Политический экстремизм

Америка
№282 (1455)

Согласно недавнему исследованию Reuters/Ipsos, главной проблемой Соединённых Штатов на сегодняшний день является «политический экстремизм, угрожающий демократии» (political extremism or threats to democracy - 21%). Эта проблема волнует рядовых американцев значительно сильнее, чем стагнирующая экономика (economic crisis - 19%) и иммиграционный кризис (immigration crisis - 18%).

Результаты опроса сильно озадачили аналитиков. Опросы Reuters/Ipsos проводятся много десятилетий, но только в 2024 году проблема политического экстремизма вышла на чистое первое место. Опрошенные честно признаются, что боятся прихода к власти радикалов – левых или правых. Этот страх значительно сильнее, чем в 2016 году, когда политологи впервые заговорили об усиливающейся поляризации общества.

Ярче всего политический экстремизм проявляется на отношении политиков и простого народа к двум главным конфликтам сегодняшнего времени - в Украине и Израиле/Секторе Газа.

Правые радикалы (трамписты) активно поддерживают террориста Путина и не видят трагедии в полном захвате Украины российскими оккупантами.

Левые радикалы поддерживают террористов «Хамаса», которые также хотят уничтожить соседнюю страну (Израиль).

И левые, и правые американские экстремисты закрывают глаза на злодеяния Путина/«Хамаса» и многочисленные преступления против человечности (пытки, изнасилования, убийства, казни, похищения мирных жителей).

Радикализуются не только трамписты и прогрессивисты в республиканской и демократической партиях. Популярность экстремизма нарастает и в обществе. Это хорошо видно по социальным сетям и крупнейшим медийным ресурсам – там радикальные материалы пользуются наибольшим спросом.

Самая опасная тенденция, появившаяся в 2024 году, заключается в том, что правые и левые радикалы перестали «воевать» друг с другом. Ничего подобного не было в 2016-2018 годах, когда трамписты и прогрессивисты постоянно сталкивались лбами. Левые и правые фрики имеют разные взгляды на внутреннюю и внешнюю политику, но они больше не мешают друг другу.

Таким образом, в США происходит ровно то, что описал французский философ-политолог Жан Пьер Фэй в книге Le Siиcle des idйologies (2002). Этот гений современной мысли, напомним, является автором теории подковы (Horseshoe Theory), суть которой заключается в том, что левые и правые радикалы гораздо ближе, чем кажется на первый взгляд. Они могут прекрасно уживаться и договариваться. Обоими движет ненависть, стремление к цензуре и абсолютному контролю. 

Кстати, в качестве исторического примера Фэй приводит коммунистический СССР и нацистскую Германию, которые в период с начала 1930-х до 1941-го являлись лучшими друзьями и союзниками. Сталинская гэбня души не чаяла в гитлеровских гестаповцах и наоборот.

Левым и правым радикалам в США ещё далеко до преступлений Гитлера/Сталина, однако страна уверенно движется в этом направлении. Более того, исследования ведущих аналитических центров показывают, что в стране увеличивается категория радикалов, которых привлекают и левые, и правые идеи.

Например, человек может поддерживать Израиль и Россию одновременно, ратовать за полный запрет иммиграции и верить в успех прогрессивного плана Medicare for All, одобрять аборты и религиозное воспитание в школах. Джордж Оруэлл в своём культовом романе «1984» называл подобное мышление «двоемыслием». Оно возникало в результате глубочайшего невежества, глупости и промывки мозгов Большим братом (в случае с США - ультралевыми и ультраправыми «мыслителями»).

В нынешних реалиях вспоминаются размышление кандидата в президенты от республиканской партии Джона Кейсика (в 2016 году он занял третье место после Трампа и Круза). В одном из интервью (2019) он отметил, что с американским обществом происходит что-то необъяснимое, и спрос на центристские политические взгляды почти отсутствует. Взгляды миллионов людей упрощены до предела. Они не хотят вникать в проблему, идти на компромисс, анализировать прошлое и будущее. Все хотят каких-то непонятных революционных перемен, но сами до конца не понимают, каких именно.

Кейсик, напомним, ушёл из большой политики из-за нежелания примыкать к правым или левым радикалам. Ещё пять лет назад он признал, что центристы (и даже левоцентристы/правоцентристы) сегодня никому не нужны. Люди жаждут громких провокационных заявлений, скандальных лозунгов и обещаний, которые невозможно выполнить. Трамп и Берни Сандерс - это два условных символа будущего Соединённых Штатов.

Самое интересное, что после Гражданской войны (1861-1865) американское общество сделало множество правильных выводов, и в последующие десятилетия народ всегда объединялся перед лицом больших кризисов/трагедий. Сегодня общество разобщается всё сильнее. Компромиссы становятся невозможными. Левых и правых фриков мало интересуют проблемы всей страны, всего народа, всей американской нации.

Сегодня никто не может сказать, что является главной причиной политического экстремизма в США. Тем не менее, две версии напрашиваются сами собой.

Первая - раскачка ультралевых и ультраправых движений извне.

Путинская Россия потратила миллиарды, если не триллионы долларов, на политические расколы в других странах. Чем радикальнее политик, тем больше шансом, что он окажется лучшим другом Путина.

Вторая версия - чудовищные проблемы с американским образованием.

Точные науки развиваются, но гуманитарные - деградируют. Школы и университеты выпускают специалистов с абсолютной политической кашей в голове. Пропалестинские митинги студентов и профессуры по всей стране - яркое тому доказательство.

Как и когда разрешится проблема политического экстремизма в США – пока никто не знает. Уже сейчас, однако, понятно, что сама собой она точно не разрешится…

Евгений Новицкий 

Ссылка по теме:

Чудо-юдо по имени Марджори Тэйлор Грин

О боевой подруге Дональда Трампа


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir