Трамп и старый "новый Ближний Восток"

В мире
№345 (1518)

Визит президента США оставил Израиль на периферии региональной политики США. Идет ли речь об одноразовом явлении или долгосрочной тенденции, нам предстоит увидеть.

Турне Дональда Трампа на Ближний Восток, в три арабские нефтяные королевства - Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ - стало скупом еще до того, как началось. СМИ, американские и арабские, были полны бесчисленных гипотез и спекуляций, одна сенсационнее другой. Associated Press утверждало, что во время визита в Эр-Риад президент объявит Персидский залив "Аравийским заливом". Палестинская "Аль-Кудс" писала, что на американо-саудовский саммит приглашен глава ПА Махмуд Аббас. Якобы идея эта была озвучена кронпринцем Мухаммедом бин-Султаном и одобрена американским президентом. Более того, Трамп якобы планирует публично поддержать саудовский план создания палестинского государства.

Появились сообщения, что администрация пообещала "ответный подарок" ХАМАСу, если тот отпустит военнослужащего Идана Александра.

В Израиле опасались драматических поворотов в турне, и с учетом непредсказуемости Трампа и его склонности к импровизациям такие опасения были вполне оправданны.

 

США - Саудовская Аравия: второй "медовый месяц"

Визит в Эр-Рияд начался помпезно. В аэропорту имени короля Халида американского президента с его свитой встречал сам Мухаммед бин-Салман, и это резко контрастировало с ледяным приемом крон-принцем Джо Байдена, что неудивительно: Байден заявлял, что не будет продавать Саудовской Аравии оружие, а вместо этого сделает ее изгоем, заставив заплатить за убийство оппозиционного журналиста Джамаля Хашогджи в Турции.

На этот раз все было по-другому. В Эр-Риаде помнили о дружеском отношении Трампа к королевству, которое он посетил еще в 2017 году, исполнив танец саблями с королевской семьей, и многомиллионных сделках. В преддверии нынешнего визита госдеп США одобрил поставку Саудовской Аравии 1000 ракет класса "воздух-воздух" среднего радиуса с современными системами наведения, запчастями и логистикой в 3,5 млрд долларов и комплектующих узлов к бронетехнике (танкам Abrams и М-60, бронетранспортерам Bradley) на 500 млн долларов. Плюс радары ПВО, гаубичная артиллерия и приборы ночного видения.

Но это была только прелюдия. Для разогрева. Ибо в Эр-Риаде подписывались оружейные контракты общей стоимостью в 140 млрд долларов и соглашения о саудовских инвестициях в американскую экономику. Не случайно на торжественный ужин в честь президента США были приглашены главы ведущих суперкорпораций - Amazon, NVIDIA, OpenAI, Palantir, Uber, Coca-Cola, Google и Boeing, а во встречах участвовал владелец Tesla, SpaceX и Х Илон Маск, ближайший сподвижник президента.

Бизнесом дело тоже не ограничивалось. Речь шла о большой геополитической игре, а точнее сказать, о борьбе за сохранение Саудовской Аравии в сфере влияния США.

Демонстративно враждебное отношение администрации Байдена, особенно в первые пару лет его правления в Белом доме, побудили саудовцев искать новых партнеров, союзников и поставщиков современного оружия. В ноябре 2022 года Эр-Риад обратил внимание на активные ухаживания Пекина и продемонстрировал, что не одним Байденом жив Дом Саудов. На авиасалоне в Чжухае было заключено несколько крупных сделок о поставках Саудовской Аравии систем вооружений китайского производства на 4 млрд долларов, включая сотни беспилотных летательных аппаратов, поточную линию для сборки БПЛА, гиперзвуковые противокорабельные ракеты, лазерную систему перехвата дронов Silent Hunter. Одновременно кронпринц принял предложение Пекина о начале прямых переговоров со своим злейшим врагом - режимом аятолл в Иране. Обе страны объявили о восстановлении дипломатических отношений, разорванных в 2016 году.

Это стало болезненным ударом для США, которых китайцы активно вытесняли с Ближнего Востока, не говоря уже об Израиле. Визит Дональда Трампа был призван исправить это пошатнувшееся равновесие. США требуется сохранить влияние на ведущую нефтяную арабскую державу, а королевство, в свою очередь, нуждается в заключении договора об оборонном сотрудничестве с Вашингтоном.

 

Катар: империя и ее подельники

Следующей и более проблематичной остановкой президента был Катар. Крохотное королевство с коренным населением в 300 тысяч человек (остальные - рабочие мигранты) стало символом безграничной власти нефтедолларовых шейхов. Катар, проникнув в "мягкое подбрюшье" Запада в виде Академии, аналитических центров и образовательных систем, умело использовал их для продвижения своей повестки: демонтажа и исламизации западных обществ. Союзник и спонсор всех радикальных исламистских движений - от "Мусульманских братьев" и ХАМАСа до "аль-Каиды" и талибов, - Катар создал глобальную пропагандистскую сеть "Аль-Джазира", финансирует мечети и исламские учреждения радикального толка от Техаса до Франции и скупает на корню американских дельцов, чиновников, юристов и экспертов. Многие в окружении как Байдена, так и Трампа, включая посредника на переговорах с ХАМАСом и застройщика Стивена Виткоффа, - деловые партнеры этого княжества. Этот "секрет Полишинеля" давно уже и хорошо всем известен, и связи с Катаром многие консерваторы в США рассматривают как угрозу нацбезопасности Америки.

Тем не менее, Трамп выбрал Катар как вторую ключевую остановку своего турне, и как до того в Эр-Риаде, визит в Доху был отмечен новыми многомиллиардными контрактами. Трамп стал первым американским президентом, побывавшим в Катаре за последние 22 года, и шейхи не скупились на похвалы американскому президенту и его приверженности "миру во всем мире".

По иронии судьбы, в то же самое время в Дохе шли очередные непрямые переговоры между Израилем и ХАМАСом - клиентом Катара и его выкормышем. Глава мафии выступал в роли посредника между своим подчиненным-головорезом и его жертвой. Но Трампа и Виткоффа это не интересовало. Бизнес есть бизнес. Ничего личного.

Курьезным апогеем сотрудничества между ведущей демократией мира и главным спонсором исламистов стал личный подарок эмира Тамима ибн Хамад аль-Тани президенту США в виде двупалубного личного самолета Boeing стоимостью в 400 млн долларов. Трамп заявил, что был бы идиотом, отказавшись от подарка, но ситуация, когда глава Белого дома принимает такого рода дары от правителя всемирной джихадистской империи, выглядела трагикомично. Вспоминался анекдот: "Кто девушку ужинает, тот ее и танцует"...

 

Иран: большому кораблю большое плавание?

На всех встречах, незримо, но вполне ощутимо присутствовал еще один ведущий ближневосточный игрок - Иран. Встречи с нефтедолларовыми шейхами проходили на фоне прямых переговоров между Вашингтоном и Тегераном, в которых обе стороны регулярно демонстрируют "оптимизм", "продвижение" и "растущее взаимопонимание".

Одновременно в преддверии турне Трампа глава саудовского МИДа принц Файсал бин-Фархан встретился в Джедде со своим иранским коллегой Аббасом Арагчи. А затем Арагчи направился в Катар, чтобы принять участие в саммите по арабо-иранскому диалогу.

Нет ни малейшего сомнения в том, что в Эр-Риаде, Дохе и Абу-Даби иранская тема была одной из ведущих, причем шейхи, видя готовность Трампа пойти на сделку с аятоллами, скорее предпочитали сотрудничать с ним в этом вопросе, нежели пытаться отговорить от рискованного шага. На Ближнем Востоке выживает не только самый сильный, но и самый хитрый. Противопоставлять себя режиму аятолл, в ситуации, когда президент США готов к миру с ним и уступкам, - не очень-то благоразумный поступок для безумно богатых, но слабых соседей Ирана.

Любопытно, что сразу же после возвращения Трампа в США начали циркулировать сообщения о проекте ядерного консорциума Ирана с нефте-княжествами и готовности Тегерана "делиться с соседями своими знаниями и продукцией". Это предложение, по утверждению Tehran Times, было сделано в ходе переговоров между Вашингтоном и Тегераном, и иранцы дали положительный ответ на инициативу. Таким образом, Иран рассчитывает убедить США дать режиму аятолл разрешение на обогащение урана (он, как известно, настаивает на ограниченном обогащении и сохранении производственной базы, что позволит режиму в короткие сроки создать ядерное оружие).

По иронии судьбы, в это же самое время иранская оппозиция сообщила о доселе неизвестном секретном объекте, на котором ведутся работы над ядерной бомбой, а Fox News обнародовал спутниковые фотографии, полученные от "Национального движения сопротивления Ирана" (NCRI). Объект этот, как выяснилось, расположен на севере Ирана, в провинции Семнан, занимает площадь примерно 10 квадратных километров и действует более десяти лет, маскируясь под химическую компанию Diba Energy Siba. NCRI утверждает, что на объекте ведутся работы по получению трития, радиоактивного изотопа, используемого при создании ядерного оружия. В отличие от обогащенного урана, тритий практически не имеет мирного или коммерческого применения.

В начале февраля базирующаяся в Париже группа "Национальный совет сопротивления Ирана" сообщила также, что власти активизировали работу над созданием ядерных боеголовок на объектах в Шахруде и Семнане. По их словам, ракета-носитель Qaem-100, которую 14 сентября 2024 года иранцы использовали для запуска исследовательского спутника Chamran-1, способна нести ядерную боеголовку.

Иранцы свое дело знают туго. Особенно они мастера водить за нос американских президентов, которые, впрочем, совсем не против этой милой забавы.

 

Израиль: когда опасения подтверждаются

Израиль в сложившейся ситуации оказывается не в лучшем положении. Как мы помним, в первую каденцию на посту президента Трамп также выбрал Саудовскую Аравию для первого визита. Но тогда он заехал и в Израиль, а сейчас он делать этого не стал и обошел нашу страну стороной. Был отменен даже планировавшийся ранее визит главы Пентагона Питера Хегсета. Мы остались на периферии стратегических интересов Белого дома. Впервые за долгое время возникла ситуация, при которой при поддержке США формируется союз между арабскими нефтяными княжествами и Ираном.

Но это еще не полбеды. Поначалу складывалось впечатление, что, вопреки разного рода опасениям, худшие прогнозы не реализовались. Президент США, выступая на инвестиционном форуме в Эр-Рияде, заявил, что в подходящее для себя время Саудовская Аравия присоединится к "Соглашениям Авраама". Подчеркнул, что его администрация "неустанно работает над прекращением этой ужасной войны и над возвращением заложников", но не озвучил требований к Израилю прекратить боевые действия и создать палестинское государство. Дал понять, что по-прежнему выступает против сохранения власти ХАМАСа в Газе:

"Народ Газы заслуживает лучшего будущего, но это невозможно, пока их лидеры выбирают похищения, пытки и теракты против невинных мужчин, женщин и детей в качестве своей политической цели".

Абу-Мазен, вопреки утверждениям палестинцев, так и не получил приглашения в Эр-Риад.

Однако затем начали происходить "странности". Сразу же после возвращения Трампа его госсекретарь Марко Рубио, до сих пор воспринимавшийся как верный сторонник еврейского государства, позвонил Биньямину Нетаниягу с требованием незамедлительно возобновить гуманитарную помощь Газе. Дальше - хуже. В Washington Post появилась статья со ссылкой на высокопоставленных чиновников в Белом доме, в которой говорилось, что США бросят Израиль на произвол судьбы, если в Иерусалиме не прекратят войну.

По совпадению или нет, но в канцелярии премьер-министра впервые заговорили о возможности прекращения боевых действий и начали экстренную отправку гуманитарной помощи в Газу. Был ли это тот самый "подарок" в ответ на освобождение Идана Александра? Как говорится, если нечто крякает, как утка, ходит, как утка, и выглядит, как утка, то это, скорее всего, и есть утка.

 

Сирия: "крепкий парень" и его дилемма

Визит Трампа открыл дверь в неопределенность на совершенно новом направлении: сирийском. Американский президент не только встретился с главой сирийского режима аш-Шараа, но продемонстрировал неожиданное восхищение бывшим главарем "Аль-Каиды", назвав его "молодым привлекательным крепким парнем с очень сильным прошлым" и "бойцом".

Аш-Шараа восхищаются сегодня все. Его принимает Макрон, к нему едут бюрократы ЕС и Володимир Зеленский, и Трамп не смог устоять перед трендом. Более того, снял санкции с Сирии. Сказал, что согласился на встречу после просьбы кронпринца Мухаммеда бин-Салмана и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Призвал аш-Шараа присоединиться к "Соглашениям Авраама", нормализовать отношения с Израилем, и потребовать от иностранных террористов покинуть Сирию.

Насколько высока вероятность того, что аш-Шараа действительно готов во имя экономических и политических преференций пойти на сотрудничество с Израилем и примкнуть к упомянутым соглашениям?

Недавно он сам, находясь в Париже, признал, что его режим ведет при посредничестве с ОАЭ переговоры с Израилем. Цель их - разрядить обстановку и предотвратить эскалацию ситуации обеими сторонами.

Трудно сказать, насколько аш-Шараа способен из "пламенного джихадиста" превратиться в миролюбивого, умеренного и прагматичного политика, даже если носит модный приталенный пиджак и галстук. В жизни случаются совершенно поразительные трансформации, однако факты пока заставляют сомневаться в возможности чуда. "Молодой привлекательный крепкий парень с очень сильным прошлым" совсем недавно устроил резню алавитам и христианам в Латакии по образу и подобию того, что делал ХАМАС 7 октября со всеми неизменными атрибуциями: отрезанием голов, изнасилованиями и глумлением над трупами. А недавно попытался проделать то же самое с друзами, но был остановлен Израилем. Из Сирии поступают бесчисленные сообщения об актах вандализма в церквях, нападениях и унижениях христиан. Аш-Шараа дает понять, что хочет утвердить законы шариата в Сирии.

Однако в среднесрочной перспективе новый сирийский правитель должен демонстрировать миролюбие, если хочет выжить. Ему нужно стабилизировать разрушенную страну и хотя бы частично возродить экономику, а для этого необходимы западная помощь и западные инвестиции. Нужно противостоять Ирану и "Хизбалле", которые вряд ли смирились с потерей Сирии и будут делать все, чтобы вернуть ее, даже ценой превращения в выжженною землю. Израиль в этой ситуации выступает в качестве естественного союзника, и гипотетически враг моего врага может стать другом. Пускай временным. Но в мире, а тем более на Ближнем Востоке в принципе нет ничего постоянного.

Наконец, остается вопрос, насколько аш-Шараа зависим от Турции, которая стояла за его триумфальным походом на Дамаск, и насколько сам хочет такой зависимости?

Иными словами, готов ли он довольствоваться ролью марионетки Эрдогана или стремится к самостоятельной политике? Насколько способен держать в узде свору из многочисленных группировок, которые были объединены ненавистью к режиму Асада, но теперь лишились общего знаменателя?

Если он решит уничтожить "Хизбаллу", бросить вызов Эрдогану и распространить влияние на Ливан, традиционно тесно связанный с Сирией политически, экономически и культурно, то Израиль "ему в помощь".

В самом скором времени мы увидим, насколько оправданы надежды Трампа на этого "молодого привлекательного крепкого парня с очень сильным прошлым".

«Новости недели»


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir