Восстанавливая историческую справедливость
Сенаторы Кори Букер (демократ от Нью-Джерси) и Тим Скотт (республиканец от Южной Каролины) представили законопроект Anti-Lynching Act (ALA), который признаёт линчевание федеральным преступлением. Несмотря на то, что последний случай линчевания зафиксирован в США более 40 лет назад, в национальном законодательстве до сих пор нет чёткой трактовки этого страшного злодеяния.
"Мы не можем стереть прошлое нашей страны, но в наших силах создать светлое будущее для всех американцев, - прокомментировал билль Скотт. - Давно назревший закон посылает чёткий сигнал: мы не потерпим ненависти и насилия в отношении жителей США".
"Линчевание использовалось сторонниками превосходства белой расы для угнетения и подчинения чернокожих, - добавил Букер. - Эта позорная практика должна, наконец, стать федеральным преступлением".
Букер особо подчеркнул, что ALA назван в честь Эмметта Луиса Тилля (Emmett Louis Till) - 14-летнего ребёнка, который стал жертвой белых расистов.
Тилль родился и вырос в Чикаго (Иллинойс), а летом 1955 года поехал навестить родственников в Миссисипи. Прогуливаясь по небольшому южному городку, весёлый и дружелюбный Эмметт зашёл в продуктовый магазин, принадлежавший 21-летней Кэролин Брайант (Carolyn Bryant). Тилль не сказал и не сделал ничего плохого, однако белую хозяйку бизнеса возмутил сам факт общения с ней на равных. Брайант не понимала, что Эмметт является выходцем из Чикаго - на тот момент самого толерантного города страны.
Брайант рассказала об "инциденте" своему мужу Колину и его брату Миламу. Мужчины сделали вывод, что Тилль флиртовал и сексуально домогался до Кэролин. С ружьями в руках они ворвались в дом дедушки Эмметта и выкрали подростка.
Тилля отвезли на безлюдный пустырь в устье реки Таллахатчи (Tallahatchie River). На протяжении 12 часов Колин и Милам всячески издевались над ребёнком. Сначала Эмметту сломали пальцы на руках и ногах, потом переломали оба колена железным прутом. В конечном итоге Тиллю дважды выстрелили в голову из ружья и сбросили тело в реку.
Дедушка Эмметта обратился в полицию сразу же после его похищения. Расследование, однако, началось только три дня спустя. Пара проплывающих на лодке туристов увидела всплывшее мёртвое тело. Патологоанатомы зафиксировали жуткую насильственную смерть несовершеннолетнего.
Стражи порядка отказались открывать уголовное дело, однако дедушка убитого мальчика оперативно связался с чикагскими газетчиками и о жутком убийстве на почве расизма узнала вся страна.
Общество разделилось на два лагеря. Одни всерьёз верили, что Эмметт не только домогался, но и изнасиловал Брайант (женщина, якобы, скрыла этот факт, чтобы избежать позора). Другие видели в очередном линчевании чернокожего обыкновенный расизм на почве глупых предрассудков.
Мать Тилля настояла на похоронах в открытом гробу, хотя лицо и тело мальчика были сильно изуродованы. Это привлекло ещё больше внимания прессы. Все газеты опубликовали страшные снимки убитого и его фотографию, сделанную за несколько месяцев до гибели. С последнего снимка смотрел улыбчивый парнишка в шляпе и белой рубашке.
Когда Колина и Милама арестовали, они не могли поверить, что такое вообще возможно. Первый постоянно повторял фразу: "Я убил не человека, а чернокожего". Второй призвал жителей Миссисипи выйти на улицы и начать сжигать дома чернокожих. Все расисты юга сделали простой (в силу своих интеллектуальных способностей) вывод: правительство Эйзенхауэра пытается ограничить права белого населения.
Судебный процесс над убийцами Эммета превратился в фарс.
Когда Колин и Милам заходили в зал суда, все присутствующие (включая судью и присяжных) им аплодировали. Когда в суд зашла мать убитого ребёнка - все замолкли, а некоторые произносили ругательства в её адрес. На протяжении всего процесса судья ни разу не посмотрел на мать Тилля. Он демонстративно отворачивался, а уже потом задавал вопросы.
Присяжные не просто оправдали Колина и Милама. В ходе судебного процесса они стали настоящими героями. Расисты называли их "патриотами", "защитниками женщин" и "образцовыми семьянинами". Никто из них не сомневался в том, что Тилля убили заслужено и в целях самообороны.
Одной из юридических причин оправдания убийц Тилля стало отсутствие линчевания в списке уголовных преступлений Миссисипи. Судья несколько раз пояснял присяжным, что убийство и линчевание - два разных явления. За первое сажают в тюрьму. За второе - отпускают на свободу.
Спустя несколько месяцев Колин и Милам дали интервью популярному на юге журналу и открыто признались в убийстве 14-летнего паренька. При этом Колин со злорадством смаковал подробности экзекуции и жалел о том, что перед смертью мальчик мало мучался.
Смерть Тилля только укрепила движение за права чернокожих. Погибший стал символом в борьбе с расистами и Ку-клукс-кланом. В частности, с портретами Эмметта вышли на бойкот водители автобусов в Монтгомери (Алабама). Они бастовали больше года, и всё это время общественный транспорт в огромном городе не работал.
Билль ALA от Букера и Скотта сделает линчевание чётким и детально прописанным в федеральном законодательстве преступлением, которое будет караться пожизненным заключением. Прокуратуре не придётся подгонять подобные злодеяния под убийства (murder/homicide). Преступление получит неоспоримую ненавистническую составляющую (hate crime).
Любопытно, что с 1950-х годов Конгресс более 50 раз отказывался признавать линчевание федеральным преступлением. Каждый раз республиканцы заявляли о несвоевременности подобных биллей. Мол, прошлое лучше не ворошить. Демократы под давлением правозащитников, однако, находили силы вновь и вновь продвигать подобные законопроекты.
Теперь шансы на прохождение ALA оцениваются как стопроцентные. Через Палату представителей он пройдёт очень легко, а большинство в Сенате будет гарантировано благодаря одному из авторов билля - республиканцу Скотту.
Максим Бондарь
Ссылка по теме:
Обыкновенный расизм: история Пам и Майерс
Жуткая криминальная история из штата Вашингтон