Почему метеорологи ошибаются?

Америка
№267 (1439)

Члены Конгресса Фрэнк Лукас (республиканец от Оклахомы) и Зои Лофгрен (демократ от Калифорнии) представили законопроект Weather Act Reauthorization (WA), главной целью которого является модернизация метеорологической системы.

Политики хотят, чтобы прогнозированием погоды занимались не только государственные агентства, но и частные компании. Более того, WA должен запустить новую сферу бизнеса - прогнозирование погоды с целью извлечения финансовой прибыли. В этом заинтересованы сельскохозяйственные, космические, энергетические и многие другие компании.

Лукас и Лофгрен не скрывают, что одна из причин разработки WA - нарастающее недовольство американцев прогнозами погоды. В 21-м веке, когда технологии проникли во все сферы жизни, климатологи порой не могут предсказать банальный дождь.

Один из самых популярных запросов в Google:  Почему метеорологи ошибаются? (Why meteorologists are wrong?). Так,в 2022 году жители США более 700 млн. раз пытались узнать, почему прогнозисты не обещали дождь, а он всё-таки идёт.

Самое интересное, что такая научная область знаний, как метеорология, мало изменилась со времён Плутарха, Аристотеля и Платона (древние римляне и греки считаются пионерами в прогнозах погоды). Фермеры и животноводы сотни лет назад использовали те же индикаторы, что и сегодня. Нынешние метеорологи незначительно преуспели в прогнозах за счёт космических технологий - спутников, датчиков, сканеров, фото и видеонаблюдения за планетой.

Главной проблемой является тот факт, что предсказывать прогноз погоды на длительный период крайне сложно. Например, в 1950 году точность 7-дневного weather forecast составляла всего 22%. В 2023 году она выросла до 38%. Показатель точности увеличивается очень медленно. В 7-дневных и даже 3-дневных прогнозах он никогда не достигнет 100% или даже 90%.

«Все критики американских метеорологов должны уяснить простой факт: предсказывать погоду немногим легче, чем предсказывать будущее, - рассказывает климатолог Рэнди Лэндер. - Если бы мы научились давать точные прогнозы, мы бы раскрыли секрет мироздания. Утром мы можем спрогнозировать, что с нами произойдёт вечером. Предсказать же события на неделю или даже на месяц - уже значительно сложнее».

По мнению Лэндера, современная метеорология имеет только один большой плюс - она не позволяет матери-природе застать человека врасплох. Эксперты предсказывают разрушительные ураганы и наводнения минимум за 48-72 часов. Это помогает спасти человеческие жизни. В остальном, метеорология развивается крайне медленно.

Сегодня метеорологи предсказывают погоду с помощью так называемых моделей (weather models). С помощью компьютерных алгоритмов анализируются тысячи всевозможных факторов. Потом эксперты получают 50-60 вариантов моделей и выбирают оптимальный. Более негативные прогнозы - предпочтительнее.

Например, когда реальные шансы проливного ливня составляют 40%, метеорологи могут искусственно поднять их до 70% и тем самым напугать всех жителей. Губернаторы, мэры и региональные политики хорошо знают:лучше предупредить людей о событии, которое, скорее всего, не сбудется, чем недооценить это событие и допустить трагедию (наводнение, разрушение домов, смерти людей и т. п.).

Законопроект Лукаса и Лофгрен - первая за более чем 70 лет попытка кардинально модернизировать метеорологическую систему.

Главной изюминкой WA является попытка «отобрать» монополию на прогнозирование погоды у двух федеральных агентств - NASA и NOAA (первое специализируется на космосе, второе - на воздухе и океане). Где бы вы ни смотрели погоду, базовая информация всё равно поступает от этих государственных служб.

В 1969 году Конгресс уже рассматривал возможность передать «миссию» по прогнозированию погоды в частные руки. Тогда сенатор-демократ Уолтер Мондейл (Миннесота) убедил коллег, что столь важная сфера должна оставаться под контролем государства. Политик сравнил метеорологию с армией и космонавтикой. По его мнению, три этих отрасли являлись «важными составляющими национальной безопасности».

С тех пор армия и космонавтика почти полностью ушли в частные руки (оборонные и космические компании). Погоду же до сих пор определяют госслужащие или частные подрядчики, работающие под полным контролем госслужащих.

Частная метеорология - очень специфический сегмент бизнеса. Скорее всего, его поделят небольшие компании, которые уже запустили в космос свои спутники и тщательно анализируют происходящее на конкретном участке земли. Чем меньше этот участок - тем выше точность прогноза.

Сегодня уже существуют компании, способные предсказывать погоду со 100-процентной точностью, но лишь на несколько часов вперёд. Например, иконка Weather в смартфоне сообщает вам, что дождь закончится ровно через 12 минут, а потом начнётся через 48 минут. Эти сведения поступают не от NASA и NOAA, а от стартапов, пытающихся закрепиться на ещё только развивающемся рынке.

В обозримом будущем американцы смогут покупать подписку на погоду в своём городе/районе.

Например, вы живёте в бруклинском Бенсонхерсте, и за $1 в месяц вам предлагают сверхточный прогноз по десяткам разных показателей.

Компания, предоставляющая подобную услугу, однако, сможет контролировать только небольшую территорию. Для определения сверхточной погоды во всём городе Нью-Йорк ей понадобится больше мощностей - спутников, датчиков, сканеров и т. п.

Прогнозируемая капитализация метеорологического рынка США к 2035 году - $1 трлн. Это колоссальная сумма. Многие эксперты считают, что «контроль над погодой» может спровоцировать мощный экономический бум. Человечество уже столкнулось с глобальным потеплением и природными аномалиями. В выигрыше окажется та страна, которая сможет «подружиться» с погодой и использовать прогнозы метеорологов не только для выживания, но и для извлечения прибыли. 

Вадим Дымарский 


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir