Уганда как новая «американская мечта»

Администрация Трампа расширила политику депортаций и передачи беженцев в третьи страны (Third-Country Removals). Правозащитные организации опасаются, что, по итогам 2026 года, в третьих странах может оказаться более 1.5 млн. жителей США. Ещё год назад подобный сценарий казался невозможным, однако Департамент внутренней безопасности (DHS) и его подразделения очень умело используют лазейки в иммиграционных законах.
Главным новшеством наступившего года стало специфическое требование ко всем беженцам: отныне они должны объяснять, почему именно Соединённые Штаты являются для них безопасной страной.
Правильного ответа на этот вопрос не существует, и в этом заключается главный подвох. Сотрудник Службы гражданства и иммиграции (USCIS) или иммиграционный судья всегда может сказать, что в той же Мексике или Уганде беженцу будет на 100% безопаснее и DHS даже оплатит его перелёт.
На практике новая схема работает так.
Например, убежище в США запрашивают: борец с путинским режимом из России, жертва наркокартелей из Мексики и гомосексуал из Туркмении. Они говорят, что хотели бы остаться именно в США, так как эта страна борется со всеми формами дискриминации и уважает права человека. USCIS анализирует кейсы и отправляет россиянина в Мексику, мексиканца - в Африку, а туркмена - в Уганду. Якобы в этих трёх странах они будут защищены от преследования и враги их точно не найдут.
Если кто-то из беженцев попытается заявить, что в предложенной стране ему также может угрожать опасность, сотрудник USCIS или иммиграционный судья указывают на документ о дипломатических гарантиях между США и третьими странами в отношении высылаемых беженцев и других категорий депортируемых. Мол, в той же Уганде туркмена точно не будут пытать, а россиянин гарантированно не попадёт за решётку в Мексике.
В трамповском списке «третьих стран» для высылки неугодных иностранцев - не менее 11 государств. Они разбросаны по всему миру, чтобы беженцев с одних континентов можно было отправлять на другие континенты. Каждая «третья страна» получает от правительства США гранты на приём беженцев, где указывается точная квота и период содержания - до 12 месяцев.
Также принимающая сторона гарантирует «принятие гуманного решения о дальнейшей судьбе принятых из США людей». Это означает предоставление вида на жительство или гражданства.
Так, администрация Трампа заплатила $4.7 млн. правительству Сальвадора, который согласился принять почти 900 венесуэльских беженцев (все до единого - борцы с режимом Мадуро). Беженцы были уверены, что получат убежище в США, однако USCIS посчитало, что им будет «комфортнее» в Сальвадоре - одной из самых опасных стран мира.
В отношении Ганы, которая является одной из самых бедных и коррумпированных стран, Трамп ослабил визовые санкции. Гана моментально согласилась принимать беженцев и подписала кучу бумаг с гарантиями безопасности. По неофициальным данным, в эту страну отправили не менее 600 человек только в последнем квартале ушедшего года.
Также беженцев из США активно принимают Эквадор, Гондурас, Гватемала, Судан и многие другие страны, которых сам Трамп называет «дерьмовыми дырами» (shit hole).
Иногда политических активистов из Гондураса отправляют в Гану и наоборот. USCIS и иммиграционные суды часто следуют принципу «чем дальше, тем лучше».
Самое жуткое заключается в том, что высылка в третьи страны коснётся не только новоприбывших беженцев, но и многих владельцев грин-карт и даже граждан США. Маховик иммиграционных репрессий Трампа ещё только начинает раскручиваться. USCIS и иммиграционная полиция ICE получили от Белого дома приказ выслать из страны максимально возможное количество иммигрантов пятнами в биографиях.
Сегодня многие иммигранты легально живут в США и ещё не знают, что совсем скоро к ним могут постучаться «айсовцы». Далее - высосанные из пальца обвинения, отправка в депортационную тюрьму и - та самая высылка в «третью страну». Человек спокойно живёт и работает, к примеру, в Нью-Йорке, а к концу года уже влачит жалкое существование в Кампале (столица Уганды).
По уровню цинизма новая трамповская тактика не сравнится ни с чем. Только представьте, что сегодняшняя реальность существовала бы в 1970-1990-е годы: тысячи советских иммигрантов приехали в США из бывшего СССР, бежав от антисемитизма, а им предлагают обосноваться где-нибудь в Судане. Все аргументы о том, что советские люди хотели бы работать и воспитывать детей именно в США, были бы восприняты как незначительные и неубедительные. Мол, Африка и Центральная Америка - не менее «достойная альтернатива».
Парадоксально, что сегодня многие выходцы из СССР открыто поддерживают иммиграционную политику Трампа и считают себя «более достойными» беженцами, чем все остальные.
Самое неприятное заключается в том, что оспорить высылку в «третьи страны» уже невозможно. В прошлом году Верховный суд США (SCOTUS) одобрил эту практику. Как результат, перед Трампом и DHS стоит только одна задача: договориться с этими самыми «третьими странами». С учётом уровня коррупции в самых нищих государствах на планете и умению Трампа «заключать сделки» с президентами-коррупционерами, спрос на приём депортированных из США может превысить предложение. Не исключено, что скоро та же Уганда или Гондурас будут умолять Трампа прислать им «ещё немного людей», а вместе с этими людьми - немного денег.
Всего за 12 месяцев президентства Трампа иммиграционная система США стала небывало жестокой и несправедливой. Впереди - ещё 36 месяцев лютого трампизма. Правозащитники уже подсчитали, что ноябрьская победа демократов на выборах в Конгресс не особо изменит иммиграционную ситуацию. DHS и его подразделения USCIS и ICE сегодня работают в условиях исполнительных указов Трампа, а также решений Верховного суда (шесть судей-консерваторов и трое судей-демократов). Это означает, что репрессивный механизм в сфере иммиграции будет раскручиваться до 20 января 2029 года (вступление в должность 48-го президента США).
Евгений Новицкий
Ссылка по теме:
«Мегацентры»: новая реальность
Как «айсовцы» решают проблему нехватки тюремных коек








