Временное подорожание
Ведущие американские экономисты уверены, что в обозримом будущем цены на товары и услуги в США не только стабилизируются, но и поползут вниз. Оптимизм объясняется природой нынешней инфляции. Она спровоцирована не пандемией Covid-19, не вливанием в денежную массу дополнительных триллионов долларов и даже не ошибками Трампа/Байдена. Конкретная, главная и прямая причина роста цен объясняется тремя словами - нарушением цепочки поставок (supply chain disruption).
К примеру, продуктовая логистика в США состоит из более чем десятка звеньев. Если где-то происходит сбой, то стоимость товара увеличивается мгновенно. Каждое звено застраховано и чем больше сбоев, тем выше стоимость иншуренса. Как результат, в целях минимизации потерь производитель, упаковщик, доставщик, продавец и другие перекладывают финансовые потери на конечное звено - потребителя.
Показательный случай произошёл в прошлом году с производителем белого лука в Орегоне. На протяжении более чем 60 лет семейный бизнес отправлял овощ в нью-йоркские магазины. Пандемия Covid-19 спровоцировала хаос, который привёл к двум событиям: фермер вынужден был вырыть экскаватором большую яму и закопать 12 тонн лука, а в самом Большом Яблоке лук стал дефицитным товаром и временно подорожал до $3 за фунт.
Спрашивается, как такое могло произойти?
Между Орегоном и Большим Яблоком всего 2,740 миль (41 час езды). Неужели опытный фермер не мог придумать, как продать столь востребованный товар?
Ответ очевиден: фермер только производит, а магазин только продаёт. Между ними находятся ещё много звеньев.
Производитель лука приложил все усилия для реализации товара, но десятки раз услышал фразы "негде хранить", "нет свободных грузовиков", "перевозки подорожали", "закупочные цены снизились", "магазин вышел из бизнеса", "склад закрыт", "некому работать", "нужный работник заболел" и т. п.
Нарушение цепочки поставок характеризуется пятью явлениями.
Первое - скачки спроса.
Вспомните, как в марте 2020 года американцы бросились скупать туалетную бумагу, бумажные полотенца и одноразовые маски. Буквально за 2-3 дня с полок магазинов было сметено абсолютно всё. В интернете рулон туалетной бумаги продавался за $10, хотя ещё неделей ранее стоил 67 центов.
Производители дефицитных товаров моментально попали в поле зрения всякого рода спекулянтов, обещавших платить за продукцию значительно больше, чем по действующим контрактам. Товары стали чаще попадать на чёрный рынок, чем в магазины.
Параллельно скачок спроса с обратным эффектом на ту же туалетную бумагу произошёл в ресторанах, аэропортах, самолётах и офисах, закрытых на локдаун. Логистика рухнула. Прибыль сократилась. Для поиска новых рынков потребовалось много времени и денег.
Второе явление - падение спроса.
Здесь ярким примером являются авиакомпании, сократившие пассажиропоток в разгар Covid-19 на 95%. Десятки тысяч сотрудников были отправлены по домам. Простаивающие самолёты спровоцировали кризис туристической сферы, малого/среднего бизнеса и т. п.
Рыночная экономика нашей страны напоминает цепочку домино. Если одна костяшка упала, то вслед за ней рухнет и всё остальное. Потом придётся аккуратно поднимать и выстраивать доминошки в новый ровный ряд (что и пытаются делать власти США).
Далее следует снижение производительности.
К примеру, компания Sysco до пандемии Covid-19 занималась поставкой продовольственных товаров в рестораны по всей стране. Бизнес шёл в гору. Инвесторы вкладывали в Sysco миллионы долларов и не видели рисков.
Пока компания обдумывала решение о расширении бизнеса и найме десятков тысяч новых работников, все рестораны в стране приостановили работу. К концу марта 2020 года Sysco уволила 33% своих сотрудников.
Четвёртое явление - ограниченные складские помещения и доступ к ним.
Места для хранения товаров состоят не из четырёх стен и крыши. Это очень сложные конструкции с огромным количеством требований со стороны инспекторов. В них должна поддерживаться специальная температура, чистота, вентиляция и т. п.
Так, в разгар Covid-19 инспектора закрыли несколько больших складов для хранения мяса из-за многочисленных нарушений. В одном случае единственный специалист по ремонту холодильников умер от коронавируса. В другом случае у владельцев склада закончились дезинфицирующие средства.
Интернет-магазин Amazon вообще закрыл несколько складов с товарами из-за вспышек коронавируса. Как результат, даже на самых непопулярных товарах появилась надпись Sold Out.
Пятое явление, которое теперь будет прописано во всех учебниках по экономике и логистическим цепочкам, называется Китай.
Никто даже представить не мог, что Соединённые Штаты будут так сильно зависеть от Поднебесной с её миллионами фабрик и заводов. Из-за хаоса в сфере морских грузоперевозок гигантские баржи с контейнерами не могут выйти из портов и зайти в порты. На снимках из космоса можно увидеть, как десятки кораблей ждут своей очереди на загрузку/разгрузку.
Иногда большие компании специально просят капитанов барж побыть несколько лишних дней или даже недель в море/океане, чтобы спрос на дефицитный товар вырос ещё сильнее. Это совершенно легальный способ заработка в кризис.
Более того, даже мексиканские картели соглашаются платить за китайское сырьё дороже - лишь бы не останавливать работу лабораторий по производству синтетических опиоидов.
Когда проблема supply chain disruption исчезнет, и логистические звенья вновь превратятся в надёжный механизм, стоимость товаров и услуг пойдёт вниз. Конкуренция между бизнесами усилится. В магазины вернутся распродажи. Не секрет, что многие жители США соскучились по надписям Sale, 50% Off, Buy 1 Get 1 Free и т. п. Сегодня продавать товары со скидкой крайне невыгодно, так как их всё равно купят из-за ограничений в поставках.
Напоследок советую всем читателям "РБ" не расстраиваться высокими ценами и сохранять оптимизм. Рано или поздно мы будем вспоминать всё происходящее, как дурной сон.
Евгений Новицкий