был воспринят неоднозначно. Если в национально-религиозном лагере его приветствуют, то левые выражают недовольство. При этом есть деятели из "лагеря мира", которые потребовали вешать и "еврейских террористов", мол, поселенцы ничуть не лучше хамасовцев. Что творится в головах этих людей, которые прекрасно осведомлены о происходившем в "черную субботу", обладателю трезвого рассудка представить сложно.

Тем временем ХАМАС направил жалобу в ООН на "бесчеловечность сионистского режима, собирающегося умерщвлять героев палестинского сопротивления". И можно не сомневаться, что нас ждет очередная серия всеобщего "осуждамса". Но уж как-нибудь мы переживем то, что скажут княгиня Марья Алексевна, докладчица Франческа Альбанезе или лично товарищ Антониу Гуттериш.

Владимир Плетинский


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir