Как Уго уничтожил Венесуэлу
Военный преступник Путин войдёт в книгу рекордов Гиннеса как единственный в мире президент, которому удалось уничтожить экономику огромной страны с долей мирового ВВП под 2.0% менее чем за две недели. Предыдущий рекорд принадлежит венесуэльскому диктатору Уго Чавесу (Hugo Chavez, 1954 - 2013), который пришёл к власти ровно 20 лет назад, и чья биография как две капли воды похожа на биографию российского диктатора.
Когда Уго возглавил страну, её экономика оценивалась мировыми кредитными агентствами как "очень перспективная". Венесуэле - наряду с Бразилией, Аргентиной и Колумбией - пророчили стремительное развитие малого бизнеса. Свой основной доход страна получала от торговли нефтью (самые большие запасы "чёрного золота" в мире).
Соединённые Штаты стремились сотрудничать с Венесуэлой, так как за несколько месяцев до прихода Чавеса в стране произошли теракты 9/11. Буш-младший и его команда сосредоточились на двух вещах: борьбе с терроризмом и укреплении экономики за счёт более активной международной торговли.
Несмотря на свою социалистическую риторику, Чавес поначалу придерживался рыночного курса. Он моментально стал одним из самых богатых людей в стране (коррупция в Венесуэле зашкаливала всегда), однако давал зарабатывать всем - от людей из личного окружения до бедняков из глубинки. К примеру, Уго любил лично отвозить гуманитарную помощь в бедные регионы.
В первые годы правления Уго рост экономики составлял 2.8%-3.0% в год. Иностранные компании открывали офисы в Каракасе. Туристический бизнес развивался стремительно.
Так, в 2003 году иностранцам даже предлагалась экскурсия на митинг с участием Уго, которое напоминало эффектное шоу с харизматичным народным лидером и находящейся навеселе толпой.
Венесуэла развивалась по удивительной формуле. Чем меньше Чавес интересовался экономикой, тем крепче она становилась. Малый бизнес стал главным занятием граждан. Властная верхушка жила за счёт доходов от продажи нефти.
Главная проблема людей вроде Чавеса/Путина заключается в том, что, достигнув всего, им становится скучно. Им хочется больше народного внимания, одобрения, восхищения. Именно в такие периоды во властных людях начинают формироваться диктаторы, мечтающие об абсолютной власти.
Сначала Чавес демонизировал США. Он обвинил Запад в ущемлении прав человека, ограблении всех социалистических стран, развязывании войн и т. п. Буш-младший относился к подобным речам с улыбкой, так как знал, что Уго работает на внутреннюю аудиторию. Чавес специально создавал образ внешнего врага ради "народного сплочения". Аналогичным образом действовал и Путин.
Затем Уго начал зачистку малых и средних бизнесов. Они массово национализировались. Частные предприниматели в один момент становились нищими. Оказавшие сопротивление отправлялись в тюрьмы, где над ними "работали с помощью спецсредств" (то есть пытали).
Крупные бизнесмены стали "кошельками Уго". Они продолжали жить в роскоши, но смирились с мыслью, что настоящим владельцем их капитала является Чавес. Несколько венесуэльских мультимиллионеров исчезли сразу же после личных встреч с президентом страны.
Зависимость Венесуэлы от экспорта нефти выросла за последние годы правления Чавеса с 77% до 96%. Страна окончательно скатилась в нищету. Окружение Уго сузилось до высокопоставленных военных, которые тесно сотрудничали с Картелем Солнца (Cartel de los Soles) - криминальной организацией, производившей и поставлявшей кокаин во все страны Южной и Центральной Америки.
Чем больше народ жаловался на нищету и бесправие, тем жёстче Уго его подавлял с помощью мощной армии силовиков. Массовые репрессии и систематические нарушения прав человека привели к международным санкциям. Однако Чавесу было уже всё равно. Он окончательно превратился в хладнокровного диктатора, живущего в собственном мире извращённых фантазий.
Особую ставку Уго сделал на пропагандистскую машину, которая 24/7 рассказывала венесуэльцам о вездесущих врагах во главе с США. Это привело к тому, что рейтинг поддержки Чавеса в самых бедных регионах страны достиг 100%. Все здания, стены, мосты и туннели были украшены граффити с его лицом и цитатами. В 2011 году одна из пропагандистских газет рассказала, как мать с двумя детьми умерла от голода возле огромного портрета с изображением Уго.
"Они совершили героический подвиг, подтвердив свою преданность президенту в последние секунды жизни, - писала газета. - С таким мужественным народом Венесуэлу не победит ни одна страна на планете".
Уго собирался править вечно, однако неожиданная неизлечимая болезнь убила его в 58-летнем возрасте (2013). Нация погрузилась в траур. Похороны диктатора, согласно данным пропаганды, посетили свыше миллиона человек.
Мрачные времена для Венесуэлы не закончились. Власть в стране перешла к Николасу Мадуро (Nicolas Maduro), который входил в ближний круг Чавеса и занимал должность вице-президента.
Мадуро выдумал себе биографию "простого водителя школьного автобуса". Он часами рассказывал народу, что прожил большую часть жизни в нищете, но всегда тяжело работал и стойко переносил трудности.
В 2014 году Мадуро объявил лучшим другом Венесуэлы президента Путина, который "героически вернул исконно русские земли в состав России" (то есть оккупировал Крым). В знак признательности Путин стал финансово поддерживать одну из самых нищих и несвободных стран мира. К тандему присоединились Сирия, Северная Корея, Куба и ряд других стран-изгоев.
История Чавеса лишний раз свидетельствует о том, что народ всегда выбирает того президента, которого заслуживает. Отсутствие чувства собственного достоинства, нежелание бороться за гражданские права, слепая вера в пропаганду - всё это неминуемо приводит к власти примитивного, бездарного и жестокого тирана. Такие тираны являются бессменными, но не бессмертными...
Максим Бондарь
Ссылка по теме:
К 60-летию Морской пехоты
На страже свободы и демократии