СЕМЬ НОЧЕЙ
Юрий Довнар
Руслан САЛЕЙ. Родился 2.11.74 в Минске. Рост 185 см, вес 95 кг. Воспитанник минских школ СДЮШОР-12 и «Юность» (тренеры - А.Цуриков и Э.Милушев). Защитник. Выступал за «Динамо» (Минск), «Неман» (Гродно), «Тивали» (Минск), «Лас-Вегас» (ИХЛ), «Цинциннати», «Балтимор» (оба - АХЛ), «Анахайм» (НХЛ). Чемпион Беларуси (1993-95). Финалист розыгрыша Кубка Стэнли-2003. Полуфиналист Олимпиады-2002. В 1996 году задрафтован клубом НХЛ «Анахайм майти дакс» в первом раунде под N 9. В чемпионатах Беларуси провел 37 матчей, набрал 13 (6+7) очков, заработал 28 минут штрафа. В регулярных чемпионатах НХЛ - 434, 71 (21+50), 511, в плей-офф - 24, 5 (2+3), 30. Участник ЧМ-94, -95, -98, -00, -01, ОИ-98, -02. За сборную Беларуси провел 48 матчей, набрал 16 (5+11) очков, заработал 91 минуту штрафа.
Когда-нибудь все происходит впервые. Перед началом плей-офф хоккейного Кубка Стэнли у белорусского защитника «Анахайм майти дакс» Руслана САЛЕЯ спросили: какого соперника он пожелал бы видеть на начальной стадии розыгрыша? Спортсмен ответил просто: «Мне без разницы, ведь для завоевания почетного трофея необходимо обыгрывать всех». Тогда эти слова показались простым бахвальством. На родине Салея несказанно были рады уже тому, что защитник со своим клубом после долгого перерыва вообще пробился на стадию плей-офф - «Майти дакс» в западной конференции разместился на седьмой строке таблицы. Однако «сухая» победа над «Детройт ред уингс» заставила призадуматься, свержение «Даллас старс» - поверить в чудеса, а выигрыш у «Миннесота уайлд» понять, что в мире нет ничего невозможного.
Перед финалом Кубка Стэнли Беларусь охватил настоящий хоккейный бум. Впервые в истории страны национальный телеканал купил права на показ матчей НХЛ. Причем финальное противостояние «Майти дакс» и «Нью-Джерси девилс» транслировалось в прямом эфире - в три часа ночи по местному времени. Семь ночей страна переживала всего лишь за одного хоккеиста - защитника «Могучих уток» Руслана Салея. И поражение в решающем, седьмом, матче стало сродни локальной трагедии. К тому времени уже никто не сомневался, что при любом исходе борьбы лучшим хоккеистом Беларуси будет признан именно Салей. В опросе спортивных журналистов он значительно опередил нападающего казанского «Ак Барса» Владимира Цыплакова, выступавшего некогда за «Лос-Анджелес кингс».
Руслан - младший сын в семье: брат Вадим старше на 12, а сестра Анжела - на 10 лет. Может, потому, что окружали будущего чемпиона взрослые и рассудительные люди, он не был похож на своих озорных сверстников. В детском саду только диву давались, откуда в роду Салеев такой спокойный мальчик. Развитость не по годам отмечала и первая учительница. Самостоятельные решения Руслан стал принимать уже в семилетнем возрасте. Именно тогда он сообщил родителям, что хотел бы записаться в секцию картинга. Однако те без энтузиазма восприняли эту идею: автошкола располагалась на другом конце Минска. Горевал мальчишка недолго. Уже вскоре он огорошил маму с папой очередной новостью - Салей сам записался в хоккейную школу. На этот раз возражений со стороны родителей не последовало. В отличие от большинства сверстников по минской СДЮШОР-12 Руслану почему-то сразу понравилось играть в защите. Нет, он не отказывал себе в удовольствии подключиться к атаке, однако больше внимания уделял все-таки обороне собственных ворот. Уже тогда совсем еще юный Руслан Салей не страшился силовой борьбы, стремился оказаться в самой гуще событий, не боялся броситься под шайбу, не искал специально потасовок, но и не избегал их. Кроме того, дисциплина и самостоятельность были его спутниками буквально с первых шагов жизни. Его день начинался в 6 утра. Он садился в один из первых автобусов и уже через час после подъема оказывался на площадке Дворца спорта. Потом в его распорядке следовали занятия в общеобразовательной школе и еще один выход на хоккейную площадку. Рабочий день Салея заканчивался лишь в восемь вечера. Разумеется, Руслан не чурался детских забав, однако дилеммы, что предпочесть - тренировку или развлечение во дворе, - перед ним практически никогда не возникало: выбор всегда был в пользу первой. Когда Руслан учился в шестом классе, на него обратили внимание тренеры гремевшей на весь Советский Союз минской школы «Юность». Переход из СДЮШОР-12 в школу рангом выше был логичен и предсказуем, однако через некоторое время Салей перестал посещать тренировки. Причиной такого демарша послужило нежелание мальчика изменять прежним товарищам и тренеру. Больше месяца ушло на то, чтобы убедить Руслана в ошибочности принятого решения. В конце концов, Салей понял, что, во-первых, переходом в «Юность» он никоим образом не предает друзей, а во-вторых, перед ним открываются куда более широкие горизонты и перспективы: выпускнику школы было проще попасть в состав солидного клуба, выступавшего в чемпионате СССР, - московских «Динамо», ЦСКА, «Спартака».
О выступлении в Национальной хоккейной лиге, естественно, тогда еще никто не думал. Во времена железного занавеса и напускного патриотизма думать о переезде в Америку было просто абсурдно. Но и в чемпионате Советского Союза Салею поиграть не довелось. В состав минского «Динамо» 1990 и 1991 годов в силу своей молодости он не проходил, а вскоре и сама страна под названием СССР приказала долго жить. Руслан же совершенствовал мастерство сначала в гродненском «Немане», а потом в столичном «Тивали». И примерно в то же время сформировалась, пожалуй, самая надежная пара защитников в истории суверенной белорусской сборной: Салей - Хмыль. Правопреемником Советского Союза на международной арене стала Россия, Беларуси же пришлось пробиваться в элиту с самых низов. Руслан дебютировал в сборной 24 августа 1993 года, а уже во втором матче за национальную команду набрал первое очко. Салей стремительно прогрессировал - на цепкого неуступчивого защитника положили глаз солидные российские клубы. Но, как это часто случается в жизни, в запланированный вроде ход событий вмешался случай. Весной 1995 года сборная Беларуси выиграла в Софии чемпионат мира в группе «C» и завоевала право участвовать в следующем году в турнире рангом выше. Этот локальный триумф был омрачен неприятным эпизодом. Через три месяца из Международной федерации хоккея поступила шокирующая весть: в допинг-пробе Салея был обнаружен запрещенный препарат - эфедрин. Сборной Беларуси задним числом засчитали поражение 0:1, которое, впрочем, никак не повлияло на итоги первенства, а защитнику запретили в течение полугода выступать за европейские команды. Салею ничего другого не оставалось, как отправиться в Соединенные Штаты - по ту сторону Атлантики дисквалификация не распространялась. «Та ситуация, бесспорно, одна из ключевых в моей жизни. Она коренным образом повлияла на мой выбор и направила меня в нужное русло. Я верю в судьбу, равно как и в то, что каждый человек творит свою судьбу собственными руками», - вспоминает Салей.
В Северной Америке белорус присоединился к команде Интернациональной хоккейной лиги «Лас-Вегас тандер». Руководство клуба предложило подписать контракт сразу на целый год на их условиях - как можно дешевле. Однако защитник с помощью своего агента заключил более выгодное для себя соглашение. Менее чем через год, летом 96-го, Салей был выбран «Анахайм майти дакс» в первом раунде драфта под высоким девятым номером. 15 августа того же года Руслан подписал с «Могучими утками» трехлетний контракт. Дебют Салея в НХЛ не заставил себя долго ждать - он состоялся во втором матче регулярного сезона - 96/97: «Майти дакс» умышленно поделил очки с «Монреаль канадиенс» (6:6). Продолжение, правда, выдалось не столь впечатляющим. В дебютном для себя чемпионате Руслан сыграл всего лишь 30 встреч. В следующем сезоне Салей провел уже 66 матчей, забросил 5 шайб и сделал 10 голевых пасов. Вдобавок в этом же сезоне Руслан оказался единственным игроком НХЛ, сыгравшим за свою национальную команду на первом этапе Олимпиады в японском Нагано.
В матче регулярного чемпионата против «Чикаго блек хоукс», состоявшемся за неделю до начала Игр, белорус подрался с россиянином Сергеем Кривокрасовым. Потасовка стоила ему штрафа в 1000 долларов и дисквалификации на две встречи. А поскольку именно столько матчей и оставалось «Майти дакс» перед перерывом на Олимпиаду, Салей отправился в Японию раньше намеченной даты. Многие тогда решили, что Руслан-де сцепился с Кривокрасовым, правда, сам хоккеист назвал инцидент с россиянином чистейшей случайностью.
Чемпионат-99/2000 начался для Расти, как называют белоруса в «Майти дакс», хуже не придумаешь. Уже в стартовом матче первенства он, не совсем чисто проводя силовой прием, впечатал в борт лидера «Старз» Майка Модано. Нападающий соперника покинул площадку на носилках и был отправлен в госпиталь на медицинское обследование, где врачи обнаружили у него разрывы связок шеи, сломанный нос и сотрясение мозга. Тогда Руслан получил 10-матчевую дисквалификацию и был оштрафован на 110000 долларов.
Сегодня Салей по праву является в НХЛ лучшим защитником силового плана среди всех игроков «постсоветского десанта», отобрав пальму первенства у литовца с российским паспортом Дарюса Каспарайтиса. Более того, сейчас именно Салей, - а не, скажем, Сандис Озолиньш, - лидер обороны «Могучих уток». Ибо умеет не только здорово разрушать атаки чужой команды, но и организовывать контрвыпады своей. Неспроста авторитетное агентство «Canadian Press» поставило по итогам финальной серии плей-офф Салея на второе место в команде, отдав первое форварду Робу Нидермайеру