Смерть за решеткой

Америка
№233 (1364)

В тюрьме города Батнер (Северная Каролина) умер 83-летний Гилберто Родригес Орэхуэла (Gilberto Rodríguez Orejuela) - руководитель некогда самого известного в мире колумбийского наркокартеля Кали (Cali Cartel).

«У бога новый партнёр по шахматам», - прокомментировал смерть Орэхуэла его адвокат. 

Эта фраза оказалась точна, как никогда, с одной лишь поправкой: не у бога, а у дьявола. 

При жизни Гилберто имел прозвище Шахматист (The Chess Player) за свой уникальный талант сталкивать противников лбами, подкупать самых влиятельных политиков в мире и ввозить в США кокаин тоннами ежедневно. На пике своего расцвета картель Кали отвечал за 80% поставок мирового кокаина. 

Последние два года жизни Орэхуэла провёл на больничной койке. Он почти ослеп и оглох, плохо понимал происходящее из-за деменции. Адвокаты умоляли судей выпустить умирающего условно-досрочно, но получали отказ. Борцы с преступностью хорошо помнили, что творили Гилберто и его братец Мигель ещё четверть века назад.  

Картель Кали стал доминировать в мировом кокаиновом бизнесе сразу после убийства Пабло Эскобара (1993) и ликвидации Медельинского картеля. Братья Орэхуэла подмяли под себя полицию, армию, спецслужбы и почти всю политическую верхушку Колумбии. В отличие от Пабло, они никогда не скрывались, и всегда представлялись серьёзными бизнесменами. 

Гилберто не походил на типичного наркобарона. Он всегда ходил в дорогом деловом костюме. Заключал все сделки в офисе дорогого небоскрёба. Избегал бранных слов, терминов «наркотики» (drugs) и «кокаин» (cocaine). Более того, Гилберто жертвовал огромные деньги на строительство госпиталей, спортивных школ, сиротских приютов и т. п. В 1994 году одна из колумбийских газет написала, что жители страны «молились за здоровье Орэхуэла так часто, долго и искренне, что остаётся загадкой, почему Шахматист ещё не возведён в лик святых».

Существует легенда, что за успехом картеля Кали стоял советский КГБ. Испано-язычные СМИ постоянно называли криминальную организацию Cali KGB. Картель, якобы, создавался для нанесения максимального вреда экономической и культурной жизни США. Чем больше американцы нюхали кокаин и опускались на социальное дно, тем сильнее администрация Рейгана, а потом и Буша-старшего сосредотачивала внимание на внутренних проблемах. 

«Кокаин - это не проблема Колумбии, кокаин - это детище советских коммунистов, которые хотят захватить сначала Южную, а потом и Северную Америку, - писали СМИ. - Никто не знает, сколько раз Орэхуэла посещал СССР на личном самолёте, и сколько раз принимал офицеров КГБ в своём небоскрёбе. Вероятно, десятки, если не сотни, раз».

Колумбийские спецслужбы арестовали Гилберто в 1995 году и приговорили к 15-летнему сроку. Как выяснилось, арест был согласован с самим Орэхуэла. Чтобы Управление по борьбе с наркотиками (DEA) не сильно его донимало, он решил «ненадолго присесть» в одну их худших тюрем Колумбии. 

Тюрьма только внешне выглядела ужасно. На её территории Гилберто отстроил огромный особняк с бассейном и футбольным полем. Всем надсмотрщикам было категорически запрещено к нему приближаться. Машина для конвоирования заключённых использовалась для шопинга - наркобарон нуждался в свежих устрицах или запасах коллекционного вина. Вся тюремная администрация трудилась в его интересах. 

DEA недоумевало, почему Орэхуэла находится за решёткой, а Калийский картель процветает. Власти Колумбии постоянно находили отговорки и демонстрировали чёрно-белые снимки, где Гилберто находится в тюремном карцере, в смирительной рубашке или переполненной людьми грязной камере. Как выяснилось позже, на снимках присутствовал двойник Орэхуэла.

США добивались экстрадиции Гилберто более 10 лет. Раз за разом они повторяли аргумент, что все нарколорды в мире могут находиться в изоляции исключительно в США. Если они отбывают наказание в родных странах, то управляют преступным бизнесом прямо из тюрьмы, и пребывают в таком же комфорте, что и на свободе. 

DEA также мечтало допросить Орэхуэла на предмет связей с советским КГБ. Существовала теория, что часть кокаина доходит до США на подводных лодках. В 1990-х годах купить такую военную технику можно было только на постсоветском пространстве.  

Гилберто экстрадировали в столичный Вашингтон в 2004 году в условиях строжайшей секретности. Существовала вероятность, что российские силовики (тогда у власти уже находился Путин) попытаются сбить его борт ракетой и обвинить в произошедшем одну из повстанческих военизированных групп Колумбии.

Никто не знает, что именно рассказал Гилберто спецслужбам США, однако всех удивило исправительное учреждение, куда он был отправлен на 30-летний срок - федеральная тюрьма в Бутнере. В этом учреждении отбывали наказание преимущественно белые воротнички. Заключённые могли гулять и свободно общаться друг с другом. Более того, всего через год отсидки Орэхуэла получил право работать, учиться, пользоваться интернетом и принимать гостей. Охранники отзывались о нём как о самом большом интеллектуале. Гилберто выучил несколько языков и прочитал почти все книги в тюремной библиотеке.

Охранники и другие заключённые говорили, что Орэхуэла никогда не говорил о своём прошлом. Если кто-то склонял его к таким разговорам, Гилберто замыкался в себе и уходил в камеру.

Он также не любил смотреть фильмы и сериалы о наркоторговле в общем зале тюрьмы. Многие не верили, что этот скромный пожилой человек когда-то возглавлял криминальную организацию, которая только по официальным данным убила около 12 тысяч человек. В США от кокаина из Кали погибли сотни тысяч граждан. 

Ожидается, что тело покойного наркобосса будет тайно отправлено в Колумбию и захоронено в безымянной могиле в присутствии его немногочисленных родственников. Если указать на могиле имя и фамилию, то место захоронения может стать объектом поклонения тех многих колумбийцев, кто до сих пор верит в невиновность и благие намерения Орэхуэла. Именно так уже произошло с могилой Эскобара. 

Вадим Дымарский 

Ссылка по теме:

Смертность от опиоидов побила антирекорд

Ужасающие цифры


Наверх
Elan Yerləşdir Pulsuz Elan Yerləşdir Pulsuz Elanlar Saytı Pulsuz Elan Yerləşdir