«Первая молния»: реакция США

Америка
№257 (1429)

Исполнилось 74 года, как Советский Союз провёл испытания первой атомной бомбы. Взрыв на полигоне в Семипалатинске (Казахстан) прошёл под кодовым названием «Первая молния» (First Lightning). Об этом событии написано много книг, однако в нашей статье мы заострим внимание на реакции американских властей и журналистов. Советская пропаганда любила рассказывать, что американцы «перепугались и смирились с будущим поражением в ядерной войне». В реальности, американцы традиционно просчитали всё заранее.

Взрыв советской бомбы состоялся 28 августа 1949 года, а уже 2 сентября американский самолёт-разведчик, нашпигованный всевозможным оборудованием, пролетел над зоной радиационного заражения. 10 сентября подробный отчёт о произошедшем лёг на стол президента (1945-1953) Гарри Трумана.

Из отчёта следовало, что мощность советской бомбы аналогична мощности «Тринити» (первая американская атомная бомба, испытанная в Нью-Мексико четырьмя годами ранее). Советы в полной мере владеют технологиями, но пока не способны производить точные расчёты. В частности, взрывная волна полностью уничтожила экспериментальные постройки с живыми животными, птицами и даже людьми. Ожидалось, что они пострадают частично, а потом станут объектами долгих исследований. Взрыв, однако, превратил всё в прах.

Комиссия экспертов при Трумане быстро пришла к выводу, что советы украли технологию изготовления ядерной бомбы. Для создания столь грозного оружия с нуля в СССР не было ни инфраструктуры, ни одарённых учёных. Эта версия подтвердилась через три месяца, когда спецслужбы арестовали физика немецкого происхождения Клауса Фукса (Klaus Fuchs). Он помог американцам создать первую атомную бомбу, а потом передал все самые важные чертежи и технологии русским.

Здесь стоит сделать важный вывод: СССР никогда не изобретал ядерной бомбы и все «уникальные советские разработки» являются на 100% американскими.

Фукс слил коммунякам всю имеющуюся информацию о «Толстяке» (Fat Man) - той самой бомбе, которая была сброшена на Японию в 1945 году. 

Труман хорошо знал реальную цену советских технологий. В 1935-1945 годах он был сенатором от штата Миссури и принимал участие в отправке ленд-лиза СССР. В годы Советско-Германской войны сталинская армия двигалась вперёд исключительно благодаря американскому оружию, продовольствию и сырью.

«Если у русских появилось ядерное оружие, то нам ничего не остаётся, как приступить к изобретению более мощного оружия - водородной бомбы, - сказал Труман. - В теории это оружие в тысячи раз мощнее того, что мы применили в Японии».

В середине сентября Труман сообщил американцам, что СССР теперь тоже имеет атомную бомбу. К тому времени проект по изготовлению водородной бомбы был уже запущен, но засекречен. Президент и спецслужбы знали, что всего через несколько лет США снова обретут неоспоримое преимущество над советскими коммуняками. 

Американцы восприняли новость о советской бомбе спокойно и даже с юмором. В целом, отношение к русским в 1949 году было примерно такое же, как сегодня к северокорейцам. Недоверие и презрение граничили с жалостью. Все хорошо понимали, какой страшной в реальности была советская жизнь. Ветераны армии США вспоминали о своём знакомстве с советскими солдатами в Германии. Русские тогда выглядели в разы хуже пленных немцев.

В 1950-е годы страшилки про ядерную войну с СССР неплохо простимулировали американскую промышленность. Люди покупали оружие, строили бункеры, копили длинный список вещей для выживания в пост ядерных условиях. В массовой культуре ядерная война и радиация заняли особое место. Сотни книжных детективов и хоррор-фильмов затрагивали эти темы.

Согласно опросам, проведенным в 1951 году, 14% американцев считали, что ядерная война с СССР неизбежна. Почти 20% выражали уверенность в дерзком плане коммуняк напасть первыми. Подобные опросы впоследствии проводились редко, так как правительство США заложило в головы граждан простую мысль: если начнётся ядерная война, то выживших в ней не останется. Этот посыл, как ни странно, оказался правильным. Американцы перестали думать о ядерных бомбардировках до самого Карибского кризиса (октябрь, 1962). Война с СССР стала частью народной конспирологии.

1 ноября 1952 года США испытали первую в мире водородную бомбу «Майк» (Маршалловы острова, Тихий океан). Взрыв оставил кратер шириной в милю. 22 ноября 1955 года СССР повторил эксперимент на том же полигоне, где испытывалась атомная бомба. Американские специалисты провели расследование и вновь пришли к выводу, что технология радиационной имплозии (principle of radiation implosion) «позаимствована» в США. В общем, коммуняки в очередной раз украли западные технологии.

Самое интересное, что ещё в 1949 году многие простые американцы не могли понять, зачем советским людям нужна атомная бомба. Её название «Первая молния» наводили на мысль о скором появлении второй, третьей и последующих бомб. Американские политики предлагали русским сосредоточиться на внутренних проблемах страны. Например, на строительстве жилья для каждой семьи, развитии сельского хозяйства, машиностроения, производства, бизнеса и т. п.

Оглядываясь на события сентября 1949-го и проводя параллели с сентябрём 2023-го невольно понимаешь, что за 74 года ничего не изменилось. СССР/Россия - такая же дремучая и враждебная страна. Она противопоставляет себя Соединённым Штатам как равному сопернику и ищет способы убить как можно больше простых людей. Западная идеология, основанная на принципах свободы, демократии и ценности каждого отдельного человека, по-прежнему уделяет особое внимание военному сдерживанию советско-российского монстра, который так ничему и не научился…

Вадим Дымарский 


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir