Как свидетель оказался преступником

Америка
№324 (1497)

Власти Калифорнии раскрыли ещё одно страшное преступление из далёкого прошлого посредством технологии ДНК-анализа. Они нашли убийцу и насильника 17-летней девушки Эстер Гонсалес (Esther Gonzalez), чьё тело было найдено в куче придорожного снега на хайвэе 243 (Highway 243) в городке Баннинг (Banning, California) зимой 1979 года.

Эстер была самым обыкновенным подростком из самой обыкновенной семьи. 9 февраля 1979 года она вышла из родительского дома, чтобы проведать старшую сестру, жившую в 20 минутах ходьбы. Этот путь девушка проходила несколько раз в неделю на протяжении почти всей жизни. Дорога шла через типичные пригородные дома, небольшой мост и тропинку возле забора, отделявшего городки Баннинг и Бомонд от хайвэя.

Гонсалес пропала, а на следующий день в полицию позвонил местный житель Льюис Рэндольф «Рэнди» Уильямсон (Lewis Randolph «Randy» Williamson). Он сообщил, что шёл возле хайвэя и увидел «что-то, похожее на человеческое тело в снегу».

Так стражи порядка нашли Эстер. Экспертиза установила, что девушка была изнасилована, а потом забита до смерти «чем-то тяжёлым». Скорее всего, её били кулаками, однако руки агрессора были в толстых перчатках. Также не исключалось «использование молотка, завёрнутого в ткань».

Ни одного свидетеля произошедшего не оказалось, и спустя неделю полиция заинтересовалась личностью Уильямсона. Он являлся типичным белым калифорнийцем со средним доходом. Друзья и знакомые описывали его как «добродушного молодого человека и интересного собеседника».

Уильямсон не имел судимостей и оказался на месте преступления в ходе рядовой прогулки с собакой. Тем не менее, следователям он показался подозрительным. У них не было зацепок для предъявления обвинений, однако они предложили Льюису пройти добровольное тестирование на детекторе лжи.

Здесь стоит отметить, что в 1979 году 9 из 10 неофициальных подозреваемых в преступлениях отказывались проходить тест на полиграфе. Большинство требовали предъявить им официальные обвинения или все переговоры вести через адвоката. Как результат, в большинстве случаев полиция прекращала склонять человека к lie detector test.

Уильямсон не просто согласился, но и настоял, чтобы тестирование было проведено как можно быстрее. Он не хотел находиться в списке даже потенциальных подозреваемых. Более того, мужчина впал в депрессию после обнаружения тела Эстер. Друзьям и родственникам он говорил, что «подсознательно чувствует часть своей вины».

Спустя 10 дней после убийства Эстер Гонсалес полицейские провели 2-часовое тестирование Уильямсона на полиграфе. Результаты показали, что свидетель не имеет к преступлению никакого отношения. Как результат, Льюис был вычеркнут из круга подозреваемых. Полицейские принесли ему извинения и поблагодарили, что он оперативно позвонил в 9-1-1 после страшной находки.

Далее расследование встало. Следствие отправило образцы жидкостей насильника/убийцы в федеральную базу хранения улик, которая сегодня называется Combined DNA Index System (CODIS). Одна из газет Баннинга в третью годовщину смерти Эстер (1982) написала, что когда технология ДНК станет совершенной, преступника обязательно найдут.

С момента смерти Эстер прошло 35 лет, и в 2014 году в штате Флорида умер тот самый  «Рэнди» Уильямсон, нашедший её тело. Он умер от старости и длинного списка хронических заболеваний. По словам его немногочисленных знакомых, в последние годы мужчина «вёл жизнь типичного флоридского пенсионера».

В США уже более четверти века существует инструкция брать образцы крови у всех покойников, а потом отправлять ДНК в общую федеральную базу данных. Образцы умершего Уильямсона почти 10 лет «гуляли» по разным региональным ДНК-архивам, а потом, после масштабного апдейта данных оказались в CODIS. Алгоритмы выдали 100-процентное совпадение с образцами жидкости насильника, найденные в теле Эстер. Как результат, убийцей оказался тот самый «Рэнди» Уильямсон, который так легко прошёл тест на полиграфе в 1979 году, а потом беззаботно прожил ещё 35 лет и умер от старости.

Эта история повергла в шок абсолютно всех, кто принимал участие в расследовании смерти Эстер. До сих пор совершенно непонятно, где именно следователи совершили ошибку. Теоретически, Уильямсон мог обмануть полиграф, однако даже в 1979 году его шанс оценивался примерно 1 к 10 тысячам. Уже тогда детекторы лжи являлись невероятно эффективными и только адвокаты, боявшиеся остаться без работы, всячески преуменьшали работу этого девайса.

Официально, напомним, показатели lie detector test до сих пор не рассматриваются в суде как доказательство виновности или невиновности обвиняемого.

Чтобы обмануть полиграф, Уильямсон должен был быть как минимум выходцем из спецслужб, и прекрасно разбираться в человеческой физиологии. Он же являлся совершенно рядовым жителем.

Версия о том, что полиграф был сломан, даже не рассматривается. Это устройство имеет сложную систему перепроверки своих собственных данных. Теоретически, девайс мог бы показать ошибку (Error). Тем не менее, в момент тестирования Уильямсона полиграф показал его полную невиновность.

Несколько независимых экспертов считают, что Уильямсон мог страдать редкими заболеваниями шизофренического спектра, а также провалами в памяти и раздвоением личности. В таком случае он изнасиловал и убил Эстер, а потом убедил себя, что не имеет к произошедшему никакого отношения. В далёком 1979 году о подобных расстройствах личности было известно слишком мало. Как результат, полиция полностью доверилась выводам lie detector test.

В начале 2025 года полиция Калифорнии официально закроет дело об убийстве и изнасиловании Эстер Гонсалес. Преступление полностью раскрыто, однако в связи со смертью Уильямсона судебный процесс над ним невозможен. Родственники Эстер уже поблагодарили ДНК-экспертов за проделанную работу и отметили, что узнать горькую правду о произошедшем всё-таки лучше, чем до конца жизни находиться в неведении.

Максим Бондарь 

Ссылка по теме:

Смерть в чемодане

Как домашняя пьянка привела к пожизненному заключению


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir