Реформа уличной торговли: за и против

В городе Нью-Йорк стартовала масштабная кампания за кардинальный пересмотр правил уличной торговли (street vendors), которые последний раз обновлялись в 1979-1983 годах.
Согласно данным Горсовета, мегаполис ограничивает количество лицензий на уличную торговлю продуктами питания до 3000, а другими товарами - до 860. Реформировать действующее законодательство мэрия и Горсовет обещают на протяжении последних трёх десятилетий.
Ситуация в уличной торговле Нью-Йорка сложилась совершенно парадоксальная. Если вы решите открыть небольшую торговую точку на одной из улиц пяти боро и продавать, например, свежие овощи/фрукты или кофе из грузовичка, то время ожидания лицензии займёт у вас примерно 20 лет. Некоторые заявители ждут своей очереди более 35 лет.
Как проходит процесс рассмотрения и одобрения заявок - тайна за семью печатями. Однако факт остаётся фактом: получить лицензию street vendor сегодня ещё сложнее, чем квартиру по восьмой программе.
С одной стороны, желание Горсовета и мэрии ограничить количество лицензий для street vendors вполне объяснимо: власть имущие заботятся о малых бизнесах.
Например, о полноценных магазинах, торгующих фруктами/овощами, цветами, одеждой/обувью и т. п. Эти бизнесы тратят огромные деньги на аренду помещений. Те же владельцы цветочных магазинов не хотят, чтобы в минуте ходьбы от них кто-то торговал розами и тюльпанами прямо на улице, называя более низкие цены.
С другой стороны, власти Нью-Йорка не обращают внимания на нелегальных уличных торговцев.
Например, если вы пройдётесь по 86-й улице (Бруклин) вечером в уик-энд, то насчитаете не менее 50-70 уличных торговых точек. У вас невольно возникнет вопрос: если город ограничивает количество лицензий для street vendors примерно 3860 единицами, а только на 86th Street этих торговцев несколько десятков, то сколько их в масштабах всего Нью-Йорка с населением 8.3 млн. человек? Сотни тысяч или даже миллионы?
Здесь начинается самое интересное.
Со времён мэра-социалиста ДеБлазио (2014) Нью-Йорк ведёт политику «частичной декриминализации» нелегальных торговцев. Это означает, что для ликвидации каждой нелегальной точки требуется большое количество жалоб и длительный период ожидания.
Например, вы владеете продуктовым магазинчиком, а в минуте ходьбы от вас кто-то незаконно торгует фруктами/овощами. Вы жалуетесь в 9-1-1, которая направляет вас в городскую службу 3-1-1. Ваша жалоба регистрируется и начинает рассматриваться (pending). Время идёт, вы теряете деньги, уличный торговец всё это время неплохо зарабатывает (исключительно наличные деньги).
Спустя несколько месяцев на место уличной торговли приезжают полицейские (NYPD), санитары (DSNY) и сотрудники других городских служб. Они ликвидируют точку, сбрасывают все товары и столы в кузов мусорного грузовика, арестовывают торговца (как правило, нанятого на $150-$200 в день жителя без документов). Незаконная торговая лавка исчезает. Спустя несколько дней она появляется вновь и вам снова необходимо жаловаться на illegal street vendor.
Все незаконные торговцы знают, что рано или поздно их точку ликвидируют. Многие готовы посидеть сутки в полицейском участке, оплатить штрафы или даже предстать перед судом, так как доход с лавки всё равно перекроет все неудобства. Один день ареста/разгрома лавки стоит нескольких месяцев стабильного дохода в виде десятков тысяч долларов наличных.
Так работает система уличной торговли в Нью-Йорке.
Малые бизнесы ненавидят нелегальных уличных торговцев, отбирающих у них клиентов. Незаконные торговцы относительно легко зарабатывают деньги. Десятки тысяч физических лиц и компаний стоят в очереди за лицензиями для street vendors.
Мэр Адамс, который оказался ещё хуже своего предшественника ДеБлазио, демонстрирует «безграничную» заботу о бизнесменах Большого Яблока. Мол, в Нью-Йорке все равны: и малые бизнесы, и лицензированные уличные торговцы, и нелегальные уличные торговцы. Каждый получает свой «кусок хлеба», так как при всех имеющихся проблемах всё-таки продолжает работать.
Особо стоит отметить тот факт, что в 1983 году, когда Нью-Йорком руководил мэр Эд Кох (Ed Koch), большинство street vendors торговали хот-догами, сладкой ватой, кренделями и напитками. Полицейские знали каждого торговца в лицо, так как в большинстве случаев именно он являлся владельцем уличной точки.
Сегодня одних только нелегальных торговцев китайскими подделками в Нью-Йорке насчитывается около 1700 человек ежедневно. Они продают «брендовые» сумки, часы, аксессуары и т. п. В каком-нибудь магазине Gucci на Пятой авеню сумка стоит $10 тысяч, а за углом этого магазина - $50. Отличить оригинал от подделки порой очень сложно. Большие бренды пытались бороться с подделками в 1990-х годах, но уже тогда стало ясно, что в Большом Яблоке победить нелегальных уличных торговцев невозможно. Illegal street vendors в каком-то смысле стали «символом» Нью-Йорка.
Ситуация с уличной торговлей в Нью-Йорке - катастрофическая. Попытки активистов что-либо изменить вряд ли увенчаются успехом. Мэрия и Горсовет уже давно «не слышат» рядового жителя. Пресловутая «декриминализация», которая началась при ДеБлазио и продолжается при Адамсе, привела к тому, что законы не работают, а власть имущие (мэрия, Горсовет) ещё сильнее отдалились от простого народа.
Очень хочется надеяться, что на грядущих выборах в городе Нью-Йорк (включая выборы мэра 4 ноября) думающие горожане впервые не станут выбирать политиков по партийной принадлежности, а выберут тех, кто не является действующим политиком, следовательно, ещё не продемонстрировал абсолютную профнепригодность. Только сменив народных избранников, нью-йоркцы получат шанс что-либо изменить в системе городских законов. В истории Большого Яблока наступил тот момент, когда для спасения города нужны не демократы и республиканцы, а именно новые лица…
Евгений Новицкий
Ссылка по теме:
Всё та же неудобная проблема
О грядущей «реформе» общественных туалетов