Неоконсерватор Пол Вулфовиц
Пол Вулфовиц, заместитель министра обороны США, считается одним из главных авторов внешнеполитической концепции страны. Неформальный лидер группы неоконсерваторов, именно он со своими коллегами подготовил для президента программу переустройства Ближнего Востока и политики сдерживания в отношении тех стран, которые стремятся обзавестись ядерным оружием. Во всяком случае, авторитетный журнал «Ньюсуик» упоминает его имя чаще многих других, когда речь заходит о нынешнем курсе американской внешней политики.
Как пишет обозреватель Михаэль Хирш, Пол Вулфовиц чуть ли не с детских лет вырабатывал в себе жесткие принципы борьбы с потенциальными противниками. Отец, известный математик Джек Вулфовиц, часто рассказывал сыну о Холокосте, о гибели миллионов евреев от рук германских нацистов и их пособников. По свидетельству сестры Пола, живущей в Израиле, брат однажды не выдержал и гневно бросил отцу: «За все, что произошло, тебе и евреям твоего поколения должно быть стыдно в первую очередь». Позже, проходя курс обучения в Чикагском университете, будущий неоконсерватор увлекся книгами о могущественных империях прошлого. Особо тщательно он штудировал сохранившиеся труды Тита Ливия о древнем Риме и мог часами рассказывать друзьям о величии римлян.
Заметим между прочим, что все современные историки оценивают записи Ливия как лакировочные, призванные несколько приукрасить достоинства Римской империи и преувеличить ее мощь в период заката. По всей вероятности, юный студент узрел какие-то черты сходства Рима и современной Америки. В числе таких черт могли быть американская военная мощь, бесспорное мировое лидерство во многих сферах технологии и даже размещение войск в разных регионах планеты, действительно весьма схожее с римскими гарнизонами на дальних территориях.
Трудно сказать, верен ли Пол Вулфовиц своим юношеским убеждениям до сих пор. Вряд ли. За две тысячи лет мир изменился неузнаваемо. И Америка не очень похожа на колониальную державу, традиций таких нет. В 1956 году президент Эйзенхауэр, например, решительно отказался присоединиться к Франции, Англии и Израилю в войне против насеровского Египта, заявив, что Америка не принимает участия в колониальных войнах.
Вместе с тем Пол Вулфовиц несомненно остается одной из центральных фигур, формирующих нынешнюю наступательную политику президентской администрации. Ее иракский этап еще нельзя считать полностью завершенным - очаги сопротивления не сломлены, переход страны на самоуправление отложен на неопределенное время. Целью войны было провозглашено «возвращение Ирака иракцам». Но тут же возник вопрос: каким именно иракцам? Видный противник Саддама Хусейна, диссидент Канан Макия, вернувшись на родину, очень скоро пришел в уныние. На днях он опубликовал статью, из которой следует, что на власть в стране претендуют, главным образом, местные экстремисты, сторонники тоталитаризма и исламские фундаменталисты, чуждые демократии. Передать им бразды правления означает до крайности усугубить трагедию народа, возродить очаг беспокойства на Ближнем Востоке. «Я не для этого приехал домой», - заключает Макия. Надо полагать, американские солдаты тоже не для этого покинули свои дома и не для этого ежедневно рискуют жизнью на чужой земле.
Так что иракская проблема пока что не решена. А на очереди не менее сложные объекты: Иран, Северная Корея, израильско-палестинский конфликт. В первоначальных планах неоконсерваторов была еще и Саудовская Аравия, родина многих международных террористов. Однако сейчас речь об этой стране, кажется, не идет.
Иран тайно, а Северная Корея в открытую, даже нарочито демонстративно, пугают мир своими ядерными программами. Если судить по тезисам публичных выступлений Пола Вулфовица, неоконсерваторы рекомендуют два разных подхода к ситуации. На исламский режим Ирана следует оказать прямое силовое давление, вплоть до военной акции. Что касается Северной Кореи, то там уместнее давление экономическое и политическое. Надо заставить режим Ким Чен Ира пойти по китайскому пути коренного реформирования. В случае отказа режим неминуемо впадет в коллапс, и тогда внутренние силы найдут для страны новые возможности.
На Ближнем Востоке, по мнению Вулфовица, президент Буш должен завершить то, чего не успел добиться Клинтон: обуздать палестинских террористов и заставить израильтян убрать поселения с палестинских территорий. Причем дело надо довести до конца твердой рукой, не давая поблажки ни одной из сторон.
Надо сказать, что все три рекомендации так или иначе выполняются президентской администрацией. Ирану угрожают, Северную Корею обещают взять в кольцо экономической блокады, на израильтян и палестинцев оказывают мощнейшее дипломатическое давление. Признавая все это, обозреватель Михаэль Хирш вместе с тем допускает, что рекомендации неоконсерваторов могут и не привести к успеху. Пока нет твердой уверенности, что удастся сдержать ядерные амбиции Северной Кореи и Ирана, что мирный процесс на Ближнем Востоке снова не зайдет в тупик. Что случится тогда? - задается вопросом обозреватель и продолжает: «Неудачи поставят под удар всю внешнеполитическую доктрину Буша. И Пол Вулфовиц будет одним из тех, кого призовут к ответу».
Полностью исключить вероятность такого неприятного поворота событий, разумеется, нельзя. Уж очень громоздкими и сложными оказались задачи, сформулированные при активном участии Вулфовица. В конечном итоге ему могут бросить такой же упрек, какой в детстве он сам бросил отцу.