ИДЕАЛЬНЫЙ КАПИТАН
Общественное мнение - великая сила. По зову сердца, долгу службы и мере возможностей постоянно слежу за событиями, происходящими в сильнейшем футбольном дивизионе мира - испанском. Естественно, при этом присутствует понятное стремление как можно больше заострить внимание на футболистах из бывшего Советского Союза. Тем более что они пребывают отнюдь не на последних ролях. Валерий Карпин из «Реала Сосьедад» постоянно комментирует матчи своей команды на одном из центральных каналов Испании, вставляя при этом в конце, как бы ненароком, пару русских словечек. Александр Мостовой, защищающий цвета «Сельты», при случае готов рассказать не только о событиях на футбольном поле, но и о политике и моде.
На их фоне защитник сборной России и мадридского «Райо Вальекано» Виктор ОНОПКО выглядит «белой вороной». Скромный, несколько сутулый, обычно немногословный многолетний капитан российской национальной команды пользуется бешеной популярностью. К слову, этот факт я открыл для себя не так давно. Онопко переехал на Пиренейский полуостров еще в 1996 году. Под стать своему характеру он выбрал весьма скромный «Овьедо», балансировавший в то время на грани элитного и второго дивизионов. Это при том, что на защитника сыпались предложения одно слаще другого. Впрочем, как и на других футболистов московского «Спартака». В групповом турнире Лиги чемпионов «красно-белые» одержали шесть побед подряд, что, конечно, не могло остаться без внимания. И владельцы российских команд с удовольствием отпускали футболистов на вольные хлеба. Домосед по характеру, Онопко до последнего не спешил расставаться с Москвой. Однако в один черный день у него угнали автомобиль, и Виктор попросту решил отгородить себя от подобных проблем в дальнейшем. Уехать без скандала не удалось. Руководство «Спартака» ухватилось за вариант с мадридским «Атлетико», а сам игрок подписал предварительное соглашение с «Овьедо». В итоге Онопко не стал ничего переигрывать, чем несказанно расстроил главного тренера столичного клуба серба Радомира Антича. Правда, через несколько лет их пути все же пересеклись в «Овьедо». В 96-м же многие посчитали, что защитник элементарно предпочел быть первым парнем на деревне. Действительно, в Астурии его боготворили. Когда стал вопрос о перезаключении заканчивавшегося контракта, власти города тут же предложили жене Виктора Наталье высокооплачиваемую постоянную работу. С ее профессией - тренер по художественной гимнастике - это было сделать не так и просто. К слову, супруга футболиста - дочь известного в прошлом игрока донецкого «Шахтера» Виктора Звягинцева. В Астурии Онопко все устраивало. И даже когда «Овьедо» неожиданно покинул первый дивизион, он не помышлял о переходе в другую команду.
По другому взглянуть на его личность заставил финансовый крах астурийского клуба. Фактически весь сезон Онопко играл в кредит, который в итоге вырос до размеров в 1,6 миллионов долларов. И в этот момент защитнику поступило предложение от одного из грандов испанского футбола - «Депортиво». Однако руководство клуба из Ла-Коруньи не смогло договориться с коллегами из «Овьедо» о сумме компенсации. И тогда Онопко предложил своим работодателям списать его долг в обмен на трансферную свободу. Вольную он получил, однако к тому времени «Депортиво» уже укрепил позицию центрального защитника. Так Онопко оказался в стане крепкого середняка - «Райо Вальекано».
Лично для меня с этого момента началось самое интересное и любопытное. Защитник с ходу и без вопросов стал лучшим игроком мадридцев. Однако этот факт резко диссонировал с отношением к футболисту на Родине - болельщики безапелляционно называли его «отработанным материалом». А тут появился повод позлорадствовать: в одном из матчей национального первенства Онопко забил гол в собственные ворота.
Летом прошлого года на него вроде как перестал рассчитывать и тренерский штаб сборной России. Только что пришедший к управлению главной командой страны Валерий Газзаев обнародовал список кандидатов из 59 футболистов, где не оказалось не только Онопко, но и того же Карпина с Мостовым. Отсутствие двух последних наставник объяснил нежеланием выкладываться в играх за сборную, касательно Онопко пояснений и вовсе дано не было. Чуть позже Газзаев решился на дипломатичный ход и вызвал защитника на товарищеский матч со Швецией в Москве. Таким образом Онопко получил возможность достичь рекордной отметки в сто матчей. Юбилей футболист отметил весьма оригинально: вышел на поле в стартовом составе, а через две минуты под аплодисменты многочисленных зрителей был заменен. При этом Онопко передал капитанскую повязку, которую он практически бессменно надевал на протяжении семи лет. В знак благодарности руководство Российского футбольного союза вручило Виктору ключи от новенького автомобиля «Порше». Все эти жесты смахивали на проводы Онопко из сборной, но он попросил журналистов не торопиться с выводами: «Я ведь не заявлял о том, что не хочу играть за сборную! Откуда взялся такой факт? Вот когда сам сообщу: «Все, наигрался!» - тогда и будете со мной прощаться!»
Родился Онопко 14 октября 1969 года в Луганске. Закончил местную футбольную школу «Заря», в свое время гремевшую на весь Советский Союз. Достаточно сказать, что здесь же свой большой путь начинали Александр Заваров и Сергей Юран. Со временем и местом рождения Онопко определенно повезло. В конце 60-х - начале 70-х в Луганске наблюдался футбольный бум. А в 1972 году «Заря» под руководством Германа Зонина единственный раз в своей истории завоевала золотые медали первенства СССР. Правда, в футбольной секции Онопко оказался уже тогда, когда от былого величия команды не осталось и следа. Игроки предпочитали более благополучные Днепропетровск, Донецк и Киев. Тот же путь проторил и Онопко. Но сначала ему около полугода пришлось поиграть в «Стахановце» из Стаханова. В донецком «Шахтере» Виктор оказался в 17-летнем возрасте. В тот момент в стане горняков находились такие легендарные личности, как Михаил Соколовский и Виталий Старухин. Онопко подпускали к основному составу чрезвычайно редко. Однако одаренного футболиста заметило руководство главного клуба республики - киевского «Динамо». Кстати, в то время долговязый паренек играл отнюдь не в защите. В некоторых матчах он и вовсе выходил в качестве ярко выраженного нападающего. В линии атаки Онопко зачастую комбинировал с Андреем Канчельскисом, который позже во многом благодаря ему оказался в Донецке. Через год Виктор решил, что уровень динамовского дубля он уже перерос. А поскольку попасть в основу киевлян было нереально, попросил отпустить его обратно в «Шахтер». Переквалифицировавшийся в защитника футболист оказался в нужное время в нужном месте, став оплотом оборонительных редутов команды.
А через два года Онопко вновь был поставлен перед выбором. Советский Союз разваливался на глазах, и перспектива продолжать выступления на Украине откровенно не радовала. В этом плане российское первенство казалось идеальным вариантом продолжения карьеры: Виктора сватали к себе фактически все местные гранды. Он пошел от простого - выбрал московский «Спартак». Тогда Онопко, видимо, еще не знал, что вместе с командой он «поменял» и родину. Выбор между национальными сборными России и Украины автоматически был сделан в пользу первой. Впрочем, дебют защитника на таком уровне пришелся на сборную СНГ. Именно под такой вывеской команда выступала на чемпионате Европы 1992 года в Швеции. Тогда Онопко и Ко сыграли вничью с Голландией и Германией, однако уступили более слабой Шотландии и не вышли из предварительной группы. Выступление сборной СНГ посчитали провальным. Онопко же, прежде всего, запомнился как классный персональщик. В частности, в поединке с голландцами он намертво выключил из игры легендарного Рууда Гуллита.
Тем же летом Виктор стал капитаном «Спартака». К своим новым обязанностям он относился подчеркнуто ответственно. Сезон - 1992/93 складывался для «красно-белых» удачно. В Кубке обладателей кубков москвичи дошли до полуфинального раунда, где получили в соперники бельгийский «Антверпен» и португальского арбитра Коруадо. Именно судья в повторной встрече удалил Онопко с поля за нарушение, которое на самом деле совершил Андрей Иванов. Более того, в ворота «Спартака» был назначен абсолютно немотивированный пенальти. Алекс Чернятински с «точки» не промахнулся - 1:3, и «красно-белые» выбывают из борьбы за почетный трофей.
...Как и предрекал герой статьи, прошлогодний матч со шведами не стал для него последним в сборной. Уже вскоре он был приглашен для подготовки к отборочным поединкам чемпионата Европы. Газзаев попросту не нашел сопоставимого по мастерству центрального защитника. А вот из «Райо Вальекано» Онопко уходит. Еще за два тура до окончания первенства мадридцы потеряли шансы на сохранение места в элите. Трех команд оказалось слишком много даже для столицы Испании. Вслед за снижением интереса к «Райо» со стороны болельщиков команда потеряла основных спонсоров, вследствие чего пришлось существенно урезать фонд зарплаты. У Онопко же в контракте был прописан пункт, в соответствии с которым в случае вылета клуба во второй дивизион он получает статус свободного агента. Можно не сомневаться - без работы Виктор не останется