Когда дискриминация была нормой

Америка
№267 (1439)

Одна из самых тёмных страниц в многовековой борьбе американских женщин за свои права датирована 1907 годом. Тогда Конгресс США принял федеральный билль Expatriation Act (EA), который более подробно прописывал все иммиграционные процессы. Один из пунктов этого массивного документа автоматически лишал американских женщин гражданства США, если они вступали в брак с мужчиной-иностранцем. 

Только представьте: женщина родилась и выросла в США. Получила здесь образование и нашла работу. В возрасте 16-19 лет (ещё 100 лет назад ранний брак считался абсолютной нормой) она влюблялась в приезжего иностранца. Например, в немца, британца или голландца. В случае брака между ними власти США автоматически лишали девушку гражданства по рождению и новоиспечённая жена могла претендовать лишь на гражданство мужа. Госслужащих не интересовало, какое именно гражданство имеет муж и какие правила натурализации в его стране рождения.

Expatriation Act упростил все процедуры до предела: если американка выходит замуж за иностранца, гражданства США она не заслуживает. Она может снова стать американкой только в том случае, если муж пройдёт процедуру натурализации и станет полноценным американцем.

Любопытно, что мужчины-американцы получили право «легализовывать» женщин-иностранок через брак ещё в 1855 году - аж за 62 года до принятия Expatriation Act. То есть ещё до начала Гражданской войны считалось нормой, когда американец женится на иностранке и тем самым делает её полноценным членом американского общества. Уже тогда сотни тысяч женщин по всему миру мечтали найти мужа в США и стать американкой.

Администрация президента (1901-1909) Теодора Рузвельта напечатала более сотни инструкций, памяток и статей, объясняющих, почему американки не должны выходить замуж за иностранцев. В подобных документах чаще всего использовался термин «нелояльная» (Disloyal), который базировался на распространённых стереотипах, связанных с расизмом, дискриминацией, неравенством полов, религиозными догматами и дремучими представлениями о патриотизме. Якобы, выходя замуж за иностранца, женщина предавала свою семью и страну. Личные интересы она ставила выше государственных и тем самым демонстрировала, что не заслуживает быть американкой.

Общество образца 1907 года одобряло браки американцев с иностранками, но осуждало браки американок с иностранцами. Первые якобы делали вклад в развитие общества, «принуждая» жён к рождению детей-американцев. Вторые «предавали» все имевшиеся на тот момент «американские ценности».

«Если не смогла найти американского мужчину и связалась с иностранцем, то позор тебе и адские муки, - говорили сгорающие от стыда родители своим дочерям. - Ты не заслуживаешь ни места в семье, ни права называться американкой!».

Скандалы из-за любовных романов американок с иностранцами происходили регулярно.

Так, в 1909 году власти США депортировали 20-летнюю уроженку Пенсильвании Эмбер Ллойд в Нидерланды. Девушка влюбилась во француза, торговавшего женскими шляпками. Пара поженилась во время путешествия по Европе, а когда Ллойд вернулась в США - её арестовали, лишили гражданства и отправили в депортационную тюрьму за нахождение в стране без документов.

Любопытно, что Ллойд была круглой сиротой. Чтобы её выслать из страны, небольшой пенсильванской церкви пришлось поднимать архивные документы. Из них следовало, что мать Эмбер родилась в Нидерландах. Именно туда девушку и депортировали. Мужу-французу об этом никто даже не сообщил.

Другая история произошла в семействе МакГилл, проживавшем в Манхэттене. 18-летняя Мария, являвшаяся иммигранткой из Ирландии в четвёртом поколении, влюбилась в 29-летнего австрийца. Когда она сообщила о намерении вступить в брак с возлюбленным, отец забил её до полусмерти металлической палкой для растопки камина. Во время экзекуции отец многократно произносил одну и ту же фразу:

«Хочешь, чтобы тебя в Ирландию выслали? Клянусь, я похороню тебя там!»

Поскольку билль Expatriation Act принимался в строгом патриархальном обществе, большинство американских мужчин его поддерживали. Многие даже издевались над иностранцами, которые не могли легко вступить в брак с американскими женщинами.

К примеру, те же европейцы часто становились жертвами уличных побоев, когда проявляли интерес к американкам.

«Нашу девушку захотел?, - орали им обидчики. - Сначала стань гражданином США, а потом создавай здесь семью. Наши девушки - американки. Они никогда не променяют флаг этой страны на жизнь с вами!».

Американки редко имели возможность выбирать мужей самостоятельно. Их выбор был строго ограничен расой, национальностью, религиозной принадлежностью и гражданством мужчины. Рядовая американка итальянского происхождения, например, не могла выйти за итальянца из Италии. Ей нужен был исключительно католик-итальянец с гражданством США. Родители больше всего боялись, что девушка свяжется с иностранцем, потеряет американское гражданство, а потом покинет страну и никогда больше не вернётся в отчий дом.

Любопытно, что отменить совершенно аморальный и дискриминационный закон удалось благодаря Жаннетт Ранкин - первой женщине в истории Конгресса США. Она служила в Палате представителей с 1917 по 1919 и с 1941 по 1943 годы. На лоббирование документа, запрещающего лишать американок гражданства после брака с иностранцами, у Ранкин ушло почти 16 лет.

Многие консервативные сенаторы и конгрессмены вообще отказывались контактировать с Ранкин. Они выходили на трибуну Конгресса и произносили затасканную фразу:

«Наши традиции, кодекс чести и религиозные убеждения запрещают нам даже обсуждать вопросы расширения прав женщин».

После этой фразы обычно звучали фразы- стереотипы о том, что предназначение женщины - это рождение и воспитание детей, приготовление пищи и т. п.

Закон Expatriation Act лишний раз подтверждает, что прошлое Соединённых Штатов - мрачное и дикое. Женщины прошли через столетия унижений и дискриминации. Тем не менее, Америка потому и является великой страной, что всегда делает правильные выводы из своей истории…

Максим Бондарь 


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir